Одним из направлений деятельности Ярославской таможни является осуществление контроля правильности определения страны происхождения товаров и соблюдения условий предоставления тарифных преференций.
Ежедневно ярославские таможенники проводят мониторинг таможенных операций с товарами в целях выявления фактов недостоверного заявления страны происхождения товаров, происходящих и ввозимых из-за рубежа, а также мониторинг пользователей системой преференций Таможенного союза.
Рассказывает главный государственный таможенный инспектор отдела товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений Римма Галыбина: «Страна происхождения товара определяется во всех случаях, так как применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, установленных в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, зависит от страны происхождения товаров. Правила определения происхождения товаров и условия предоставления тарифного преференциального режима устанавливаются международными договорами государств-членов Таможенного союза и двухсторонними международными договорами Российской Федерации с третьими странами».
В 2013 – 2014 гг. ярославскими таможенниками проведены 1562 документальные проверки комплектов деклараций на товары, в целях осуществления контроля правильности заявленных сведений о стране происхождения товаров и обоснованности предоставления тарифных преференций.
В 2014 году по итогам проведенных проверок Ярославской таможней в результате отказа в предоставлении тарифных преференций было доначислено более 130 тысяч рублей.
Самыми распространенными являются нарушения, связанные с предоставлением участниками ВЭД при таможенном декларировании сертификатов о происхождении товаров, которые заполнены с нарушением требований к их оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством Таможенного союза. Например, отсутствует дата их выдачи, либо заявленный в сертификате товар невозможно идентифицировать относительно заявленного для целей таможенного декларирования, наличие незаверенных должным образом исправлений и так далее. На основании таких сертификатов таможенным органом может быть отказано в предоставлении тарифных преференций на товар.
Следует отметить, что для обеспечения слаженной и результативной работы таможенных органов в вопросах осуществления контроля правильности за определением страны происхождения товаров и обоснованностью предоставления тарифных преференций существует ряд нормативных документов регулирующих эту сферу деятельности.
Прежде всего, это глава 7 Таможенного кодекса Таможенного союза, глава 10 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», приказ ФТС России от 02.08.2012 № 1565 «Об утверждении формы и порядка принятия решений о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций»; Соглашение между Правительством РФ, Правительством РБ и Правительством РК от 12.12.2008 «О правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран», Соглашение от 20.11.2009 «О правилах определения страны происхождения товаров в СНГ» и др.
Пресс-служба Ярославской таможни