Происходящие в современном мире процессы глобализации и информатизации, развитие компьютерных сетей и технологий, оказывают значительное влияние не только на все общество, в отдельно взятом государстве, но в том числе и на всю систему международной торговли, которая только за последние годы претерпела значительные изменения.
В частности увеличилась скорость проведения сделок, увеличились объемы продаж товаров между странами, меняются структура и характер внешнеторгового оборота. Все эти факторы наряду с усилением давления международного торгового сообщества вынуждают таможенные органы находить баланс между содействием международной торговли и проведением таможенного контроля.
Стремясь достичь приемлемого баланса, таможенные органы отходят от тотальных проверок товаров и документов, и переходят к принятию решений на основе системы управления рисками (СУР). Согласно статье 128 Таможенного кодекса Таможенного союза, таможенные органы применяют СУР для определения товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортным средствам международной перевозки, документам и лицам, а также степени проведения таможенного контроля.
На протяжении последних нескольких лет система управления рисками непрерывно развивается. На современном этапе развитие СУР направлено на повышение эффективности ее применения в деятельности таможенных органов. В этой связи проводимая Ярославской таможней работа позволяет в рамках развития СУР пересматривать критерии категорирования и порядок проведения анализа информации о деятельности организаций, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, в целях содействия развитию приоритетных отраслей экономики и созданию привлекательного инвестиционного климата в Ярославской и Костромской областях.
Основным инструментом реализации системы управления рисками является профиль риска. Профиль риска это совокупность сведений об области риска, индикаторах риска, а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации рисков.
По результатам их применения только в Ярославской таможне за первый квартал 2017 года дополнительно начислено и довзыскано почти 5 млн рублей, а по итогам работы 2016 года более 61 млн рублей.
В настоящее время профили рисков можно подразделить на 3 основные категории по региону их действия: общероссийские, региональные (зональные) и целевые профили рисков.
Основным моментом функционирования системы управления, основанного на соблюдении требований законодательства при помощи оценки рисков, является активное направление участников ВЭД в категорию с низкой степенью риска – создание так называемого «зеленого сектора».
Сегодня существуют два принципа, по которым формируется «зеленый сектор»: отраслевой и субъектно-ориентированный. Отраслевой принцип применяется к крупным промышленным предприятиям – инвесторам, автопроизводителям, импортерам рыбных и мясных товаров, экспортерам собственной продукции.
Для того чтобы участнику внешнеэкономической деятельности попасть в «зеленый сектор» по отраслевому принципу необходимо соответствовать определенным критериям, а также обратиться напрямую в ФТС России с письменным заявлением и с приложением всех необходимых подтверждающих документов. По результатам рассмотрения ФТС России принимает решение об определении степени выборочности таможенного контроля. Данный порядок утвержден приказами ФТС России.
Субъектно-ориентированное категорирование импортеров, позволяет определить добросовестных и стабильно работающих участников внешнеэкономической деятельности в автоматическом режиме. Для принятия решения о применении упрощенных форм таможенного контроля здесь могут использоваться не только сведения о товарах, но и анализ того, каким образом конкретные компании ведут свою внешнеэкономическую деятельность, а также информация, полученная от других государственных органов.
Установление выборочности таможенного контроля дает неоспоримые преимущества. Существенно сокращается число и частота применяемых форм таможенного контроля, в частности таможенного досмотра, что напрямую ведет к сокращению издержек. А сокращение общего количества применяемых форм таможенного контроля положительно сказывается на времени таможенного оформления.