В целях реализации положений Таможенного кодекса Таможенного союза (Федеральный закон от 2 июня 2010 г. N 114-ФЗ "О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 23, ст. 2796), Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 г. "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" и Решения Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" приказываю:
1. Утвердить Инструкцию по проведению проверки правильности декларирования таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Таможенного союза ( Приложение N 1 ), и Регламент действий должностных лиц таможенных органов при контроле и корректировке таможенной стоимости товаров ( Приложение N 2 ), Регламент действий должностных лиц таможенных органов при проведении дополнительной проверки для самостоятельного получения таможенным органом сведений, относящихся к таможенной стоимости товаров (Приложение N 3).
1. Утвердить Инструкцию по проведению проверки правильности декларирования таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Таможенного союза ( Приложение N 1 ), и Регламент действий должностных лиц таможенных органов при контроле и корректировке таможенной стоимости товаров ( Приложение N 2 ).
2. Начальникам региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, обеспечить приведение в соответствие с настоящим Приказом должностных инструкций (должностных регламентов) должностных лиц подчиненных таможенных органов.
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на первого заместителя руководителя ФТС России В.М. Малинина.
Руководитель
действительный государственный
советник таможенной службы
Российской Федерации
А.Ю.БЕЛЬЯНИНОВ
Приложение N 1
к Приказу ФТС России
от 14 февраля 2011 г. N 272
I. Общие положения
II. Проверка правильности определения таможенной стоимости
товаров по стоимости сделки с ними
III. Порядок действий должностных лиц таможенных
органов при сравнении заявленной декларантом (таможенным
представителем) таможенной стоимости товаров с имеющейся
в таможенных органах ценовой информацией
IV. Порядок действий должностных лиц таможенных органов
при проведении дополнительной проверки
V. Проверка правильности определения таможенной стоимости
товаров в соответствии со статьями 6 и 7 Соглашения
VI. Проверка правильности определения таможенной стоимости
товаров в соответствии со статьей 8 Соглашения
VII. Проверка правильности определения таможенной стоимости
товаров в соответствии со статьей 9 Соглашения
VIII. Проверка правильности определения таможенной стоимости
товаров в соответствии со статьей 10 Соглашения
1. Инструкция по проведению проверки правильности декларирования таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Таможенного союза (далее - Инструкция), определяет порядок действий должностных лиц таможенного поста или таможни, уполномоченных в соответствии со своими должностными обязанностями (далее - уполномоченные должностные лица) осуществлять контроль определения и заявления декларантом (таможенным представителем) таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Таможенного союза (далее - товары), а также корректировку таможенной стоимости товаров в случаях, установленных законодательством Таможенного союза.
Инструкция разработана на основании Таможенного кодекса Таможенного союза (Федеральный закон от 2 июня 2010 г. N 114-ФЗ "О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 23, ст. 2796)) (далее - Кодекс) и Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 г. "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение).
2. Положения Инструкции не могут рассматриваться как ограничивающие полномочия таможенных органов проверять в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Таможенного союза, правильность определения таможенной стоимости товаров, включая подлинность документов, представленных декларантом (таможенным представителем) в целях определения таможенной стоимости товаров, и достоверность содержащихся в них сведений.
3. Инструкция применяется при контроле таможенной стоимости:
- заявленной декларантом (таможенным представителем) таможенному органу при таможенном декларировании товаров;
- по результатам дополнительной проверки в соответствии со статьей 69 Кодекса;
- до и после выпуска товаров.
4. Инструкция не применяется при перемещении физическими лицами товаров, предназначенных для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.
5. Проверка правильности декларирования таможенной стоимости товаров производится в рамках установленного порядка декларирования таможенной стоимости товаров, в том числе с использованием результатов анализа сведений, содержащихся в электронных документах, сформированных специальными программными средствами, обеспечивающими применение технологии автоматизированного контроля таможенной стоимости (далее - технология АКТС), и в пределах сроков, установленных таможенным законодательством Таможенного союза.
(абзац в ред. Приказа ФТС России от 29.07.2014 N 1451)
--------------------------------
<*> Сноска исключена с 1 декабря 2014 года. - Приказ ФТС России от 29.07.2014 N 1451.
Проверка правильности декларирования и корректировки таможенной стоимости товаров независимо от выбранного декларантом (таможенным представителем) метода ее определения включает следующие действия уполномоченных должностных лиц:
1) проверку наличия документов, предусмотренных Перечнем документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров <*>.
--------------------------------
<*> Приложение N 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров";
2) проверку правильности заполнения декларации таможенной стоимости (ДТС) (в случаях, когда она заполняется), которая включает в себя следующие действия:
- проверку полноты и правильности заполнения граф ДТС в соответствии с установленным порядком <*>.
--------------------------------
<*> Приложение N 2 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров";
- проверку соответствия информации, содержащейся в ДТС, сведениям, указанным в документах и в декларации на товары (ДТ);
3) проверку правильности применения декларантом (таможенным представителем) метода определения таможенной стоимости товаров, установленного таможенным законодательством Таможенного союза <*> , которая включает в себя следующие действия:
--------------------------------
<*> Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 г. "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза";
- проверку соответствия выбранного метода виду и условиям внешнеэкономической сделки;
- проверку соблюдения условий применения метода.
4) проверку правильности определения декларантом (таможенным представителем) структуры заявленной таможенной стоимости, которая включает в себя следующие действия:
- проверку правильности определения основы для определения таможенной стоимости;
- проверку полноты включения компонентов в основу для определения таможенной стоимости оцениваемых товаров и правильности их количественного определения;
- проверку обоснованности заявленных декларантом (таможенным представителем) вычетов из основы для определения таможенной стоимости и правильности их количественного определения;
5) проверку документального подтверждения заявленной таможенной стоимости и всех ее компонентов (дополнительных начислений и вычетов), включая проверку соответствия сведений, указанных в представленных документах;
6) оценку достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости с использованием системы управления рисками (СУР).
6. При проведении проверки правильности заполнения ДТС (в случаях, когда она заполняется) уполномоченные должностные лица проверяют соответствие следующих сведений, заявленных в ДТС, информации, содержащейся в представленных документах:
наименования (фамилии, имени, отчества для физических лиц) продавца и покупателя, а также адреса их местонахождения - аналогичным сведениям в счете-фактуре (инвойсе) продавца;
номера и даты счета-фактуры (инвойса) в ДТС - аналогичным сведениям, указанным в счете-фактуре (инвойсе) и ДТ;
номера и даты внешнеторгового договора, а также номера и даты действующих приложений, дополнений и изменений к нему в ДТС - аналогичным сведениям, указанным в этом договоре, приложениях и изменениях к нему, а также в ДТ;
условия поставки в ДТС - условию поставки в счете-фактуре (инвойсе), внешнеторговом контракте;
величины цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, в ДТС - величине, указанной в счете-фактуре (инвойсе) и ДТ;
курса валюты в ДТС - курсу валюты, указанному в ДТ;
величин дополнительных начислений и (или) вычетов, предусмотренных Соглашением, в ДТС - информации, содержащейся в счетах-фактурах (инвойсах) и других документах;
информации о лице, составившем ДТС, - аналогичным сведениям, указанным в ДТ.
7. При проведении проверки правильности выбора декларантом (таможенным представителем) метода определения таможенной стоимости товаров уполномоченные должностные лица осуществляют следующие действия:
1) уточняют характер сделки и заявленную таможенную процедуру;
2) устанавливают, что имеет место продажа товаров для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза и сделка является внешнеторговой сделкой купли-продажи.
Документальным подтверждением существования продажи товаров для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза являются внешнеторговые договоры купли-продажи (возмездные договоры поставки), коммерческие счета, банковские (платежные) и другие документы.
В случае отсутствия продажи товаров для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза (например, безвозмездная поставка, бартерная сделка и др.) таможенная стоимость не может быть определена в соответствии со статьями 4 и 5 Соглашения;
3) проверяют и убеждаются в соблюдении следующих условий принятия стоимости сделки в качестве таможенной стоимости:
а) не существует ограничений в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами (например, ограничение права перепродажи товаров), за исключением ограничений, которые:
установлены совместным решением органов Таможенного союза;
ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы;
существенно не влияют на стоимость товаров.
