В декабре прошлого года коллектив сотрудников НИИ археологии юго-востока Руси Курского государственного университета, Института археологии РАН и Инспекции по охране культурного наследия Курской области, под общим руководством Р.С. Веретюшкина, приступил к исследованию территории у стен Воскресенской церкви Знаменского мужского монастыря, которая находится на месте расположения бывшей Курской крепости. В ходе археологических раскопок ученые обнаружили остатки фундамента прежнего храма, снесенного в 1788 году, котлованы построек древнерусского времени и эпохи Московского государства, а также несколько погребений первых монахов Курского Знаменского монастыря. В числе находок – предметы вооружения, медные и серебряные монеты, в том числе времен Ивана Грозного, украшения и товарные пломбы дрогичинского типа. На небольшом участке у Воскресенского храма найдено сразу 40 свинцовых товарных пломб разной степени сохранности, а также несколько неиспользованных заготовок под пломбы. До этого за долгие годы исследований на территории Курской области официально были обнаружены всего две такие пломбы. Ученые предполагают, что на месте раскопок много веков назад мог располагаться княжеский архив или какое-либо другое административное здание. По внешним признакам большая часть пломб связана с князьями из династии Рюриковичей, об этом свидетельствуют нанесенные на пломбы их родовые знаки – двузубцы в различных вариантах. Причем пломбы принадлежали разным Рюриковичам, что подтверждает летописные известия о том, что в период междоусобных войн Курск переходил от одного князя к другому. Находки ученые датируется концом XI – началом XIII веков.
Товарные (таможенные) пломбы дрогичинского типа получили свое название от места своего первого обнаружения. В 1864 году у города Дрогичин Кобринского уезда Гродненской губернии было найдено большое количество свинцовых кругляшей с разными отпечатками.
Древнерусский Дорогичин впервые упоминается в Киевской летописи под 1142 годом, когда киевский князь Всеволод Ольгович отдал Берестье вместе с Дорогичином черниговским князьям Давидовичам. Археологические исследования дают основания считать, что эта крепость была построена во второй половине XI века. Город играл важную роль в большой транзитной торговле Руси с Польшей и странами Западной Европы.
На сегодняшний день общее количество находок пломб превышает 15 тысяч экземпляров, что позволяет говорить о широком их распространении. По подсчетам Института российской истории РАН, зафиксировано около 40 местонахождений пломб дрогичинского типа. Места находок не выходят за границы исторической территории Древней Руси и распределены в рамках современных политических границ: Литва - 1 пункт, Польша - 3, Беларусь - 10, Украина - 11, Россия - 15 пунктов. Большая часть находок (около 80%) сделана в Дрогичине и его окрестностях, около 2500 - в Северной Руси. И только 3% находок обнаружено в западно- и южнорусских землях, где их количество из одного пункта обычно не превышает десяти экземпляров, включая и такие крупные политические и торговые центры, как Киев, Галич, Чернигов. Более значительные серии пломб встречаются в северных районах Руси: в особенности в Новгороде и Городце на Волге (около 1000 находок), в д. Борки в Рязани и Старой Рязани (около 150), в Ратмине (Дубне), Белоозере, Старой Ладоге, Пскове (от 20 до 60). Поэтому находка сразу 40 пломб в Курске говорит о его важном военно-экономическом значении в тот период.
Ученые до сих пор спорят о предназначении свинцовых пломб (печатей). Так как, наибольшее количество пломб найдено на границах Руси с Европой, это может говорить об их непосредственном отношении к торговле. Согласно наиболее популярной версии, ими опечатывали тюки с товарами, подтверждая их неприкосновенность; пломбы использовались в качестве свидетельств таможенной оплаты, знаков производства, удостоверения денежной роли шкурок пушных зверей. В то же время, в ряде случаев пломбы (печати) находили при раскопках в местах нахождения княжеских администраций, что могло свидетельствовать об их назначении в качестве малых вислых печатей (булл) для скрепления дипломатических и торговых документов, находившихся на хранении в княжеских архивах.
Торговые (таможенные) пломбы, пожалуй, остались одними из немногих сохранившихся материальных свидетелей тех далеко минувших времен. Они являются одним из наиболее интересных и информативных источников об истории и экономике древнерусского государства.
Возможно, что исследование находки позволит решить затянувшийся спор и с летоисчислением самого города Курска, так как рисунки и обозначения, нанесенные на пломбы, принадлежали конкретным владетельным князьям и после их правления уже не использовались.
В настоящее время уникальные торговые пломбы направлены на реставрацию в город Санкт-Петербург.
Курская таможня