В соответствии со статьей 9 Таможенного кодекса Таможенного Союза любое лицо вправе обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства — членов Таможенного союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.
Порядок подачи, рассмотрения и разрешения направляемых в таможенные органы жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в области таможенного дела определяется главой 3 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». При этом Законом установлено, что решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц могут быть обжалованы в таможенные органы и (или) в суд, арбитражный суд. Указанная норма свидетельствует об альтернативном порядке обжалования решений, действий таможенных органов и должностных лиц – в вышестоящий таможенный орган или в суд, и тем самым предоставляет заинтересованному лицу право выбора органа и процедуры обжалования.
Разрешения жалоб, направляемых в суды, определяется законодательством Российской Федерации о гражданском судопроизводстве и законодательством Российской Федерации о судопроизводстве в арбитражных судах.
Сравнив нормы вышеуказанных законов, регулирующих порядок подачи жалобы, предоставления необходимых документов, сроков рассмотрения и исполнения решения, принятого по результатам рассмотрения жалобы однозначно прослеживаются преимущества ведомственного обжалования решений, действий (бездействия) в вышестоящий таможенный орган, в частности:
1. В соответствии с требованиями статьи 126 Арбитражного процессуального кодекса России, статьи 132 Гражданского процессуального кодекса России подача жалобы (искового заявления) в судебные органы предполагает уплату государственной пошлины в порядке и размерах, установленных налоговым законодательством Российской Федерации; предоставление документов, подтверждающих обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, в то время как вышестоящий таможенный орган рассматривает жалобу на безвозмездной основе, кроме того, заявитель может не представлять документы и сведения, которыми подтверждаются обстоятельства, указанные в жалобе.
Если же представление таких документов и сведений имеет существенное значение для рассмотрения указанной жалобы и эти документы отсутствуют в таможенном органе, решение, действие (бездействие) которого или должностного лица которого обжалуются, таможенный орган, рассматривающий указанную жалобу, запросит их у заявителя.
2. Дела об оспаривании решений и действий (бездействия) государственного органа, должностных лиц в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом России рассматриваются в срок, не превышающий трех месяцев, в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом России в десятидневный срок, однако при невозможности рассмотрения дела суд откладывает разбирательство дела на основании части 1 статьи 169 Гражданского процессуального кодекса России на срок, не превышающий двух месяцев.
В соответствии с таможенным законодательством, жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица рассматривается вышестоящим таможенным органом в течение одного месяца со дня ее поступления в таможенный орган, правомочный рассматривать указанную жалобу, и в пределах этого же срока копия решения, принятого по результатам рассмотрения жалобы направляется в адрес лица или выдается на руки.
3. Самый важный момент ведомственного обжалования – это момент исполнения решения, принятого по результатам жалобы: в случае удовлетворения жалобы заявителя и признания решения, действия, (бездействия) неправомерным реализация решения, а именно восстановление прав и законных интересов заявителя осуществляется в течение 10 рабочих дней со дня поступления решения в орган, чьи действия обжалуются.
4. Подача жалобы в вышестоящий таможенный орган не лишает лица права на дальнейшее обжалование. Таким образом, обжалование решений таможенных органов, действий (бездействия) таможенных органов или их должностных лиц в вышестоящий таможенный орган не ущемляет интересы физических и юридических лиц, а, напротив, предоставляет возможность двойного контроля законности и обоснованности как со стороны вышестоящего таможенного органа, так и судебного органа.
Законом предусмотрен трехмесячный срок на подачу жалобы со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо о незаконном возложении на него какой-либо обязанности. Если пропуск этого срока произошел по уважительным причинам, то он может быть восстановлен таможенным органом, уполномоченным рассматривать эту жалобу. Однако, если лицо, пропустившее срок для обжалования, не обратилось с заявлением на восстановление этого срока, либо заявление было отклонено, таможенный орган вправе отказать в рассмотрении жалобы.
Подробнее о порядке обжалования решений, действий (бездействий) таможенных органов и их должностных лиц можно узнать из положений главы 3 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и правовом отделе Калужской таможни, по телефонам (4842) 715-740, 715-708, 715-792.
Пресс-служба Калужской таможни