Действующим таможенным законодательством предусмотрено право любого лица обжаловать решение, действие (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в области таможенного дела, если, по мнению лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, созданы препятствия к их реализации, либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность.
Порядок ведомственного обжалования регламентирован главой 3 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». В сравнении с судебным разбирательством ведомственное обжалование имеет ряд явных преимуществ: более простой порядок подачи жалобы, чем в суд, при этом не требуется платная помощь профессиональных юристов для представительства в суде; отсутствует необходимость предоставлять полный пакет документов, эта обязанность лежит на таможенном органе; оперативность рассмотрения жалобы (не более 1 месяца); отсутствует необходимость уплаты государственной пошлины, а также не требуется личное участие лица, подавшего жалобу, при ее рассмотрении.
Срок подачи жалобы - не более трех месяцев со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов, или со дня истечения срока для принятия таможенным органом решения или совершения действия, установленного актом таможенного законодательства.
Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица подается в письменной форме в вышестоящий таможенный орган.
Жалоба должна быть рассмотрена таможенным органом в течение одного месяца со дня ее поступления в таможенный орган. При этом таможенный орган не связан доводами заявителя жалобы и проверяет на соответствие требованиям законодательства обжалуемое решение. Результатом рассмотрения жалобы, удовлетворенной таможенным органом, является восстановление или защита нарушенных прав, свобод и законных интересов лица.
Подача жалобы не исключает возможности одновременной или последующей подачи жалобы аналогичного содержания в суд, в арбитражный суд. При этом приоритет в рассмотрении за судом или арбитражным судом.
Таким образом, ведомственное обжалование предполагает возможность для участника ВЭД добиться положительного решения по своему вопросу с наименьшими временными и финансовыми затратами для себя. В выигрыше и таможенные органы. Непосредственный контроль за деятельностью нижестоящих таможенных органов и должностных лиц позволяет более рационально и квалифицированно применять таможенное законодательство, корректировать ошибки на местах и избегать затяжных и дорогостоящих судебных процессов.
В эффективности ведомственного обжалования убедились представители курской фирмы, обжаловавшие в мае этого года действия должностных лиц одного из постов. В своей жалобе на имя начальника Курской таможни участник ВЭД указал на неправомерность назначения дополнительной проверки, немотивированный запрос документов, которые не являются необходимыми для помещения товара под таможенную процедуру реимпорта и неправомерную корректировку таможенной стоимости.
Жалоба была рассмотрена и удовлетворена. Решение таможенного поста о проведении дополнительной проверки, а также решение о корректировке таможенной стоимости были признаны неправомерными и подлежащими отмене.
Разъяснения о порядке ведомственного обжалования можно получить в Курской таможне по адресу: 305004, г. Курск, ул. Коммунистическая 3-а (правовой отдел), либо по телефонам (4712) 52 08 42, (4712) 55 65 40, либо направив запрос на адрес электронной почты: jur1@kursk.mtu.customs.ru.
Пресс-служба Курской таможни