Стенограмма выступления Н.А. Золкина на XVII ежегодной таможенной конференции АЕБ «Таможня и бизнес: развитие сотрудничества в новых реалиях», июнь 2023.
"Начну с национального законодательства. Здесь было очень много сделано в прошлом году, в той ситуации, которая возникла, потребовалось принять экстренные решения. Достаточно большое количество которых было принято, в том числе путем внесения изменений в профильный наш закон №289 «О таможенном регулировании». Это позволило Правительству РФ, в свою очередь, тоже принимать ряд решений по отсрочкам, рассрочкам, по отсрочке исполнения уведомлений об уплате таможенных платежей. Такого рода решения принимались, их было достаточно много.
Соответственно, дальнейшая тенденция развития национального таможенного законодательства будет тесно связана с развитием международного законодательства (именно внесение изменений в Таможенный кодекс ЕАЭС). Такие изменения проводятся в несколько этапов.
Первый этап – это первый пакет внесения изменений от 30.05.2023, который Комиссией был направлен на внутригосударственное согласование (ВГС). Соответственно срок ВГС профильным федеральным органам исполнительной власти сейчас мы ставим до 17 июля. Здесь у меня просьба к бизнесу – подключиться, посмотреть то, что получилось на площадке ЕЭК усилиями пяти государств, выразить свои какие-то пожелания. Возможно, что-то не было учтено. Соответственно первый пакет, надо понимать, это самые срочные необходимые изменения.
Что вошло в первый пакет из основного? Четыре направления совершенствования таможенного законодательства.
- Расширение применения цифровых технологий, которые позволяют автоматически совершать таможенные операции.
- Внедрение единого стандарта совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля.
- Дальнейшая унификация электронного документооборота.
- Глобальное изменение: введение такого нового вида торговли как интернет-торговля и ее регулирование.
Пройдусь кратко по ключевым моментам Кодекса, первого пакета.
Один из ключевых вопросов, который решается изменениями – это упрощается максимально перемещение контейнеров (тема старая, длится только на моей памяти года с 2013, возможно и раньше). В рамках этих изменений будет возможно перемещать контейнеры через границу без их декларирования. Эти нововведения позволят снизить издержки перевозчиков, повлиять на транспортные расходы в цене и снизят нагрузку на таможенные органы.
Также в первый пакет изменений включен вопрос, который решает проблему ввоза выловленной в Мировом океане рыбы, которую в настоящий момент в определенных случаях требуется декларировать. Это создает некие дополнительные издержки участникам ВЭД. Путем долгих переговоров с Казахстаном и Республикой Беларусь нам удалось продвинуть свои предложения. Они вошли в первый пакет. Надеемся, что в ходе ВГС со стороны как государств-членов, так и бизнес-сообщества никаких неожиданностей мы не увидим.
Следующий вопрос – это исключение, так называемого, лжетранзита. Довольно часто происходят ситуации, когда товары заявляются как транзит, а потом бесследно где-то «растворяются». Частично эта ситуация по алкоголю и табаку была решена Решением ЕЭК, когда товары, которые заявляются под экспорт, также заявляются под транзит.
Также в первом пакете решается важный для Российской Федерации вопрос каботажных перевозок. Эти поправки будут предусматривать, что операция, связанная с прибытием/убытием не будет совершаться для водных судов, осуществляющих внутренний каботаж и, в том числе, прибытие/убытие товаров, которые перемещаются между искусственными островами-платформами и основной территорией РФ. Эти категории судов и товаров не будут подлежать декларированию.
Вошли поправки по развитию документооборота, его электронной составляющей.
- Первое – это дальнейшая унификация электронного документооборота между таможенными органами и участниками ВЭД за счет увеличения перечня таможенных документов, требования к электронному виду, который будет определяться ЕЭК на все пять стан.
- Второе – это развитие информационного взаимодействия в рамках общих процессов Союза, упрощение ряда таможенных операций, совершения таможенных процедур.
И самое масштабное изменение, которое касается интернет-торговли, идет отдельным протоколом. Надеюсь, что 23 июня на совете мы договоримся о направлении этого протокола уже на внутригосударственные процедуры, оставались замечания Республики Беларусь, которые касались возможности регулирования наднациональной порядковой уплаты НДС в отношении товаров электронной торговли. Республикой Беларусь вчера этот вопрос был снят. Регулирование интернет-торговли будет введен институтом оператора электронной торговли, который будет осуществлять декларирование этих товаров и уплату платежей за физических лиц, конечных получателей этих товаров.
Спасибо за внимание!»