Доклад Е.М. Маклаковой на вебинаре УТУ.
Добрый день, уважаемые участники нашего Вебинара!
Меня зовут Маклакова Екатерина Михайловна, я начальник отдела торговых ограничений экспортного контроля и защиты прав интеллектуальной собственности Уральской электронной таможни.
В рамках вебинара запланировано к рассмотрению 2 вопроса:
1) Актуальные вопросы обеспечения соблюдения запретов и ограничений по экспортному контролю;
2) Порядок заполнения граф ДТ при декларировании товаров, в отношении которых осуществляется экспортный контроль.
Основными нормативно-правовыми актами, регулирующие таможенное законодательство по экспортному контролю являются:
1) Таможенный кодекс Евразийского экономического союза;
2) Федеральный закон от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
3) Решение Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 5 июля 2010 г. № 52 «Об экспортном контроле государств - членов Таможенного союза»;
4) Федеральный закон от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле»;
5) Федеральный закон от 19.07.1998 № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами».
В соответствии со статьей 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Соблюдение мер нетарифного регулирования, в том числе вводимых в одностороннем порядке, и мер технического регулирования подтверждается в случаях и порядке, определенных Комиссией или законодательством государств-членов в соответствии с Договором о Союзе, а мер экспортного контроля, в том числе мер в отношении продукции военного назначения, - в случаях и порядке, установленных в соответствии с законодательством государств-членов, путем представления документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение таких мер.
Экспортный контроль в Российской Федерации осуществляется посредством методов правового регулирования внешнеэкономической деятельности, включающих в себя, в том числе идентификацию контролируемых товаров и технологий (статья 7 Федерального закона от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» (далее - 183-ФЗ)). В соответствии со статьей 6 183-ФЗ Списки (перечни) контролируемых товаров и технологий утверждаются постановлениями Правительства Российской Федерации. Обращаю внимание, что коды ТН ВЭД ЕАЭС носят справочный характер.
Однако, даже если товар не попадает в вышеуказанные контрольные списки следует учитывать требования статьи 20 Федерального закона «Об экспортном контроле», так называемый – «всеобъемлющий контроль». Задачей данной статьи является недопущение случаев распространения оружия массового поражения, создания средств его доставки, использования экспортируемых товаров для подготовки и совершения террористических актов. Согласно положениям данной статьи участник ВЭД обязан осуществить проверку не только декларируемой продукции, но и в целом всю внешнеэкономическую сделку.
Что конкретно для участника ВЭД является теми самыми «основаниями полагать», поименовано в п. 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства России от 15.08.2005 № 517, в котором указаны 17 оснований, касающихся, среди прочего, проверки информации о причастности иностранного партнера, грузополучателя, контрагента, конечного пользователя к военным программам в той или иной области, оценки особенностей заключения сделки и финансовых расчетов, предложенных иностранным участником, маршрута и мест доставки товара.
Как показывает практика большинству участников ВЭД неизвестно о наличии необходимости такой проверки либо эта обязанность игнорируются. В то время как за нарушение требований статьи 20 Федерального закона «Об экспортном контроле» предусмотрена уголовная ответственность.
В соответствии со статьей 24 № 183-ФЗ идентификация контролируемых товаров и технологий, а также совершение необходимых действий, связанных с получением лицензий на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями или разрешений на их вывоз из Российской Федерации без лицензий, является обязанностью российского участника внешнеэкономической деятельности.
Результаты идентификации контролируемых товаров и технологий отражаются в идентификационном заключении. Идентификационное заключение является документом, определяющим для целей экспортного контроля статус товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами внешнеэкономической операции, если данное заключение составлено по установленной форме и надлежащим образом удостоверено.
Постановлением Правительства России от 21 июня 2016 г. № 565 утвержден Порядок идентификации контролируемых товаров и технологий, форме идентификационного заключения и правилах его заполнения. В соответствии с данным порядком на первом этапе проведения идентификации устанавливается соответствие товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них) товарам и технологиям, включенным в контрольные списки. Экспортный контроль в отношении вооружения и военной техники, а также информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), являющихся продукцией военного назначения, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества. Отнесение товаров, а также информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности к продукции военного назначения и выдача соответствующих заключений осуществляются Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству в порядке, установленном этой Службой.
Таким образом, подводя итог вышесказанному хочу обратить внимание что если товар является товаром военного назначения, то он не является объектом экспортного контроля» (при наличии лицензии ФСВТС России лицензия ФСТЭК России не требуется). Однако, даже в случае наличия заключения ФСВТС России о не отнесении товара к продукции военного назначения - обязанность идентификации товара с контрольными списками сохраняется и наоборот.
В соответствии с положениями статьи 24 183-ФЗ у участника ВЭД имеется возможность в качестве документа, подтверждающего неподконтрольный статус товара, получать заключения не только во ФСТЭК России, в аккредитованных организациях, а также возможность включения продукции Перечень товаров, в отношении которых при их перемещении за пределы Российской Федерации не применяются запреты и ограничения, установленные законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля, подготовленный ФСТЭК России (Идентификационное заключение ФСТЭК России от 07.12.2022 №2886-22/7701350013), что является подтверждением несоответствия товара описаниям контролируемых товаров. Для многих этот инструмент стал одним из способов сокращения издержек для экспортируемой продукции.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 24 Федерального закона «Об экспортном контроле» российским участникам внешнеэкономической деятельности предоставлено право самостоятельного оформления результатов проводимой идентификации контролируемых товаров. Заключение составляется по форме, установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2016 г. № 565 «О порядке идентификации контролируемых товаров и технологий, форме идентификационного заключения и правилах его заполнения», может быть удостоверено подписью руководителя российского юридического лица или иного лица, уполномоченного представлять это юридическое лицо в силу закона, либо индивидуального предпринимателя, являющегося российским участником внешнеэкономической деятельности.