В случае наличия таких ограничений таможенная стоимость не может быть определена в соответствии со статьями 4 и 5 Соглашения;
б) продажа товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено (например: покупка товара одного наименования, пользующегося высоким спросом, только при условии покупки другого товара с низким уровнем спроса; не предусмотренное внешнеэкономической сделкой участие в сделке третьих лиц, несущих расходы, связанные с приобретением, хранением, формированием товаров, возмещаемые покупателем; цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товар, снижена за счет увеличения стоимости услуг, предусмотренных договором подряда, и др.);
в) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи товаров, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не будет причитаться прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 5 Соглашения могут быть произведены дополнительные начисления.
Если декларант (таможенный представитель) указал в ДТС о существовании во внешнеторговом договоре и (или) в иных документах условия, согласно которым часть дохода, полученного в результате последующих продаж товаров, распоряжения товарами иным способом или их использования, будет причитаться прямо или косвенно продавцу, уполномоченные должностные лица убеждаются, что такая величина доходов количественно определена, документально подтверждена и правильно заявлена в ДТС;
г) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Соглашения, то есть взаимосвязь не повлияла на стоимость сделки.
8. Если условия принятия стоимости сделки в качестве таможенной стоимости соблюдаются, уполномоченные должностные лица осуществляют проверку правильности определения декларантом (таможенным представителем) структуры заявленной таможенной стоимости.
При проведении проверки правильности произведенных декларантом (таможенным представителем) расчетов уполномоченные должностные лица совершают следующие действия:
1) проверяют правильность определения основы для расчета таможенной стоимости в ДТС:
а) правильность выполненных расчетов цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате с учетом скидок (если они были предусмотрены), и возможность их учета при таможенной оценке;
б) наличие договорных отношений между продавцом и покупателем товаров, предусматривающих косвенные платежи покупателя продавцу или в пользу продавца третьим лицам (например, платежи за рекламу в счет погашения части стоимости товаров и др.);
в) правильность применения курса валют и пересчета в валюту Российской Федерации суммы в иностранной валюте;
2) проверяют необходимость и правильность осуществления дополнительных начислений к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, при определении таможенной стоимости путем установления следующих фактов:
а) осуществлялось ли покупателем отдельно от цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, вознаграждение посредникам (агентам) и вознаграждение брокерам, действовавшим от имени и (или) по поручению продавца (например, вознаграждение за организацию перевозки груза);
б) осуществлялась ли покупателем отдельно от цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, оплата расходов на тару, которая для таможенных целей рассматривается как единое целое с ввозимыми товарами;
в) осуществлялась ли покупателем отдельно от цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, оплата расходов по упаковке, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;
г) предусмотрены ли поставки (прямо или косвенно, бесплатно или по сниженной цене) покупателем продавцу товаров и услуг, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 5 Соглашения;
д) причитается ли прямо или косвенно продавцу часть полученного в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования ввозимых товаров дохода (выручки);
е) осуществлялась ли покупателем отдельно от цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, оплата (полностью или частично) перевозки (транспортировки), погрузки, выгрузки или перегрузки и проведения иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) товаров до места прибытия на единую таможенную территорию Таможенного союза;
ж) осуществлялась ли покупателем отдельно от цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, оплата (полностью или частично) страхования в связи с международной перевозкой товаров;
з) предусмотрены ли внешнеэкономической сделкой лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (включая платежи за патенты, товарные знаки, авторские права), которые относятся к оцениваемым (ввозимым) товарам и которые прямо или косвенно произвел или должен произвести покупатель в качестве условия продажи оцениваемых товаров, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за эти товары.
Если по результатам указанной проверки выявлена необходимость осуществления дополнительных начислений к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, то уполномоченные должностные лица проверяют:
произведены ли декларантом (таможенным представителем) начисления при определении таможенной стоимости в полном объеме;
подтверждены ли документально и являются ли количественно определенными и достоверными данные, использованные декларантом (таможенным представителем) при осуществлении указанных начислений;
3) если декларант (таможенный представитель) заявил вычеты из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, то уполномоченные должностные лица проверяют и устанавливают следующее:
заявленные декларантом (таможенным представителем) вычеты предусмотрены пунктом 2 статьи 5 Соглашения;
заявленные вычеты из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, выделены во внешнеторговом договоре и в счете-фактуре или отдельном счете;
данные, использованные декларантом (таможенным представителем) при осуществлении указанных вычетов, подтверждены документально и являются количественно определенными и достоверными.
При невыполнении перечисленных выше условий заявленные декларантом (таможенным представителем) вычеты из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, таможенным органом не принимаются.
9. Проверка правильности документального подтверждения заявленной декларантом (таможенным представителем) таможенной стоимости и всех ее компонентов заключается в оценке достаточности и достоверности представленных декларантом (таможенным представителем) документов и содержащихся в них сведений для целей определения таможенной стоимости.
При проведении проверки документального подтверждения заявленной таможенной стоимости и всех ее компонентов уполномоченные должностные лица проверяют и устанавливают следующее:
1) документы, представленные декларантом (таможенным представителем) для подтверждения заявленной таможенной стоимости в соответствии со статьей 4 Соглашения, содержат следующую информацию <*>:
--------------------------------
<*> Согласно обычаям делового оборота указанную информацию содержит внешнеторговый договор (контракт), приложения, спецификации к нему, а в части обязанностей перевозчика и страховщика - договоры перевозки и страхования соответственно. Сведения могут быть отражены в иных документах, за исключением наименования и количества товара;
перечень товаров с указанием по каждому из них полного наименования, сведений о товарных знаках, марках, моделях, артикулах, стандартах и тому подобных технических и коммерческих характеристик, названия производителя, цены за единицу, количества и общей стоимости по каждому наименованию;
требования к качеству товара;
порядок предъявления претензий к продавцу, перевозчику, страховщику в связи с фактическим несоответствием количества и качества товара условиям сделки;
условия и сроки платежа;
условия поставки товара;
условия предоставления скидок к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, если скидки предусмотрены.
2) в документах, выражающих содержание сделки, а также коммерческих, транспортных, платежных (расчетных) и иных документах, относящихся к одним и тем же товарам, отсутствуют расхождения и противоречия между аналогичными сведениями;
3) документы не являются недействительными <*> и не содержат признаков фальсификации. В случае, если документы являются недействительными, метод определения таможенной стоимости в соответствии со статьей 4 Соглашения не применяется.
--------------------------------
<*> В соответствии с законодательством Российской Федерации под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
10. Завершающим этапом проверки правильности определения таможенной стоимости, направленным на соблюдение декларантом (таможенным представителем) требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством о таможенном деле в Российской Федерации, является проверка правильности определения декларантом (таможенным представителем) таможенной стоимости с использованием системы управления рисками, в том числе путем сравнения заявленной таможенной стоимости товаров с имеющейся в таможенном органе ценовой информацией.
11. При проведении оценки достоверности заявленной декларантом (таможенным представителем) таможенной стоимости товара уполномоченные должностные лица осуществляют сравнение и анализ заявленной таможенной стоимости с имеющейся в таможенном органе ценовой информацией, в том числе с использованием сформированных специальными программными средствами, обеспечивающими применение технологии АКТС, результатов сравнительного анализа сведений о заявленной таможенной стоимости со сведениями, содержащимися в центральной базе данных Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов, в следующем порядке:
(абзац в ред. Приказа ФТС России от 29.07.2014 N 1451)
1) на основании заявленных декларантом (таможенным представителем) данных рассчитывают таможенную стоимость товара за основную либо дополнительную единицу измерения;
2) обеспечивают выбор источника информации для сравнения таким образом, чтобы описание выбранного для сравнения товара, его коммерческие, качественные и технические характеристики, условия поставки в наибольшей степени соответствовали описанию, характеристикам, условиям поставки оцениваемых товаров, а также условиям сделки с оцениваемыми товарами; при этом таможенный орган выбирает тот источник ценовой информации, который в наибольшей степени отвечает следующим требованиям:
а) наличие точного описания товара: коммерческое наименование товара, описание на ассортиментном уровне, сведения о фирме-изготовителе, материал, технические параметры и прочие характеристики, которые влияют на стоимость данного вида товара;
б) обеспечение максимального возможного подобия сравниваемых товаров, означающее, что при выборе источника информации таможенный орган подбирает для сравнения идентичные товары, затем однородные товары, а при их отсутствии - товары того же класса или вида <*>.
