Сладости вешались и на рождественскую елку. В каталогах кондитерских фабрик в разделе «Монпансье» даже была позиция «монпансье для елок – бусы разноцветные для елок (очень красивое украшение для елок)».
Каталог товаров кондитерских фабрик впечатляет своим ассортиментом. Для детей были придуманы шоколадные зверюшки, птички, шарики, сосульки, Дед Мороз, обёрнутый в разноцветную блестящую фольгу. Фабрика Абрикосовых первой выпустила прообраз современного «киндер-сюрприза». Это была конфета из тонкого слоя шоколада с «начинкой» из бумажной игрушки или красочной открытки со стихами или сказочным сюжетом.
«Эйнем» был как бы вывеской московского процветания начала XX века. Кондитерским мастерам названной фирмы были присущи выдумка и умение угодить взыскательным покупателям. Среди мучных изделий мне запомнились небольшие пузатые соленые рыбки. Еще занимательнее были цветные фигурки из марципана, изображавшие морковку, репу, огурцы, каких-то зверюшек. Их иногда вешали на рождественскую елку, к великому удовольствию малышей.
Борис Пуришев
В начале XX века дарили уже не только конфеты, но и другие подарки. Производители техники делали ставку на рекламу. Компания «Кодак», представительство которой в 1900 году было открыто в Санкт-Петербурге, рекламировала свои камеры в качестве рождественских подарков. Изначально «Кодак», как и большинство фирм по производству технических новинок, ориентировался на более заинтересованную в технике мужскую аудиторию. Простота использования фотоаппарата и растущий интерес к фотографии заставили компанию сменить стратегию — обратить внимание на женщин и детей как потенциальных покупателей. Именно на них и была нацелена реклама. Дед Мороз, олицетворяющий семейный праздник, подсказывает идею для новогоднего подарка всем членам семьи, прежде всего детям.
Рекламный слоган компании гласил: «Вы нажимаете на кнопку, мы делаем остальное». Фотоаппарат продавался заряженным пленкой на 100 снимков, стоил 25 долларов. Для того чтобы увидеть фотографии, необходимо было отправить камеру в лабораторию Истмена и заплатить 10 долларов. Обратно клиент получал наклеенные на картон отпечатки, и саму камеру, заряженную новой пленкой на 100 кадров.
Источники:
- В подготовке материала использована информация из книгb «Городская феерия. Русский плакат конца XIX – начала XX века». – Москва: Издательский дом «Гелиос», 2020.
- Плакат: источник – Национальная электронная библиотека, книжные памятники, российский плакат.