В соответствии со статьей 9 Таможенного кодекса Таможенного союза любое лицо вправе обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государств – членов Таможенного союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.
Порядок подачи, рассмотрения и разрешения направляемых в таможенные органы жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в области таможенного дела определяется главой 3 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Какие же преимущества ведомственного (т.е. внесудебного) порядка обжалования скрываются за «сухими» нормами права?
Во-первых, при подаче жалобы в вышестоящий таможенный орган не нужно платить государственную пошлину.
При подаче жалобы в суд предполагается уплата государственной пошлины в порядке и размерах, установленных налоговым законодательством Российской Федерации
Во-вторых, решение по жалобе принимается в течение месяца (только в исключительных случаях данный срок может быть продлён, что на практике бывает крайне редко), вступает в законную силу немедленно и подлежит обязательному исполнению нижестоящим таможенным органом (в течение 10 рабочих дней).
Срок рассмотрения дела судом может достигать двух – трех месяцев. При этом если по результатам судом выносится решение не в пользу таможенного органа, такое решение, как правило, обжалуется, в связи с чем судебные разбирательства затягиваются. В законную силу решение суда вступит после вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции. Для справки: если спор рассматривается Арбитражным судом Ярославской области (г. Ярославль), то апелляционная инстанция для принятого по существу решения будет в г. Киров, а кассационная – в г. Нижний Новгород (командировочные расходы еще никто не отменял!).
В-третьих, личное участие лица, подавшего жалобу, в ведомственном порядке в процессе рассмотрения жалобы не требуется. В подтверждение доводов жалобы необязательно представлять документы (все они будут истребованы у нижестоящего таможенного органа).
В то же время при обращении в суд истец обязан представить все документы, подтверждающие указанные в исковом заявлении (жалобе) доводы.
В-четвертых, поданная в вышестоящий таможенный орган жалоба будет рассмотрена высокопрофессиональными, в хорошем смысле узкими специалистами, специализирующимися в разрешении споров исключительно в таможенной сфере. Даже решение не в пользу заявителя, в отдельных случаях, позволяет последнему разобраться в ситуации, развеять свои сомнения в правомерности принятых решений и сосредоточиться на созидательной деятельности, а не тратить время на судебные тяжбы.
Здесь необходимо отметить, что профессионализм и компетентность судей (несмотря на разнообразие разрешаемых ими споров) также не вызывает сомнений.
Наконец, факт подачи жалобы в вышестоящий таможенный орган не препятствует заявителю воспользоваться судебным порядком разрешения спора, сформулировав при этом свою позицию по существу с учетом развернутого мнения вышестоящего таможенного органа.
Статистика лишь дополняет вышеизложенные тезисы. Большинство поданных за 2013-2015 годы в вышестоящий таможенный орган жалоб на решения Ярославской таможни и подчиненных таможенных постов рассмотрены в пользу заявителей. В то время как большинство исков в суд рассмотрено в пользу таможни.
Справедливости ради стоит отметить, что общее число поданных жалоб в вышестоящий таможенный орган было невелико.
Подробнее о порядке обжалования решений, действий (бездействий) таможенных органов и их должностных лиц можно узнать из положений главы 3 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" и в правовом отделе Ярославской таможни, расположенном по адресу: г. Ярославль, ул. Богдановича, д.10; телефоны (4852) 79-76-40, 79-76-39.
Пресс-служба Ярославской таможни