--------------------------------
<*> Под товарами того же класса или вида понимаются товары, относящиеся к одной группе или ряду товаров, включая идентичные и однородные товары, изготовление которых относится к соответствующему виду экономической деятельности ( пункт 1 статьи 3 Соглашения).
Для целей проведения анализа и подбора сравниваемых товаров таможенный орган может обратиться к лицам, осуществляющим ввоз и (или) реализацию идентичных, однородных товаров или товаров того же класса или вида, или к заводу, осуществляющему их переработку (обработку), для получения консультаций и более подробной информации о физических и иных характеристиках, качестве и репутации таких товаров (например, информационные раздаточные материалы, инструкции по эксплуатации, каталоги с описанием товара и др.).
Информация может быть получена таможенным органом любым не запрещенным законодательством Российской Федерации способом, в том числе с использованием сети Интернет;
3) из выбранного источника ценовой информации определяют цену единицы товара того же класса или вида (идентичного, однородного);
4) при необходимости проводят корректировку ценовой информации для учета различий в коммерческих уровнях продажи (оптовом, розничном и ином) и (или) в количестве, в дополнительных начислениях, указанных в статье 5 Соглашения, между оцениваемыми товарами и ценовой информацией;
5) сравнивают заявленную декларантом (таможенным представителем) величину таможенной стоимости товара с проверочной величиной.
12. Сравнение и анализ производится с использованием источников информации, имеющихся в таможенном органе, в том числе полученной от вышестоящих таможенных органов, а также полученной от иных органов, организаций, предприятий и т.д.
13. При использовании ценовой информации товаров на внутренних рынках государств - членов Таможенного союза необходимо осуществить вычеты следующих сумм:
вознаграждений агенту (посреднику), обычно выплачиваемых или подлежащих выплате, либо надбавок к цене, обычно производимых для получения прибыли и покрытия коммерческих и управленческих расходов в связи с продажей на единой таможенной территории Таможенного союза товаров того же класса или вида, в том числе ввезенных из других стран;
обычных расходов на осуществленные на единой таможенной территории Таможенного союза перевозки (транспортировки), страхования, а также иных, связанных с такими операциями расходов на территории государств - членов Таможенного союза;
таможенных пошлин, налогов, сборов, применяемых в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, иных налогов, подлежащих уплате в связи с ввозом и (или) продажей товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза или с их продажей на этой территории, включая налоги и сборы субъектов этого государства - члена Таможенного союза и местные налоги и сборы.
14. Уполномоченные должностные лица таможенного органа принимают решение о принятии заявленной декларантом (таможенным представителем) таможенной стоимости, если соблюдены установленные пунктом 1 статьи 4 Соглашения условия принятия стоимости сделки в качестве таможенной стоимости и отсутствуют признаки, указывающие на то, что сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными.
15. Если по результатам сравнения и анализа заявленной декларантом (таможенным представителем) таможенной стоимости с имеющейся в таможенном органе ценовой информацией выявляется расхождение между величиной заявленной декларантом (таможенным представителем) таможенной стоимости товара и проверочной величиной, либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, в таком случае согласно пункту 1 статьи 69 Кодекса таможенный орган проводит дополнительную проверку в сроки и порядке в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза <*>.
--------------------------------
<*> Решение Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров".
16. При принятии таможенным органом решения о проведении дополнительной проверки контроль таможенной стоимости товаров считается незавершенным. Принятое решение таможенного органа о проведении дополнительной проверки доводится до декларанта в порядке, сроки и форме согласно Решению Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров".
Если дополнительная проверка не может быть завершена в сроки, установленные статьей 196 Кодекса, выпуск товара осуществляется при условии предоставления декларантом обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, исчисленного таможенным органом в соответствии с пунктом 2 статьи 88 Кодекса.
17. Дополнительная проверка заключается в выяснении дополнительных обстоятельств рассматриваемой сделки и условий продажи товаров, обусловливающих расхождение между величиной таможенной стоимости товара и ценовой информацией, имеющейся в таможенном органе, а также получении разъяснений относительно выявленных признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров.
При рассмотрении дополнительных обстоятельств сделки и условий продажи товаров уполномоченные должностные лица выясняют следующее:
статус и взаимоотношения контрагентов по внешнеторговой сделке: участие посредника в осуществлении внешнеторговой сделки, организационно-правовая форма покупателя, является ли один из контрагентов единственным агентом, единственным дистрибьютором другого контрагента или единственным пользователем по договору коммерческой концессии и т.п.;
условия организации конкретной внешнеторговой сделки: способ выбора и заказа товаров;
коммерческие условия внешнеторговой сделки: механизм формирования цены товаров, коммерческий уровень продажи товаров, формы расчета и способ оплаты товаров, виды предусмотренных контрактом скидок и условия их предоставления и т.п.;
условия организации перевозки (транспортировки) товаров: условия поставки товаров, наличие экспедитора, маршрут следования товаров и вид транспорта, хранение товаров в стране транзита, выполнение работ по погрузке, выгрузке или перегрузке товаров, наличие или отсутствие страхования;
описание и характеристики товаров: технические, функциональные и качественные характеристики товара, способы его изготовления и упаковки, конъюнктура рынка торговли данными видами товаров и т.п.;
условия реализации товаров на территории стран - членов Таможенного союза: товары используются для собственного производства и (или) потребления либо для продажи, размер надбавки к цене и т.п.
Для выяснения указанных обстоятельств и условий, а также получения разъяснений относительно выявленных признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров уполномоченные должностные лица осуществляют следующие действия:
запрашивают у декларанта (таможенного представителя) дополнительные документы, сведения <*> и пояснения, перечень которых указывается в решении о проведении дополнительной проверки <**>.
--------------------------------
<*> Приложение N 3 к Порядку контроля таможенной стоимости товаров, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза N 376 от 20 сентября 2010 года "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров".
<**> Приложение N 2 к Порядку контроля таможенной стоимости товаров, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза N 376 от 20 сентября 2010 года "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров";
анализируют запрошенные у декларанта дополнительные документы и сведения;
анализируют полученную самостоятельно, в том числе путем направления запросов в государственные органы и иные организации, дополнительную информацию о стоимости товаров, идентичных или однородных с оцениваемыми товарами.
18. Запрос о представлении дополнительных документов и сведений для подтверждения таможенной стоимости формируется с учетом обстоятельств и условий конкретной внешнеторговой сделки с учетом определения того, какие сведения, заявленные декларантом (таможенным представителем), вызывают сомнения у таможенного органа, а следовательно, требуют уточнения или подтверждения и какие документы необходимо для этого представить.
В случае выявления с использованием СУР недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров уполномоченные должностные лица у декларанта (таможенного представителя) в случае отсутствия в представленных при осуществлении таможенных операций документах, а также если их запрос не противоречит условиям внешнеторговой сделки, запрашивают следующие документы:
прайс-лист производителя ввозимых товаров;
коммерческое предложение;
сведения о стоимости товара в стране отправления;
пояснения по условиям продажи, которые могли повлиять на цену сделки;
документы по оплате ввозимого товара;
иные документы, позволяющие установить причины отклонения стоимости ввозимых товаров от ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа;
имеющуюся в распоряжении декларанта информацию о стоимости идентичных/однородных товаров;
ведомости банковского контроля, бухгалтерские документы об оприходовании товаров, выписки по лицевым счетам, платежные поручения, заявления на перевод (если по условиям контракта предоставление в ходе совершения таможенных операций документов по оплате ввозимого товара не представляется возможным или оплата товара осуществляется без ссылок в платежных документах на конкретные счета (спецификации), кроме документов по оплате предыдущей партии товара).