Представление для целей совершения таможенных операций идентификационного заключения о неотнесении декларируемого товара к объектам экспортного контроля является достаточным условием для подтверждения соблюдения запретов и ограничений при условии соблюдения требований по его оформлению и заполнению.
Наиболее часто допускаемыми ошибками при составлении собственного Заключения участниками ВЭД являются:
- формирование порядкового номера идентификационного заключения;
- заполнение выводов в разделе 4.2. Заключения (не в соответствии с установленным порядком);
- общие выводы по результатам идентификации (пункт 6 Заключения) должны быть сформулированы в соответствии с п. 15 Постановления №565;
- в п. 8 Заключения указываются должность, фамилия и инициалы лица, уполномоченного в соответствии с пунктом 3 статьи 24 183-ФЗ удостоверять идентификационное заключение. Согласно разъяснений, полученных от ФСТЭК России, а также ФСВТС России необходимо помнить, что срок действия идентификационного заключения ограничен 5 годами, максимальный срок действия заключений ФСВТС составляет 3 года (пролонгация контрактных обязательств после даты выдачи заключений не продлевает действие заключения).
Мы плавно подошли ко второму разделу нашего вебинара «Порядок заполнения граф ДТ при декларировании товаров, в отношении которых осуществляется экспортный контроль».
Порядок заполнения деклараций на товары утвержден Решением Комиссии Таможенного от 20.05.2010 № 257 «О форме декларации на товары и порядке ее заполнения».
В целях автоматизации сопоставления заявленных в декларации на товары (далее – ДТ) сведений о товаре с информацией, содержащейся в информационных ресурсах таможенных органов при декларировании продукции, подлежащей экспортному контролю (или имеющей признаки продукции двойного назначения), особое значение имеет правильное заполнение 31 графы ДТ, в том числе ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ заполнение ее электронных полей в соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 января 2018 г. № 2 «О структуре и формате декларации на товары и транзитной декларации». Верное и правильное заполнение приведено на слайде.
ТАБЛИЦА
В соответствии с абзацем 17 подпункта 42 пункта 15 Решения № 257 в графе 44 ДТ указываются с новой строки под соответствующим кодом согласно классификатору видов документов и сведений (утвержден приложением №8 к Решению №378) для каждого (отдельного) документа номер, дата и срок действия (в случае если срок действия ограничен) документа, подтверждающего соблюдение запретов и ограничений.
В графе 44 ДТ указываются сведения о документах, на основании которых заполнена ДТ, подтверждающих заявленные сведения о каждом товаре, указанном в графе 31 ДТ.
Cведения о каждом документе указываются с новой строки с проставлением его кода в соответствии с классификатором видов документов и сведений и через знак разделителя «/» - признака, подтверждающего представление либо непредставление документа при подаче ДТ в том числе номер, дата и срок действия (в случае если срок действия ограничен) документа, подтверждающего соблюдение запретов и ограничений.
Одной из ошибок, допускаемых участниками ВЭД является неверное указание в графе 44 ДТ наименования документа, т.е. не в соответствии с классификатором. Как мы видим на слайде под кодом вида документа «01153» участником заявляются сведения о Разрешении КЭК России на осуществление внешнеэкономической сделки, при этом к поле «Наименование документа» участником указано «Идентификационное заключение».
Также участниками допускаются ошибки в части указания номера разрешительного документа не в соответствии с маской, например в данном случае номер идентификационного заключения сформирован с нарушениями положений постановления Правительства РФ №565.
С учетом положений Постановления №565 заключения ФСТЭК России о непринадлежности товаров к объектам экспортного контроля оформляются в виде идентификационного заключения. В связи с этим письма ФСТЭК России о непринадлежности товаров к объектам экспортного контроля должны указываться в графе 44 ДТ под кодом вида документа «01999».
Как уже говорили ранее в соответствии с абзацем 17 подпункта 42 пункта 15 Решения № 257 в графе 44 ДТ указываются с новой строки под соответствующим кодом согласно классификатору видов документов и сведений (утвержден приложением №8 к Решению №378) для каждого (отдельного) документа номер, дата и срок действия (в случае если срок действия ограничен) документа, подтверждающего соблюдение запретов и ограничений.
Обратите внимание на слайд. В представленном документе указан срок действия, при этом в графе 44 ДТ поля «Дата начала действия» и «Срок действия» не заполнены.
Спасибо за внимание!
Помогите расшифровать эту "криптографию"
Если вы будете его экспортировать, Вам необходимо обратиться в ФС ВТС для получения лицензии, но в ФСТЭК при этом обращаться не нужно.
"Наоборот" означает , что если вы работаете по экспорту с гражданской продукцией, которая попадает в контролируемые списки, то Вам необходимо обращаться за лицензией в ФСТЭК, ПРИ ЭТОМ, при проведении экспертизы предоставленных данных, в ФСТЭК при выдаче лицензии, могут потребовать от Вас обратиться за заключением ( не лицензией) в ФС ВТС. Так же вы можете параллельно обратиться в ФС ВТС добровольно с целью получения заключения о непринадлежности экспортируемой продукции, к продукции военного назначения. После получения заключения от ФС ВТС, его необходимо приложить к комплекту документов для лицензии ФСТЭК.