Экспорт молочной продукции из Москвы в январе-июне 2021 года превысил $19 млн, что более чем на 50% превышает объем первого полугодия 2020-го и более чем вдвое выше аналогичного показателя 2019 года. Об этом сообщил ТАСС в пятницу заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.
«В первом полугодии 2021 года Москва поставила на внешние рынки молочной продукции на общую сумму $19,07 млн - по сравнению с первым полугодием 2020 года показатель вырос на 54,9%. Если сравнивать экспорт с соответствующим периодом 2019 года, когда он составлял 8,69 млн долларов, то объем поставок увеличился более чем в два раза - на 119,4%», - рассказал В. Ефимов.
По его словам, успех московских предприятий объясняется использованием ими современного оборудования и, как следствие, производством качественной продукции. «Столичные предприятия много работают над модернизацией своих производств, привлечением высококлассных специалистов и выпуском качественной продукции как на внутренние рынки, так и на экспорт. Для такой работы в городе созданы оптимальные условия: действуют меры поддержки в виде налоговых льгот и субсидий, есть займы и гранты для обновления оборудования и запуска новых линий», - пояснил заммэра столицы.
По данным ФТС, весь российский экспорт молочной продукции в первом полугодии 2021 года достиг $151,32 млн - это на 19,3% больше первого полугодия 2020 года и на 38,7% выше, чем в том же периоде 2019 года, сообщил Ефимов. Доля Москвы в общероссийском экспорте за половину 2021 года составила 12,6%, отметил он.
Структура и география экспорта
По словам Ефимова, в первом полугодии 2021 года московские производители молочной продукции экспортировали в основном сыры и творог - объем поставок составил $7,77 млн, что на 78,3% выше аналогичного периода 2020 года и на 262,1% больше соответствующего показателя 2019 года.
На втором месте по популярности оказались кисломолочные продукты, в том числе йогурты - их продали за рубеж на сумму $6,12 млн. Замыкают тройку лидеров молоко и сливки с $2,47 млн за весь отгруженный товар. Также заметно вырос экспорт плавленых сыров, сливочного масла и молочной сыворотки.
Лидерами среди стран-потребителей московской молочной продукции стали Казахстан, Белоруссия, Киргизия и Азербайджан - на них приходится 77,8% экспорта. Всего же продукцию поставили в 25 стран, включая США, Китай, Японию, Вьетнам, Панаму.
Перспективные направления
Как показывает анализ российского и, в частности, московского экспорта молочной продукции, этот сегмент в целом находится в стадии развития, поэтому в среднесрочной перспективе столичные предприятия могут занять заметное место на мировом рынке молочной продукции, считает руководитель департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы Александр Прохоров.
«Для столичных предприятий остаются перспективными Абхазия, Узбекистан, Армения, Белоруссия, Казахстан и Азербайджан. Возможны поставки и в страны дальнего зарубежья при наличии соответствующего оборудования для транспортировки. Сегодня к ним можно отнести ОАЭ и США. Выход московских компаний на рынок ОАЭ позволит далее реализовывать столичную молочную продукцию на Ближнем Востоке и в Северной Африке», - сказал он ТАСС.
Прохоров также отметил продукцию, которая может в ближайшее время заинтересовать иностранных партнеров. «Если говорить о перспективах столичного экспорта молочной продукции в разрезе продуктов, то иностранных партнеров может заинтересовать молочная сыворотка, а также плавленые сыры, концентрированное молоко и сливки с сахаром, различные кисломолочные продукты», - считает он.
Состояние мирового рынка
Объем мирового рынка молочной продукции по итогам 2020 года составил $515,22 млрд, или 208,80 млн тонн, сообщили ТАСС в центре «Моспром», подведомственном департаменту инвестиционной и промышленной политики Москвы и занимающемся поддержкой московских экспортеров. В центре сослались на данные мировой организации Euromonitor International, которая специализируется на исследовании рынков.
По сравнению с 2019 годом этот сегмент вырос на 4,6% в стоимостном выражении и на 2,8% в натуральном, причем итоги 2020 года оказались максимальными за пятилетний период, отмечают в «Моспроме». Большая часть потребления приходится на молоко и сливки (35%), сыры (26%), кисломолочные продукты (18%).
Россия по объему рынка занимает седьмое место в мире ($20,48 млрд), находясь в одной группе с США, Китаем, Индией, Германией, Японией и Францией.
Мировой экспорт молочных продуктов в 2020 году составил $79,72 млрд, первое место по поставкам за сырами и творогом ($32,80 млрд), далее идут молоко и сливки (совокупный экспорт концентрированных и свежих продуктов - $29,06 млрд). Заметная доля мирового экспорта приходится также на сливочное масло и молочные пасты (8,54 млрд), сообщили в центре «Моспром».