При выявлении в результате контроля несоответствия сведений, влияющих на таможенную стоимость товаров, в документах, представленных декларантом (таможенным представителем), уполномоченные должностные лица в случае, если их запрос не противоречит условиям внешнеторговой сделки, запрашивают следующие документы:
пояснения декларанта по выявленным несоответствиям с приложением документов, подтверждающих указанные в пояснениях причины расхождения сведений; в частности, с учетом обстоятельств сделки могут быть истребованы документы об урегулировании сторонами внешнеэкономической сделки претензий о несоответствии стоимости фактически поставленного товара его контрактной стоимости;
банковские платежные документы по оплате/возврату возникшей вследствие несоответствия суммы задолженности/переплаты;
сведения о стоимости ввозимых (ввезенных) товаров в разрезе торговых марок (брендов), моделей, артикулов (если причиной выявленного несоответствия сведений явилась пересортица при поставке товаров);
оферты, заказы, прайс-листы продавцов оцениваемых, идентичных, однородных товаров, а также товаров того же класса или вида (если необходимо установить фактическую стоимость товаров);
договоры на поставку оцениваемых, идентичных и однородных товаров для их продажи на единой таможенной территории Таможенного союза.
В случае выявления более низких цен на декларируемые товары по сравнению с ценами на идентичные или однородные товары при сопоставимых условиях их ввоза по информации иностранных производителей и если причиной отклонения заявленной таможенной стоимости от информации производителя товара явилось различие в условиях поставки, в коммерческом уровне продажи (наличие посредников), в количестве поставляемого товара, то уполномоченные должностные лица в случае, если их запрос не противоречит условиям внешнеторговой сделки, запрашивают следующие документы:
сведения, разъясняющие основания предоставления продавцом скидок покупателю на конкретную партию товара, их величину, если такие скидки предусмотрены внешнеторговым договором, но не определены количественно;
дилерские (дистрибьюторские) соглашения (при наличии сведений о дилерских (дистрибьюторских) скидках);
сертификаты дилера (для оценки взаимных прав и обязанностей такого рода соглашений на предмет их возможного влияния на стоимость сделки);
документы, подтверждающие стоимость транспортировки товаров (справки транспортных организаций, расчет стоимости перевозок, тарифы и т.п.);
документы, подтверждающие расходы по страхованию международной перевозки;
документы, подтверждающие расходы, связанные с оформлением товаров в таможенном отношении при вывозе на таможенную территорию Таможенного союза;
документы, свидетельствующие об уровне прибыли и дополнительных расходов посредника, агента покупателя.
При выявлении более низких цен декларируемых товаров по сравнению с ценами на идентичные или однородные товары по данным аукционов, биржевых торгов (котировок), ценовых каталогов уполномоченные должностные лица в случае, если их запрос не противоречит условиям внешнеторговой сделки, запрашивают следующие документы:
документы об аукционной стоимости лотов идентичных, однородных товаров, товаров того же класса либо вида;
документы о стоимости товаров, конкурентных торгов.
В случае выявления более низких цен декларируемых товаров по сравнению с ценой компонентов (в том числе сырьевых), из которых изготовлены ввозимые товары, уполномоченные должностные лица запрашивают пояснения о влияющих на цену физических (технических) характеристиках товаров и сертификаты качества. В случае необходимости может быть назначена таможенная экспертиза при проведении таможенного контроля в соответствии с главой 20 Кодекса.
При выявлении взаимосвязи продавца и покупателя, которая в сочетании с низкими ценами декларируемых товаров дает основания полагать согласно информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа, о влиянии данной взаимосвязи на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за товары, уполномоченные должностные лица в случае, если их запрос не противоречит условиям внешнеторговой сделки, запрашивают следующие документы:
учредительный договор покупателя и продавца ввозимого товара;
документы, содержащие сведения о принадлежащих декларанту голосующих акциях организаций государств - членов Таможенного союза и иностранных государств;
документы, свидетельствующие о таможенном декларировании идентичных или однородных товаров, таможенная стоимость которых была определена по стоимости сделки с ввозимыми товарами при их продаже для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза покупателям, не являющимся взаимосвязанными с продавцом лицами;
документы, свидетельствующие о том, что цена товара установлена таким способом, который согласуется с нормальной ценовой практикой рассматриваемой отрасли или с тем, как устанавливается цена при продажах независимым покупателям;
прайс-листы производителя ввозимых товаров либо его коммерческое предложение, представляющие собой открытую оферту неограниченному кругу лиц в целях устранения влияния взаимосвязи на содержащиеся в нем сведения;
оферты, заказы продавцов оцениваемых, идентичных и однородных товаров, а также товаров того же класса или вида;
документы, подтверждающее участие продавца в распределении прибыли от деятельности покупателя (в тех случаях, когда продавец является владельцем вклада (пая) или обладателем акций в уставном капитале покупателя);
документы, отражающие финансовые взаимоотношения продавца и покупателя, кроме расчетов по договору купли-продажи, на основании которого производится перемещение оцениваемых товаров. Представление таких сведений может быть необходимо для проверки возможности получения продавцом прямого или косвенного дохода от деятельности покупателя;
документы, содержащие сведения из нейтральных источников информации в отношении стоимости в стране экспорта товаров, идентичных или однородных оцениваемым.
В целях проведения проверки соблюдения структуры таможенной стоимости товаров уполномоченные должностные лица запрашивают документы, детализирующие заявленные декларантом (таможенным представителем) суммы вычетов из стоимости сделки или дополнительных начислений к стоимости сделки в зависимости от конкретного компонента структуры таможенной стоимости, в отношении размера которого предполагается указание недостоверных сведений.
Например, в целях получения информации о транспортных расходах возможен запрос:
договора на оказание услуг по транспортировке товара, заявки, счета на оплату услуг, банковских платежных документов, сведений о погрузке-выгрузке, перегрузке товара, расходах на его упаковку, формировании товарной партии;
при наличии посредника - экспедиторского договора, счета (инвойса) к оплате агентского сбора по договору экспедиции, банковских платежных документов;
при наличии дополнительных расходов - счетов сторонних организаций на оплату дополнительных услуг, связанных с транспортировкой товара, банковских платежных документов;
при наличии обоснованных сомнений в правомерности распределения транспортных расходов - разъяснений перевозчика по расчету суммы расходов по перевозке товаров до таможенной границы и после ее пересечения, действующих тарифов транспортных услуг, сведений о маршруте следования и расстояниях, справку независимой транспортной организации с расчетом суммы транспортных расходов;
при использовании собственного транспорта покупателя - расчета расходов на доставку грузов, подтвержденного соответствующими бухгалтерскими документами, справки о действующих тарифах на транспортные услуги от стороннего независимого перевозчика.
19. При проведении дополнительной проверки заявленной декларантом (таможенным представителем) таможенной стоимости товаров уполномоченные должностные лица таможенного органа в зависимости от конкретных условий сделки проводят некоторые из ниже перечисленных мероприятий:
а) анализ ценовой информации о товаре с целью установления действительной цены товара на мировом рынке;
б) выявление основных ценообразующих факторов, свойственных торговле товаром, в том числе с помощью сети Интернет;
в) запрос ценовой информации у официальных представительств и дилеров;
г) запрос торгового представительства и/или консульства иностранного государства (резидентом которой является иностранный контрагент по сделке), расположенных на территории Таможенного союза (через Управление таможенного сотрудничества ФТС России):
о подтверждении производства ввозимых товаров компанией-контрагентом/отправителем/производителем;
ценовой информации (прайс-листов);
информации о наименовании российской организации, по контрактам с которой осуществляется экспорт товаров в Российскую Федерацию;
сведений об учредителях иностранного контрагента;
д) запрос таможенной службы иностранного государства (через Управление таможенного сотрудничества ФТС России) о предоставлении копий экспортной декларации, инвойсов и внешнеторговых договоров, представленных к таможенному оформлению в иностранном государстве;
е) проведение таможенной экспертизы в соответствии с главой 20 Кодекса при проведении таможенного контроля.
