Общество с ограниченной ответственностью, зарегистрированное в Подмосковье, в течение 2013-2014 годов в регионе Курской таможни ввозило в Россию крупные партии автомобильных запчастей известных иностранных торговых марок.
Согласно законодательству Таможенного союза, все автомобильные запчасти, ввозимые на территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и помещаемые под таможенные процедуры, предусматривающие возможность их отчуждения, подлежат обязательному подтверждению соответствия требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств. При этом при таможенном декларировании такой продукции, одновременно с предоставлением таможенной декларации, подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям.
При помещении товара (запчасти для транспортных средств) под таможенную процедуру "Выпуск для внутреннего потребления" декларант представил в таможню сертификат соответствия, выданный московской организацией, имевшей соответствующие полномочия по сертификации автозапчастей. В графах "Заявитель" и "Изготовитель" данного сертификата соответствия была указана известная японская фирма-производитель легковых автомобилей. В сертификате имелась информация о проведенных органом по сертификации лабораторных испытаниях продукции.
Предоставленные в таможню документы полностью соответствовали заявленным сведениям о товаре и подозрений не вызвали. Товар оформили и выпустили в свободное обращение.
В дальнейшем должностными лицами отдела таможенного контроля после выпуска товаров совместно с оперативниками таможни была проведена проверка сведений, заявленных в декларации на товары. С целью проверки соблюдения установленных законодательством Таможенного союза запретов и ограничений, направили запрос в адрес иностранной компании-производителя запчастей, указанной в сертификате соответствия в качестве заявителя и получателя сертификата. В своем ответе производитель запчастей сообщил, что указанная в запросе фирма за разрешением на сертификацию ввозимой в Россию продукции к нему не обращалась, представлять интересы компании ее не уполномочивали. Сам изготовитель компонентов транспортных средств заявителем на получение данного сертификата соответствия не выступал, третьим лицам полномочия на его получение не давал, оригинал сертификата соответствия в органе по сертификации не получал.
Кроме этого, Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация) сообщила, что указанный в документах сертификат соответствия не зарегистрирован в Едином реестре сертификатов соответствия. А у российской организации, якобы выдавшей его, в связи с выявленными нарушениями, было прекращено действие аттестата аккредитации органа по сертификации.
Таким образом, представленный сертификат соответствия содержал недостоверные сведения о "Заявителе" и "Изготовителе" продукции, а также самой продукции. Соответственно, при декларировании автозапчастей он не мог являться документом, подтверждающим соблюдение запретов и ограничений при ввозе товара на территорию ЕАЭС (в части технического регулирования).
Таможня обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании сертификата соответствия недействительным. Решением арбитражного суда сертификат соответствия признан недействительным в силу его несоответствия Федеральному закону "О техническом регулировании".
Российскую фирму привлекли к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч.3 ст. 16.2 КоАП РФ (предоставление декларантом при таможенном декларировании товаров недействительного документа, который послужил основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, ограничений).
Организация не согласилась с привлечением к административной ответственности и обратилась с жалобой в Верховный суд России. В свое оправдание фирма указала на отсутствие вины в предоставлении при таможенном декларировании недействительного документа. Во всем якобы виноват орган по сертификации.
Решением Верховного суда действия курских таможенников по привлечению фирмы к административной ответственности признаны правомерными. Спорный сертификат соответствия не был зарегистрирован в Едином реестре сертификатов соответствия, что свидетельствует либо об отсутствии факта принятия решения о его выдаче, либо о выдаче с нарушением существующих правил. Учитывая общедоступность сведений, включенных в Единый реестр сертификатов, у общества имелась возможность проверить соблюдение законодательства при его выдаче. Довод общества о получении подлинника спорного сертификата в органе по сертификации не только противоречит информации о выдаче его заявителю - иностранному производителю запчастей, но и свидетельствует о прямом нарушении действующего законодательства, регулирующего деятельность органов по сертификации. Сертификат соответствия на серийно выпускаемую продукцию может получить только сам изготовитель компонентов или лицо им уполномоченное. Иные импортеры сменных (запасных) частей к колесным транспортным средством могут обратиться в орган по сертификации без предоставления полномочий от изготовителя только с заявкой на подтверждение соответствия партии ввозимых запчастей, а не на серийно выпускаемую продукцию.
В итоге: более сорока постановлений по делам об АП, возбужденных в отношении фирмы, вступили в законную силу. Обществу с ограниченной ответственностью предстоит уплатить штрафы в размере около 4,6 миллионов рублей.
Курская таможня