Россия, Казахстан и Белоруссия реформируют национальные системы техрегулирования ради создания союзной. Продукция, соответствующая общим требованиям, получит свой знак отличия. Вчера президиум правительства принял решение внести на ратификацию президенту соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в странах Таможенного союза (ТС) — России, Казахстане и Белоруссии. Проект документа одобрен в ноябре 2010 г. представителями стран в комиссии ТС (Россию представляет первый вице-премьер Игорь Шувалов).
Вместо национальных техрегламентов на территории ТС будут действовать общие, а принимать их станет комиссия, следует из текста соглашения. Комиссия должна утвердить единый перечень продукции, в отношении которой нужны техрегламенты. В них пропишут требования к товару, его производству, хранению, перевозке, реализации и утилизации, а также правила оценки соответствия этим нормам, отмечается в соглашении. В основу лягут международные стандарты, а если их нет — национальные требования.
С осени 2010 г., когда комиссия ТС одобрила проект соглашения, принятие новых национальных регламентов в России, Казахстане и Белоруссии было остановлено. В России существовало три возможности их принятия: федеральным законом, постановлением правительства и приказом Минпромторга, рассказывает представитель Минпромторга. Сейчас в России действует 14 регламентов. Один из самых известных — о безопасности колесных транспортных средств. Он усложнил эксплуатацию праворульных автомобилей и заставил оборудовать все новые автобусы «Глонасс».
После вступления в силу соглашения национальные регламенты продолжат действовать до момента принятия новых союзных, уточнил представитель Минпромторга. Сколько всего их будет, пока не ясно, но групп товаров, по которым они нужны, около 60, отмечает он. В 2011 г. должно быть разработано 47 союзных техрегламентов, отмечается на сайте комиссии ТС: 25 разработает Россия, 13 — Казахстан, остальное — Белоруссия. Из списка следует, что Россия ответственна за разработку союзных техрегламентов, которые уже применяются внутри страны: например, о безопасности транспортных средств, пищевой и табачной продукции. Чиновники Казахстана определят союзные требования к качеству бензина, мяса и продукции легкой промышленности. Белорусам поручено готовить техрегламенты о безопасности игрушек, косметики и удобрений.
Проверять товар на соответствие требованиям союзных техрегламентов будут центры и лаборатории, включенные в специальный реестр ТС. Прошедшие проверку товары будут маркироваться специальным знаком. Его изображение и правила применения предстоит утвердить комиссии ТС, сказано в соглашении. Ответственность за несоблюдение союзных техрегламентов каждая страна определит самостоятельно.
Конкурс на разработку знака завершен, говорит представитель Минпромторга, изображение можно посмотреть на сайте ведомства — это аббревиатура EAC (European Asian Community). За разработку изображения Минпромторг не платил, однако права на изображение остаются у автора, сказал представитель, не уточнив, будет ли он получать какие-либо отчисления за них.
Не стоит сравнивать этот знак со знаком качества, который был в СССР, отмечает исполнительный директор «Русбренда» Алексей Поповичев: «Советский знак выделял продукцию исключительного качества, а знак ТС лишь подтверждает ее соответствие минимальным требованиям, аналогичный знак “РСТ” есть сейчас на российских товарах». То, что появятся единые для стран технические требования, производителям удобно, отмечает он: пройдя сертификацию в одной стране, можно торговать в трех.
Техрегулирование может быть эффективным инструментом экономической политики, но реформа провалилась — вместо тысяч техрегламентов приняты единицы, констатирует президент «Деловой России» Александр Галушка: «Система их принятия была громоздкой, и есть опасения, что из-за ТС станет сложнее». Многие техрегламенты чиновникам не нужно разрабатывать, а лучше подтолкнуть производителей к объединению в СРО, где эти требования сформирует сам бизнес, объясняет Галушка, после их можно оформлять в виде регламентов.