20. В случае непредставления декларантом (таможенным представителем) затребованных таможенным органом документов и (или) объяснений причин, по которым запрашиваемые таможенным органом документы и сведения не могут быть представлены, либо если такие документы и сведения не устраняют обнаруженных таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров на основании информации, имеющейся в его распоряжении, и (или) информации, документов и сведений, полученных им самостоятельно при проведении дополнительной проверки.
Решение о корректировке таможенной стоимости товаров оформляется согласно приложению N 1 к Порядку контроля таможенной стоимости товаров, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров", и доводится до декларанта (таможенного представителя).
Решение о корректировке таможенной стоимости товаров должно содержать обоснование принятого решения, включающее в себя в том числе информацию о том, какие документы и сведения являются недостоверными, недействительными либо не подтверждающими заявленные при декларировании сведения о таможенной стоимости товаров.
21. Расхождение между заявленной декларантом (таможенным представителем) таможенной стоимостью и имеющейся в таможенном органе ценовой информацией не является основанием для принятия таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товаров без выяснения причин такого расхождения в порядке, установленном Инструкцией.
Основанием для принятия таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товаров служит несоблюдение предусмотренных Соглашением требований и условий применения методов определения таможенной стоимости товаров, а также условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности информации.
22. При осуществлении контроля таможенной стоимости, определенной в соответствии со статьями 6 и 7 Соглашения, уполномоченные должностные лица должны убедиться, что в качестве основы для определения таможенной стоимости ввозимых товаров не может быть использована стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения.
Если таможенная стоимость должна быть определена по стоимости сделки с ними, уполномоченные должностные лица осуществляют проверку в соответствии с главами II и III Инструкции.
23. При проведении проверки правильности определения декларантом (таможенным представителем) таможенной стоимости товаров в соответствии со статьями 6 и 7 Соглашения уполномоченные должностные лица осуществляют следующие действия:
1) устанавливают, что выбранные декларантом (таможенным представителем) товары являются идентичными (однородными) оцениваемым товарам, при этом:
а) при проверке правильности определения декларантом (таможенным представителем) идентичности товаров они имеют следующие одинаковые признаки с оцениваемыми товарами:
физические характеристики;
качество и репутацию;
страну происхождения;
производителя;
б) при проверке правильности определения декларантом (таможенным представителем) однородности товаров они имеют следующие схожие признаки с оцениваемыми товарами:
схожие компоненты;
качество, репутацию и наличие товарного знака;
страну происхождения;
производителя;
выполняют те же функции, что и оцениваемые товары, и являются коммерчески взаимозаменяемыми;
2) проверяют, производились (выполнялись) ли в отношении идентичных (однородных) товаров проектирование, опытно-конструкторская разработка, художественное оформление, дизайн, эскизы, чертежи и иные аналогичные работы на единой таможенной территории Таможенного союза.
Если декларантом (таможенным представителем) и уполномоченными должностными лицами таможенного органа на таможенной территории Таможенного союза не выявлено идентичных (однородных) товаров того же производителя, что и оцениваемых товаров, то в качестве основы для определения таможенной стоимости принимается стоимость сделки с товарами, произведенными иным лицом, не являющимся производителем оцениваемых товаров, но находящемся в той же стране, что и оцениваемые товары.
Для целей установления идентичности (однородности) товаров могут быть использованы спецификации и (или) акт таможенного досмотра (осмотра), а также другие документы при их наличии;
3) проверяют соблюдение следующих условий:
идентичные (однородные) товары проданы для вывоза на единую таможенную территорию Таможенного союза; для этой цели проверяется наличие внешнеторгового договора купли-продажи или иного договора, в соответствии с которым идентичные (однородные) товары проданы для вывоза на единую таможенную территорию Таможенного союза;
идентичные (однородные) товары вывезены на единую таможенную территорию Таможенного союза в тот же или соответствующий ему период времени, что и оцениваемые товары, но не ранее чем за 90 календарных дней до ввоза оцениваемых (ввозимых) товаров; для этой цели проверяются транспортные документы с отметками пограничного таможенного органа;
таможенная стоимость идентичных (однородных) товаров определена в соответствии со статьями 4 и 5 Соглашения и принята таможенным органом; для этой цели проверяется наличие декларации таможенной стоимости формы ДТС-1 с отметкой таможенного органа о принятии заявленной таможенной стоимости;
идентичные (однородные) товары проданы на тех же коммерческих уровнях и фактически в том же количестве, что и оцениваемые товары, или если в случае проведения корректировок в связи с продажей на разных коммерческих уровнях и (или) в разном количестве такие корректировки были проведены с соответствующим документальным подтверждением.
24. При проведении проверки правильности определения декларантом (таможенным представителем) структуры заявленной таможенной стоимости товаров уполномоченные должностные лица осуществляют следующие действия:
1) проверяют необходимость и правильность осуществления корректировки стоимости сделки с идентичными (однородными) товарами, учитывающей различия в коммерческом уровне (оптовом, розничном и ином) и (или) в количестве между оцениваемыми и идентичными товарами, а именно:
а) степень потенциального влияния различий в коммерческом уровне (оптовом, розничном и ином) и (или) в количестве между оцениваемыми и идентичными (однородными) товарами на стоимость сделки с идентичными (однородными) товарами при условии продажи идентичных (однородных) товаров на том же коммерческом уровне и (или) в том же количестве, что и оцениваемых товаров, в случае, если различия в коммерческом уровне и (или) в количестве между оцениваемыми и идентичными (однородными) товарами не повлияли бы на цену товара, то такая корректировка не проводится;
б) правильность проведения декларантом (таможенным представителем) корректировки в соответствии с коммерческим уровнем и (или) количеством в ДТС;
2) проверяют необходимость и правильность осуществления корректировки таможенной стоимости идентичных (однородных) товаров для учета значительной разницы в расходах, указанных в подпунктах 4 - 6 пункта 1 статьи 5 Соглашения, между оцениваемыми и идентичными (однородными) товарами, обусловленной различиями в расстояниях перевозки товаров и использованных при этом видах транспорта, а именно:
а) степень значительности разницы в расходах, указанных в подпунктах 4 - 6 пункта 1 статьи 5 Соглашения <*>.
--------------------------------
<*> Вопрос о том, является ли разница в расходах значительной, должен решаться таможенным органом самостоятельно в каждом конкретном случае с учетом соответствующих обстоятельств (например, условий поставок, маршрута следования товара и вида транспорта, страны отправления, наличие страхования и др.);
б) правильность проведения декларантом (таможенным представителем) корректировки в ДТС.
25. При проведении проверки документального подтверждения заявленной таможенной стоимости и всех ее компонентов уполномоченные должностные лица должны убедиться, что документы, представленные декларантом (таможенным представителем) для подтверждения заявленной таможенной стоимости при применении данного метода, также содержат:
сведения, подтверждающие обоснованность и точность корректировки в соответствии с коммерческим уровнем и (или) количеством (если проводится);
сведения, подтверждающие обоснованность и точность корректировки в соответствии с разницей в расходах, указанных в подпунктах 4 - 6 пункта 1 статьи 5 Соглашения, между оцениваемыми и идентичными (однородными) товарами, обусловленной различиями в расстояниях перевозки товаров и использованных при этом видах транспорта (если проводится).
Документальным подтверждением таких сведений могут служить прайс-лист продавца идентичных (однородных) товаров, содержащий сведения о ценах на товары, продаваемые на различных коммерческих уровнях и (или) в разном количестве, транспортные (перевозочные) документы, страховые документы, счет за транспортировку или калькуляция транспортных расходов, транспортные тарифы.
При отсутствии таких сведений таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров не может быть определена в соответствии со статьями 6 и 7 Соглашения.
26. При осуществлении контроля таможенной стоимости, определенной в соответствии со статьей 8 Соглашения, уполномоченные должностные лица должны убедиться, что таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 4 , 6 и 7 Соглашения.
