Стенограмма выступления С.А. Амельяновича на XVII ежегодной таможенной конференции АЕБ «Таможня и бизнес: развитие сотрудничества в новых реалиях», июнь 2023.
2022 год стал для таможенной службы в том числе, наверное, беспрецедентным с точки зрения того, что изменились внешние условия, соответственно нам пришлось кардинально и очень оперативно менять свою работу, перераспределять ресурсы и предпринимать все меры, для того чтобы реагировать на изменения этой ситуации.
Беспрецедентное санкционное давление, которое мы испытывали и продолжаем испытывать на сегодняшний день. С российского рынка ушли многие крупные контейнерные перевозчики (морские перевозчики), автоперевозчикам российским запрещено работать в странах Европы, но и в целом произошло глобальное изменение в международной логистике. И в этой связи ФТС России, безусловно, активно участвует в разработке и реализации решений на площадках Правительства РФ, которые направлены на упрощение трансграничного перемещения товаров. В этой связи был реализован целый ряд мер:
- Это первоочередной порядок совершения таможенных операций в отношении социально значимых товаров, предназначенных для производственных предприятий. Только лишь за 2022 год таких товаров было ввезено более 7 млн тонн на общую сумму более чем 31 млрд долларов США.
- Упрощен порядок проведения государственного контроля в пунктах пропуска.
- Перенастроена работа системы управления рисками. В категории низкого уровня риска отнесено дополнительно почти 3000 участников ВЭД. В результате, в 2022 году почти в 2 раза по сравнению с предыдущим годом был сокращен объем контрольных операций в отношении приоритетного импорта и товаров, перемещаемых добросовестными участниками ВЭД.
- Предоставлена возможность многократного использования для внутренних перевозок временно ввезенных иностранных контейнеров.
- На наиболее проблемных участках границы установлены, так называемые, «иные места прибытия» вблизи пунктов пропуска. В основном это самые крупные и напряженные автомобильные пункты пропуска, такие как МАПП «Бурачки», МАПП «Верхний Ларс» и другие. В морских портах – Новороссийск, порт Кавказ.
- Приняты принципиальные решения в части сертификации и технического регулирования ввоза товаров.
- Значительно оптимизированы санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинно-фитосанитарные меры при ввозе в РФ подконтрольной продукции.
- Особое внимание уделяется поддержке российских автоимпортеров, которые массово лишились договорных отношений с иностранными изготовителями. Таким участникам ВЭД предоставлена возможность ввозить автомобили с использованием упрощенной процедуры подтверждения их безопасности.
- По инициативе ФТС России упрощены условия ввоза отдельных категорий товаров. Например, подлежащих нотификации, которая предусмотрена правом Евразийского экономического союза. Это упрощение распространяется также на ввоз комплектующих производителями электронного оборудования, включенными в перечень системообразующих предприятий российской экономики. Такое решение получило высокую оценку со стороны отраслевых ассоциаций.
- Ряд существенных послаблений принят в сфере валютного контроля и валютного регулирования.
- В рамках поддержки фискального характера, принятой в прошлом году Правительством РФ, бизнесу предоставлено освобождение от уплаты платежей по импорту на сумму более чем 420 млрд рублей.
Это далеко не полный список основных мероприятий, которые позволили поддержать российскую экономику, оперативно среагировать на изменения логистики и перераспределения нагрузки.
Проводя беспрецедентную работу по облегчению условий для ведения внешнеэкономической деятельности на фоне санкций, ФТС России находилась в постоянном взаимодействии с бизнес-сообществом. На различных площадках мы разъясняли те новые правила, которые вступают в силу, взаимодействовали с бизнесом с точки зрения получения предложений, проработки этих предложений, подготовки предложений по внесению изменений в законодательство.
Стоит отметить, что максимально быстро перестроиться под новые условия работы, продиктованные санкциями, таможенным органам позволил высокий уровень автоматизации таможенных технологий. По итогам формирования структуры таможенных органов, как вы знаете, было создано 16 центров электронного декларирования, где сконцентрирован весь объем оформления. Были достигнуты значительные успехи в автоматизации совершения таможенных операций. В прошлом году из 3,4 миллионов деклараций на товары, которые были оформлены, 84% были автоматически зарегистрированы, при этом без участия должностного лица выпущена каждая третья декларация. Автоматически зарегистрировано 88% транзитных деклараций. То есть автоматизация развивается также и в пунктах пропуска.
Дальнейшая автоматизация выпуска товаров будет осуществляться с использованием элементов искусственного интеллекта, развития механизмов межведомственного электронного взаимодействия, разработки и внедрения перспективной модели системы управления рисками, применение неинтрузивных методов технических средств таможенного контроля инспекционно-досмотровых комплексов.
Сейчас таможенные органы разрабатывают технические и технологические решения, направленные на развитие принципа единого окна в пункте пропуска. Это позволит добиться дальнейшего сокращения количества требуемых таможенных документов, обеспечить однократность предоставления сведений, автоматизировать принятие решений на всех этапах.
Однако автоматизация невозможна без развития инфраструктуры. Прежде всего, это касается необходимости развития инфраструктуры пунктов пропуска. В этой связи ФТС России были разработаны модели интеллектуальных пунктов пропуска по основным видам транспорта и в настоящее время совместно с Минтрансом России проводится работа по информативному закреплению и дальнейшей реализации.
Ключевую роль в сложившихся условиях приобретает развитие транспортных коридоров таких как «Север – Юг», «Дальневосточный полигон». В этом направлении мы так же во взаимодействии с коллегами предпринимаем большие усилия для того, чтобы в существующих условиях обеспечить высокую пропускную способность. Вы наверное на днях были свидетелями того какая работа проводилась на Северном Кавказе. Давыдов Руслан Валентинович держит на личном контроле эту ситуацию. В МАПП «Верхний Ларс», в котором идет в настоящее время реконструкция, за счет принятых мер удалось существенно повысить (почти в 4 раза) пропускную способность и добиться того, что на текущий момент там очередь отсутствует.
Особая точка внимания на сегодняшний день – это, конечно, Дальневосточный регион. Мы также отмечаем существенный рост товаропотока (порядка 20% и даже более) по сравнению с прошлым годом.
Очень многогранная работа проводится и в плане нормотворчества, и в плане уже правоприменения и реализации тех решений, которые были приняты. Я думаю, что мы во взаимодействии с бизнесом, слыша те потребности, которые имеются и оперативно реагируя на них, добьемся и решим те задачи, которые перед нами стоят.