Таможенники будут проверять наличие полиса ОСАГО у всех автовладельцев, которые въезжают на своих машинах в Россию. Соответствующий законопроект разработал Минфин. Сейчас полномочия, которыми наделят таможенников, есть только у представителей Госавтоинспекции. Однако этого недостаточно для контроля за автолюбителями, многие из которых экономят на страховке. Законопроект должен быть принят в июле 2017 года. По замыслу ведомства новация не позволит автовладельцам пренебрегать требованиями по покупке полисов ОСАГО. Речь идет как о россиянах, возвращающихся домой после поездки на авто за рубеж, так и об иностранцах, которые приезжают в страну на своих машинах.
Поправки Минфина вносятся в законы об ОСАГО и организации страхового дела, а также Кодекс об административных правонарушениях. Как заявили "Известиям" официальные представители Минфина, наличие "зеленой карты" (международный страховой полис) не отменяет обязанности иметь полис ОСАГО, который действует на территории России.
За отсутствие полиса ОСАГО автовладельцы могут быть оштрафованы на 500 рублей. Если водитель не имеет при себе полиса (так как документ в принципе не оформлялся), штраф составит 800 рублей. За отсутствие ОСАГО водителя могут оштрафовать несколько раз: санкции применяются за каждое нарушение. Но если автовладелец не нарушает правил дорожного движения, его вряд ли часто будут останавливать сотрудники ГИБДД.
Адвокат, глава коллегии "Оганян, Арапиев и партнеры" Эдуард Оганян уверен, что новация будет эффективной при запрете на въезд в Россию для автовладельцев без полиса ОСАГО. Эксперт отмечает, что многие автовладельцы покупают фальшивые полисы ОСАГО за 1 тыс. рублей у неофициальных страховщиков и таможенники смогут массово проверять подлинность документов. По словам Эдуарда Оганяна, сотрудники ГИБДД регулярно сталкиваются со сложностями при проверке недействительных полисов, визуально ничем не отличающихся от оригиналов.
Однако новация касается не только россиян, но и иностранных граждан, которые въезжают на территорию России с сомнительными документами.
— Наиболее резонансно эта проблема проявилась в последнее время в Крыму, где фиксируется большое количество случаев ДТП с украинскими машинами, — рассказали в Российском союзе автостраховщиков (РСА). — Владельцы украинских машин предъявляют недействующие в Крыму украинские "зеленые карты". В Калининградской области автовладельцы для выезда за рубеж массово приобретают иностранные, в основном литовские, страховые полисы сомнительного происхождения. Затем эти документы незаконно реализуются на территории области.
В РСА считают, что и полисы ОСАГО, и "зеленые карты" должны продаваться в пределах пунктов контроля на границе, а при отсутствии полиса автовладельцы должны привлекаться к административной ответственности.
Эксперты, опрошенные "Известиями", отмечают, что действующая версия законопроекта оставляет ряд лазеек для автовладельцев. Заплатить даже несколько раз штраф за отсутствие полиса ОСАГО будет дешевле, чем приобрести сам полис (6–7 тыс. рублей). Кроме того, граждане — при въезде в страну на таможне без полиса ОСАГО — могут попробовать договориться с таможенниками о том, что оформят полис (выполнение этого обещания, разумеется, не гарантировано), или заплатить штраф.
Операционный директор ООО "Долгофф" Николай Вялов отметил, что эффективность новации будет зависеть от степени серьезности контроля на российской границе.
— На литовской границе действует жесткий контроль наличия "зеленой карты", а на польской границе он более слабый, — отметил Николай Вялов. — Если российские таможенники будут придерживаться жесткого контроля и — помимо штрафов — в дальнейшем будут введены задержания при отсутствии полиса ОСАГО, мера будет действенной. При существующей системе санкций и слабом контроле на таможне действительно будет проще отделаться серией штрафов, чем покупать сам полис ОСАГО.