Если таможенная стоимость должна быть определена в соответствии со статьями 4 , 6 и 7 Соглашения, уполномоченные должностные лица осуществляют проверку в соответствии с главами II , III и V Инструкции.
27. При проведении проверки правильности определенной декларантом (таможенным представителем) в соответствии со статьей 8 Соглашения таможенной стоимости товаров уполномоченные должностные лица проверяют соблюдение следующих условий применения данного метода:
оцениваемые либо идентичные или однородные товары продаются на территории Таможенного союза в том же состоянии, в котором они ввозятся на единую таможенную территорию Таможенного союза;
оцениваемые, идентичные или однородные товары продаются лицам, не являющимся взаимосвязанными с лицами, осуществляющими продажу на территории Таможенного союза;
оцениваемые, идентичные или однородные товары продаются на единой таможенной территории Таможенного союза в тот же или соответствующий ему период времени, в который осуществляется ввоз оцениваемых товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза;
оцениваемые, идентичные или однородные товары не продаются лицам, прямо или косвенно предоставившим бесплатно или по сниженной цене товары и услуги, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 5 Соглашения, для использования в связи с производством и продажей на единую таможенную территорию Таможенного союза оцениваемых товаров.
Если в качестве основы для определения таможенной стоимости по заявлению декларанта выбрана цена единицы товара, по которой наибольшее совокупное количество оцениваемых товаров продается после их переработки (обработки), то уполномоченные должностные лица проверяют соблюдение условий, установленных пунктом 2 статьи 8 Соглашения.
28. При проведении проверки правильности определения декларантом (таможенным представителем) структуры заявленной таможенной стоимости товаров уполномоченные должностные лица осуществляют следующие действия:
1) проверяют правильность выбранной декларантом (таможенным представителем) цены единицы товара в качестве основы для определения таможенной стоимости:
а) если существует только первая продажа (реализация) оцениваемых, идентичных или однородных товаров, проверяют, чтобы цена единицы товара была рассчитана исходя из этой продажи (реализации);
б) если существует более чем один уровень продаж, проверяют, чтобы цена единицы товара была рассчитана исходя из первой продажи оцениваемых, идентичных, однородных товаров;
2) проверяют правильность определения наибольшего совокупного количества;
3) проверяют обоснованность и правильность произведенных вычетов из цены единицы товара и их количественного определения, а именно:
а) предусмотрены ли вычеты пунктами 2 и 4 статьи 8 Соглашения, если в качестве основы для определения таможенной стоимости используется цена единицы товара, прошедшего переработку (обработку);
б) сопоставимы ли представленные декларантом (таможенным представителем) сведения о сумме прибыли и коммерческих и управленческих расходах (включая расходы по реализации товаров) (надбавка к цене) с имеющимися в распоряжении таможенного органа сведениями о сумме прибыли и коммерческих и управленческих расходах (надбавка к цене) при продажах товаров того же класса или вида на единой таможенной территории Таможенного союза, в том числе ввезенных из других стран;
в) соответствует ли заявленный декларантом (таможенным представителем) размер сумм, указанных в подпункте 2 пункта 2 статьи 8 Соглашения, обычным расходам на осуществление на таможенной территории Таможенного союза перевозки (транспортировки), страхования, а также связанным с такими операциями расходам на таможенной территории Таможенного союза;
г) подтверждены ли документально и являются ли количественно определенными и достоверными данные, использованные декларантом (таможенным представителем) при осуществлении указанных вычетов (с учетом требований, установленных законодательством Таможенного союза).
Документальным подтверждением продажи товара на единой таможенной территории Таможенного союза, цены единицы товара и вычетов из этой цены являются договоры купли-продажи, счета-фактуры, банковские (платежные) документы (если счета-фактуры оплачены), документы бухгалтерского учета.
29. При осуществлении контроля таможенной стоимости, определенной в соответствии со статьей 9 Соглашения, уполномоченные должностные лица должны убедиться, что таможенная стоимость не может быть определена в соответствии со статьями 4 и 6 - 8 Соглашения. Если таможенная стоимость может быть определена в соответствии со статьями 4 и 6 - 8 Соглашения, уполномоченные должностные лица осуществляют проверку в соответствии с главами II , III , V и VI Инструкции.
30. При проведении проверки правильности определения декларантом (таможенным представителем) структуры заявленной таможенной стоимости товаров уполномоченные должностные лица проверяют правильность определения расчетной стоимости в качестве основы для определения таможенной стоимости и устанавливают следующее:
что декларант включил в расчетную стоимость все расходы, предусмотренные статьей 9 Соглашения;
что при определении расходов по изготовлению или приобретению материалов и расходов на производство, а также на иные операции, связанные с производством ввозимых товаров, не был допущен повторный учет одних и тех же показателей;
что представленные производителем или от его имени сведения о сумме прибыли и коммерческих и управленческих расходах (надбавка к цене) соответствуют имеющимся в распоряжении таможенного органа сведениям о сумме прибыли и коммерческих и управленческих расходах (надбавка к цене), которые обычно получают при продажах товаров того же класса или вида, что и оцениваемые товары, произведенные в стране экспорта для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза.
31. При проведении проверки документального подтверждения заявленной таможенной стоимости и всех ее компонентов уполномоченные должностные лица по мере возможности устанавливают, что коммерческие счета производителя оцениваемых товаров, содержащие сведения о производстве оцениваемых товаров, соответствуют общепринятым принципам бухгалтерского учета и правилам бухгалтерского учета, принятым в стране производства оцениваемых товаров.
(П.31 в ред. Приказа ФТС России от 29.07.2014 N 1451)
32. Если представленные производителем или от его имени сведения о сумме прибыли и коммерческих и управленческих расходах (надбавка к цене) не соответствуют имеющимся в распоряжении таможенного органа сведениям о сумме прибыли и коммерческих и управленческих расходах (надбавка к цене), которую обычно получают при продаже товаров того же класса или вида, что и оцениваемые товары, произведенные в стране экспорта оцениваемых для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза, то расчет суммы прибыли и коммерческих и управленческих расходов может быть осуществлен на основе соответствующих сведений, полученных из других источников.
33. При осуществлении контроля таможенной стоимости, определенной в соответствии со статьей 10 Соглашения, уполномоченные должностные лица руководствуются главами II , III , V - VII Инструкции с учетом следующих особенностей.
Уполномоченные должностные лица проверяют:
1) правомерность отказа от применения в качестве основы для определения таможенной стоимости ввозимых товаров стоимости сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения;
2) соблюдение требования о последовательности применения статей 4 и 6 - 9 Соглашения, на основании которых определяется таможенная стоимость товаров;
3) правильность выбора декларантом (таможенным представителем) основы для определения таможенной стоимости.
34. При проведении проверки правильности выбранной декларантом (таможенным представителем) основы для определения таможенной стоимости должностные лица таможенного органа устанавливают, что декларант (таможенный представитель) в качестве основы для определения таможенной стоимости не использовал:
1) цену на товары на внутреннем рынке страны вывоза;
2) цену, предусматривающую принятие для таможенных целей более высокой из двух альтернативных стоимостей;
3) цену на товары на внутреннем рынке Таможенного союза, произведенные на единой таможенной территории Таможенного союза;
4) иные расходы, нежели расходы, включенные в расчетную стоимость, которая была определена для идентичных или однородных товаров в соответствии со статьей 9 Соглашения;
5) цену товаров, поставляемых из страны их вывоза в третьи страны;
6) произвольную или фиктивную стоимость;
7) минимальную таможенную стоимость.
В случае, если таможенным органом применяется статья 10 Соглашения, то таможенный орган обязан в письменном виде указать источник использованных данных, а также подробный расчет, произведенный на их основе .
