Стенограмма выступления В.П. Шавшиной на XVII ежегодной таможенной конференции АЕБ «Таможня и бизнес: развитие сотрудничества в новых реалиях».
«Какие актуальные вопросы и проблемы на сегодня мы видим в контексте параллельного импорта?
Первая и наиболее острая проблема, с которой сталкиваются многие компании - при увеличении объемов параллельного импорта идет увеличение объемов ввоза контрафактных товаров. Статистика говорит сама за себя: по сравнению с 2021 годом количество выявленной контрафактной продукции в 2022 году увеличилось на 20% и составило более 8 миллионов единиц. И это только выявленные случаи ввоза контрафакта.
Также мы получаем очень много обратной связи от участников ВЭД, которые отмечают, что ТРОИС в условиях легализации параллельного импорта работает не так эффективно, как раньше. Ранее, до легализации параллельного импорта, таможенные органы на регулярной основе уведомляли правообладателей, их представителей о том, что срок выпуска по тому или иному товару приостановлен и ждали обратной связи от правообладателя, что делать дальше – выпускать этот товар, либо уже правообладатель переходил к урегулированию этой ситуации с точки зрения гражданско-правовых взаимоотношений. Но, на текущий момент правообладатели и их представители все реже получают подобные уведомления от таможенных органов и есть известные нам ситуации, когда не получают вообще. Таким образом, возникает вопрос касательно эффективности работы ТРОИС в текущих условиях.
Следующей проблемой является регистрация параллельными импортерами деклараций о соответствии на основе подложных договоров, якобы заключенных с иностранными производителями товаров, импортируемых в рамках параллельного импорта.
Также в качестве проблемного вопроса необходимо отметить и отсутствие нормативно закрепленных критериев для включения товаров и товарных знаков в Перечень Минпромторга, а также для их исключения. На данный момент до сих пор не совсем понятно, на основании каких критериев происходит такое сокращение или расширение Перечня. Вместе с тем необходимо отметить, что участники ВЭД всегда имеют возможность, при наличии достаточных оснований, влиять на состав Перечня. Есть целый ряд примеров, когда после обращения участников ВЭД в Минпромторг данный перечень уточнялся. По результатам анализа, проведенного Минпромторгом на основе полученных обращений, некоторые товарные знаки либо товарные позиции полностью исключались.
На следующем слайде первые две проблемы актуальны скорее для самих параллельных импортеров.
Во-первых, это трудности с доставкой товара, очень практическая и существенная проблема для параллельных импортеров, обусловленная ужесточением контроля поставок некоторыми зарубежными странами.
Во-вторых, это проблемы, обусловленные массовым получением параллельными импортерами судебных исков со стороны представителей правообладателей тех товаров, которые включены в Перечень. Скорее всего, таким образом представители правообладателей пытаются бороться с контрафактом, ввозимым под видом параллельного импорта.
Также одной из версий, почему такие иски подаются, является предположение о том, что таким образом правообладатели пытаются бороться с мелкими компаниями, параллельными импортерами, даже в условиях легализации параллельного импорта в России.
В качестве последнего проблемного вопроса на данном слайде представлена ситуация, при которой, в случае подтверждения ухода компании с российского рынка, товарный знак будет включен в Перечень даже в том случае, если ранее Минпромторгом было принято решение о его исключении. В принципе, в данном случае все достаточно логично. Однако хочется повторно акцентировать внимание аудитории на том, что даже в том случае, если ваш товарный знак сейчас не включен в Перечень или был исключен из Перечня, это не является какой бы то ни было гарантией того, что ситуация не изменится со временем, поскольку сам по себе Перечень является «живым», изменчивым, чутко реагирующим на изменение ситуации на рынке.
Завершу свой обзор рассмотрением планируемых изменений в контексте параллельного импорта.
Во-первых, Минпромторгом запланирован переход на новый принцип формирования Перечня, в соответствии с которым планируется исключить бренды тех правообладателей, которые остались на российском рынке, вне зависимости от того, продолжает ли правообладатель поставки товаров конкретно под данными брендами или нет. Таким образом, планируется значительное сокращение Перечня в ближайшей перспективе.
Отмечу, что эту концепцию по переходу на формирование Перечня по правообладателю также поддерживает, насколько мы знаем, и ФТС России, поскольку данный принцип лежит в основе формирования ТРОИС. Идеальная модель Перечня – его полное соответствие ТРОИС. В таком случае таможенным органам гораздо проще будет осуществлять контроль за теми товарами, которые перемещаются в рамках параллельного импорта.
Также важным среди планируемых изменений является приведение Перечня параллельного импорта к однородности в контексте его формирования. Планируется устранить существующие на данный момент различия в подходах, когда, например, часть брендов в Перечне указаны как разрешенные к параллельному импорту, а часть – как бренды-исключения, параллельный импорт которых не допускается. Планируется осуществить единый подход в формировании Перечня и включать в Перечень только те бренды, параллельный импорт которых разрешен.
В качестве еще одного из планируемых изменений хочется отметить, что в настоящее время в Республике Беларусь ведется работа по законодательному оформлению легализации параллельного импорта и формированию предварительных перечней товаров. Поскольку в Минпромторге сейчас идет работа по изменению российской правовой базы по данному вопросу, предложено синхронизировать данную работу как минимум в части координации содержания перечней параллельно импорта в Российской Федерации и Республики Беларусь.
Подводя итог, хотела бы отметить, что до сих пор имеется ряд существенных вопросов не только с тем как применять Перечень, но и с тем как обеспечивать правовую защиту тех участников ВЭД, которые остаются на рынке, продолжают свою внешнеэкономическую деятельность и при этом включены в ТРОИС, но по каким-то причинам не получают связь от таможенных органов, либо не могут контролировать процесс ввоза товаров параллельными импортерами, понимая, что он идет с рядом определенных нарушений.
Рабочая группа Ассоциации европейского бизнеса по параллельному импорту и комитет по таможне и транспорту, а также ряд наших индустриальных комитетов на постоянной основе проводят работу по анализу текущих тенденций и проблем параллельного импорта. Уверена, что общими усилиями мы сумеем усовершенствовать текущую нормативно-правовую базу и соблюсти баланс интересов между всеми участниками данного процесса».
Справка
С 2021 года В. П.Шавшина является председателем Таможенного и транспортного комитета АЕБ, с 2015 года – заместителем председателя Исполнительного комитета АЕБ на Северо-Западе. Является членом Экспертного совета при Бюджетно-налоговом комитете Государственной Думы РФ и ряда рабочих групп ЕЭК, является экспертом Общественного и Экспертно-консультативного советов ФТС России. В Telegram ведет блог, посвященный вопросам международной торговли, таможни, логистики.