Начальник Главного управления
федеральных таможенных доходов
и тарифного регулирования
О.Н.КОМАРОВА
Приложение N 2
к Приказу ФТС России
от 14 февраля 2011 г. N 272
1. Если в установленный таможенным органом срок декларантом (таможенным представителем) не представлены дополнительно запрошенные документы, сведения, пояснения и в письменной форме не дано объяснение причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, то должностное лицо принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров исходя из имеющихся документов и сведений с учетом информации, полученной самостоятельно при проведении дополнительной проверки. Решение о корректировке таможенной стоимости товаров принимается должностным лицом в срок, не превышающий 3 (трех) рабочих дней со дня, следующего за днем истечения срока представления декларантом (таможенным представителем) дополнительно запрошенных документов, сведений и пояснений в случае их непредставления.
2. В целях самостоятельного определения таможенной стоимости товаров должностное лицо таможенного органа осуществляет следующие действия:
- выбирает метод определения таможенной стоимости, в соответствии с которым таможенная стоимость должна быть определена в зависимости от имеющейся в таможенном органе информации.
В случае самостоятельного определения таможенной стоимости товаров в соответствии с методами по стоимости сделки с идентичными (однородными) товарами, а также резервным методом на их основе должностное лицо таможенного органа проводит следующие мероприятия:
а) направляет в таможню, в регионе деятельности которой производилось таможенное декларирование идентичных (однородных) товаров, с использованием ведомственной телекоммуникационной сети ФТС России письмо-запрос о предоставлении информации по сделке с идентичными (однородными) товарами, таможенная стоимость которых определена методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами и принята таможенным органом;
б) указывает в письме-запросе следующие сведения, необходимые для его исполнения: цель запроса, номер ДТ, с использованием которой производилось таможенное декларирование идентичных (однородных) товаров, порядковый номер товара, его классификационный код в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, а также краткое описание товара;
в) проводит анализ полученной информации по сделке с идентичными (однородными) товарами на предмет соблюдения требований к идентичным (однородным) товарам и выполнения условий применения методов по стоимости сделки с идентичными (однородными) товарами, в том числе резервного метода на их основе, установленных Соглашением;
- приводит обоснование выбранного таможенным органом метода определения таможенной стоимости с обязательным указанием в ДТС наименования и реквизитов основных документов, использованных таможенным органом исходя из примененного метода определения таможенной стоимости, а также подробного расчета таможенной стоимости, произведенного на их основе.
2. В целях самостоятельного определения таможенной стоимости товаров должностное лицо таможенного органа осуществляет следующие действия:
- выбирает метод определения таможенной стоимости, в соответствии с которым таможенная стоимость должна быть определена в зависимости от имеющейся в таможенном органе информации;
- приводит обоснование выбранного таможенным органом метода определения таможенной стоимости с обязательным указанием в ДТС наименования и реквизитов основных документов, использованных таможенным органом исходя из примененного метода определения таможенной стоимости, а также подробного расчета таможенной стоимости, произведенного на их основе.
3. В случае если в таможенный орган не были представлены КДТ и ДТС либо представленные КДТ и ДТС заполнены ненадлежащим образом, они заполняются должностным лицом таможенного органа и направляются декларанту в срок:
- не превышающий 15 рабочих дней со дня поступления в таможенный орган почтового отправления с отметкой о невручении адресату решения;
- по истечении 10 рабочих дней со дня получения декларантом решения таможенного органа о корректировке таможенной стоимости товаров.
(п. 3 в ред. Приказа ФТС России от 29.07.2014 N 1451)4. Взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в результате корректировки таможенной стоимости товаров, осуществляется в соответствии с главой 14 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Начальник Главного управления
федеральных таможенных доходов
и тарифного регулирования
О.Н.КОМАРОВА
Приложение N 3
к Приказу ФТС России
от 14 февраля 2011 г. N 272
1. В соответствии с п. 3 ст. 69 Таможенного кодекса Таможенного союза для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в письменной и (или) электронной формах, а также установить срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых документов и сведений.
Перечень дополнительных документов и сведений, которые могут быть запрошены таможенным органом при проведении дополнительной проверки, приведен в приложении N 3 к Порядку контроля таможенной стоимости товаров, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" (в редакции Решения Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. N 785) (далее - Порядок контроля).
Конкретный перечень дополнительно запрашиваемых документов, сведений и пояснений определяется должностным лицом с учетом выявленных признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости оцениваемых товаров, условий и обстоятельств рассматриваемой сделки, физических характеристик, качества и репутации на рынке ввозимых товаров.
2. Для проведения таможенного контроля таможенные органы вправе направить запрос и получить необходимую информацию от следующих лиц:
- декларанта (таможенного представителя);
- центральных и территориальных таможенных органов государств - членов Таможенного союза, государств - участников СНГ, таможенных органов иных иностранных государств (через Управление таможенного сотрудничества ФТС России*);
__________________
* Приказ ФТС России от 9 декабря 2011 г. N 2490 "Об утверждении Инструкции о порядке подготовки и исполнения международных запросов, не относящихся к делам об административных правонарушениях и не связанных с проведением оперативных проверок".
- международных организаций, дипломатических и торговых представительств Российской Федерации и иностранных государств (через Управление таможенного сотрудничества ФТС России), консульств иностранного государства (резидентом которой является иностранный контрагент по сделке), расположенных на территории Таможенного союза;
- иных государственных органов иностранных государств (через Управление таможенного сотрудничества ФТС России);
- официальных представительств и дилеров;
- иностранного контрагента внешнеторгового договора;
- производителя ввозимых товаров;
- региональных таможенных управлений;
- налоговых органов;
- торгово-промышленной палаты;
- Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления;
- российских и иностранных перевозчиков;
- экспедиторов;
- страховых организаций;
- иных лиц, включая лиц, имеющих отношение к продаже, производству, перемещению и реализации ввозимых (ввезенных) товаров;
- иных лиц, включая лиц, имеющих отношение к строительству, возведению, сборке, монтажу, обслуживанию или техническому содействию (смета и график проведения монтажных и пуско-наладочных работ, акты выполненных работ и т.п.), производимых после прибытия на единую таможенную территорию Таможенного союза таких оцениваемых (ввозимых) товаров, как промышленные установки, машины или оборудование.
3. С учетом условий и обстоятельств рассматриваемой сделки таможенные органы вправе запросить следующие документы, сведения, пояснения:
а) у таможенных органов государств - членов Таможенного союза, государств - участников СНГ, иных иностранных государств:
1) сведения о стоимости ввозимого (ввезенного) товара в стране отправления: экспортная таможенная декларация страны отправления (если ее заполнение предусмотрено в стране отправления), инвойсы и внешнеторговые договоры, представленные к таможенному оформлению в иностранном государстве;
2) документы по оплате таможенных пошлин, налогов, сборов, уплачиваемых в государстве - члене Таможенного союза в связи с ввозом и продажей товаров на территории этого государства - члена Таможенного союза;
3) таможенные декларации, оформленные таможенными органами государств - членов Таможенного союза на вывоз товаров (если товары поставлялись на вывоз с таможенной территории Таможенного союза), и другие документы о стоимости товаров и услуг, предоставленных покупателем бесплатно или по сниженным ценам для использования в связи с производством и продажей для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза ввозимых (ввезенных) товаров, если предоставление таких товаров и услуг предусмотрено внешнеторговой сделкой и их стоимость не включена в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате;
б) у иностранного контрагента внешнеторгового договора и (или) производителя товаров:
1) прайс-листы производителя ввозимых (ввезенных) товаров либо его коммерческое предложение;
2) договор об оказании посреднических услуг (агентский договор, договор комиссии, договор об оказании брокерских услуг), счета-фактуры (инвойсы), банковские платежные документы за оказание посреднических услуг в зависимости от установленных договором условий сделки;
3) лицензионный договор, счет-фактура, банковские платежные документы, бухгалтерские и другие документы, содержащие сведения о платежах за использование объектов интеллектуальной собственности, которые относятся к ввозимым (ввезенным) товарам (если указанные платежи предусмотрены в качестве условия продажи ввозимых товаров);
4) документы (в том числе бухгалтерские) и сведения, содержащие данные о части дохода (выручки), которая прямо или косвенно причитается продавцу в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования ввезенных товаров (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки);
5) договоры, счета, банковские платежные документы о стоимости тары, упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке, в случае, если данные расходы произведены покупателем, но не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимый товар (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки);
6) бухгалтерскую документацию производителя оцениваемых товаров, содержащую сведения о расходах по изготовлению или приобретению материалов, о расходах на производство, а также на иные операции, связанные с производством ввозимых (ввезенных) товаров, коммерческие счета производителя оцениваемых товаров, составленные в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета;
7) бухгалтерскую документацию производителя и (или) экспортера, содержащую сведения о сумме прибыли и коммерческих и управленческих расходах (надбавка к цене), которые производятся в стране экспорта для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза;
8) документы и сведения о стоимости товаров и услуг, предоставленных покупателем бесплатно или по сниженным ценам для использования в связи с производством и продажей для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза ввозимых (ввезенных) товаров, если предоставление таких товаров и услуг предусмотрено внешнеторговой сделкой и их стоимость не включена в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимый товар;
9) документы об оплаченной стоимости проектирования, разработки, инженерной, конструкторской работы, дизайна, художественного оформления, чертежей и эскизов, произведенных (выполненных) на таможенной территории Таможенного союза и необходимых для производства ввозимых товаров (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки);
10) сведения о стоимости ввозимых (ввезенных) товаров в разрезе торговых марок (брендов), моделей, артикулов, если эти сведения не указаны во внешнеторговом договоре (приложении, спецификации), счете-проформе (инвойсе);
11) сведения, разъясняющие основания предоставления продавцом скидок покупателю на конкретную партию товара, их величину, если такие скидки предусмотрены внешнеторговым договором, но не определены количественно;
12) оферты, заказы, прайс-листы продавцов оцениваемых, идентичных, однородных товаров, а также товаров того же класса или вида;
13) документы и сведения о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров и их влиянии на ценообразование, сертификаты качества;
14) документы об урегулировании сторонами внешнеэкономической сделки претензий о несоответствии стоимости фактически поставленного товара и контрактной (инвойсной) стоимости в связи с отклонением количества и (или) качества поставленного товара от количества и качества, исходя из которого определялась контрактная (инвойсная) стоимость товара;
15) документы, подтверждающие участие продавца в распределении прибыли от деятельности покупателя (при выявлении взаимосвязи продавца и покупателя, если их запрос не противоречит условиям внешнеторговой сделки, в тех случаях, когда продавец является владельцем вклада (пая) или обладателем акций в уставном капитале покупателя);
16) документы, отражающие финансовые взаимоотношения продавца и покупателя, кроме расчетов по договору купли-продажи, на основании которого производится перемещение оцениваемых товаров (при выявлении взаимосвязи продавца и покупателя, если их запрос не противоречит условиям внешнеторговой сделки);
17) документы, свидетельствующие о том, что цена товара установлена таким способом, который согласуется с нормальной ценовой практикой рассматриваемой отрасли или с тем, как устанавливается цена при продажах независимым покупателям (при выявлении взаимосвязи продавца и покупателя, если их запрос не противоречит условиям внешнеторговой сделки);
18) дилерские (дистрибьюторские) соглашения (при наличии сведений о дилерских (дистрибьюторских) скидках);
19) сертификаты дилера (для оценки взаимных прав и обязанностей такого рода соглашений на предмет их возможного влияния на стоимость сделки);
20) документы, подтверждающие расходы, связанные с оформлением товаров в таможенном отношении при вывозе на таможенную территорию Таможенного союза;
21) договоры, счета-фактуры (инвойсы), счета-проформы, бухгалтерские документы, таможенные декларации, оформленные таможенными органами государств - членов Таможенного союза на вывоз товаров (если товары поставлялись на вывоз с таможенной территории Таможенного союза), и другие документы о стоимости товаров и услуг, предоставленных покупателем бесплатно или по сниженным ценам для использования в связи с производством и продажей для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза ввозимых (ввезенных) товаров, если предоставление таких товаров и услуг предусмотрено внешнеторговой сделкой и их стоимость не включена в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате;
22) документы, свидетельствующие об уровне прибыли и дополнительных расходов посредника, агента покупателя;
23) сведения, подтверждающие производство ввозимых товаров компанией-контрагентом/отправителем/производителем;
24) сведения об учредителях иностранного контрагента;
25) другие документы и сведения, необходимые для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров;
в) у налоговых органов*:
____________________
* Приказ ФТС России от 10 марта 2010 г. N 452 "О реализации Соглашения о сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы".
1) документы и сведения, касающиеся регистрации юридических лиц (индивидуальных предпринимателей);
2) документы и сведения, касающиеся уплаты и исчисления налогов;
3) бухгалтерскую отчетность;
4) документы, подтверждающие, что взаимосвязь между продавцом и покупателем не повлияла на стоимость сделки с ввозимыми товарами, в частности:
документы, содержащие сведения о принадлежащих декларанту голосующих акций организаций государств - членов Таможенного союза и иностранных государств;
документы, в соответствии с которыми проводилось таможенное декларирование идентичных или однородных товаров, таможенная стоимость которых была определена методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза покупателям, не являющимся взаимосвязанными лицами с продавцом;
документы, в соответствии с которыми проводилось таможенное декларирование идентичных или однородных товаров, таможенная стоимость которых была определена по методу вычитания;
документы, в соответствии с которыми проводилось таможенное декларирование идентичных или однородных товаров, таможенная стоимость которых была определена по методу сложения;
документы, свидетельствующие о том, что цена товара установлена таким способом, который согласуется с нормальной ценовой практикой рассматриваемой отрасли или с тем, как устанавливается цена при продажах независимым покупателям.
г) у перевозчиков и экспедиторов;
1) договор по перевозке, договор транспортной экспедиции (если такой договор заключался), погрузке, разгрузке или перегрузке товаров;
2) заявки, счета-фактуры (инвойсы) за перевозку (транспортировку), погрузку, разгрузку или перегрузку товаров, к оплате агентского сбора по договору экспедиции;
3) банковские платежные документы (если счет-фактура оплачен);
4) расчет стоимости перевозок, разъяснения перевозчика по расчету суммы расходов по перевозке товаров до таможенной границы и после ее пересечения, транспортные тарифы, действующие в то же или почти в то же время, когда осуществляется ввоз на таможенную территорию Таможенного союза оцениваемых товаров, сведения о маршруте следования и расстояниях;
5) справку независимой транспортной организации с расчетом суммы транспортных расходов;
6) акт сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг) по договору транспортной экспедиции;
7) документальное подтверждение иных расходов, понесенных перевозчиком/экспедитором в связи с доставкой товаров до места прибытия на единую таможенную территорию Таможенного союза (простой транспортных средств на территории иностранных государств, страхование перевозимых грузов; оплата за пользование платными дорогами и пр.).
4. Решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается должностным лицом таможенного органа с учетом сроков пересылки письменной корреспонденции, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2006 г. N 160 "Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 14, ст. 1540).
5. Если в установленные для проведения дополнительной проверки сроки запрошенные таможенным органом у сторонних организаций либо у государственных органов иностранных государств* документы и сведения не предоставлены, то уполномоченное должностное лицо принимает решение в отношении заявленной таможенной стоимости товаров с учетом имеющихся в его распоряжении документов и сведений.
_________________
* Приказ ФТС России от 9 декабря 2011 г. N 2490 "Об утверждении Инструкции о порядке подготовки и исполнения международных запросов, не относящихся к делам об административных правонарушениях и не связанных с проведением оперативных проверок".
При получении запрашиваемой информации после принятия решения в отношении таможенной стоимости товаров, в случае выявления расхождений заявленных сведений о величине таможенной стоимости товаров со сведениями, находящимися в распоряжении таможенного органа после проведения дополнительной проверки, должностное лицо направляет комплект документов по декларации на товары и полученные сведения в функциональные подразделения по таможенному контролю после выпуска товаров для проведения проверочных мероприятий по вновь открывшимся обстоятельствам.
Начальник Главного управления
федеральных таможенных доходов
и тарифного регулирования
О.Н.Комарова