Доклад на вебинаре 05.10.2023 «Применение положений, предусмотренных пунктом 6 Положения об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27 марта 2018 г. № 42».
«Добрый день, уважаемые участники вебинара!
Меня зовут Старцева Анастасия Ивановна. Я являюсь заместителем начальника отдела контроля таможенной стоимости Уральской электронной таможни. Наше сегодняшнее мероприятие будет посвящено рассмотрению положений, предусмотренных пунктом 6 Положения об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27 марта 2018 г. № 42 (далее – Положение), а именно какие обстоятельства не рассматриваются в качестве признаков недостоверного определения таможенной стоимости ввозимых товаров в случае, если эти товары ввозятся в рамках внешнеэкономического договора (контракта), в соответствии с которым ранее уже ввозились идентичные им товары.
Прежде всего, следует остановиться на основных нормативно-правовых актах, регулирующих порядок таможенного контроля таможенной стоимости ввозимых товаров:
Перейдем к основной теме нашего вебинара.
Таможенный контроль представляет собой совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании (статья 2 ТК ЕАЭС).
Таможенный контроль проводится в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним форм таможенного контроля.
При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности объектов и форм таможенного контроля, реализуемого с помощью системы управления рисками (статья 310 ТК ЕАЭС).
Объектами таможенного контроля, в том числе, являются товары, находящиеся под таможенным контролем, таможенные и иные документы, а также сведения, содержащиеся в таких документах (статья 311 ТК ЕАЭС).
При проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров, а именно:
- выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров;
- структуры и величины таможенной стоимости товаров;
- документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров) (статья 313 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 10 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Пунктом 5 Положения установлено, что при проведении контроля таможенной стоимости товаров признаками недостоверного определения таможенной стоимости товаров являются, в частности, следующие обстоятельства:
1. Выявление несоответствия сведений, влияющих на таможенную стоимость ввозимых товаров и содержащихся в одном документе
- иным сведениям, содержащимся в том же документе;
- сведениям, содержащимся в иных документах, в том числе в документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары;
- сведениям, полученным из информационных систем таможенных органов, и (или) информационных систем государственных органов (организаций) государств-членов в рамках информационного взаимодействия таможенных органов и государственных органов (организаций) государств-членов, и (или) из других источников, имеющихся в распоряжении таможенного органа на момент проведения проверки;
- сведениям, полученным другими способами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, входящими в право Союза, и (или) законодательством государств-членов.
2. Выявление более низкой цены ввозимых товаров по сравнению с ценой идентичных или однородных товаров при сопоставимых условиях их ввоза.
Для сравнения цен идентичных и однородных товаров используются информационные системы таможенных органов.
Именно на данном сравнении основана система управления рисками. С ее помощью осуществляется выбор объектов таможенного контроля.
3. Выявление более низкой цены ввозимых товаров по сравнению с ценой идентичных или однородных товаров, определенной в соответствии с информацией о биржевых котировках, биржевых индексах, ценах аукционов, информацией из ценовых каталогов.
Например, цена заявленного товара, определяемая на основании биржевых котировок за определенный период времени, ниже, чем указана в официальной информации о биржевых котировках за аналогичный период времени.
4. Выявление более низкой цены ввозимых товаров по сравнению с ценой компонентов (в том числе сырьевых), из которых произведены (состоят) ввозимые товары.
Например, цена изделия из пластмассы определенного вида значительно ниже, чем цена собственно пластмассы аналогичного вида, ввозимого в тот же или сопоставимый ему период времени.
5. Наличие взаимосвязи продавца и покупателя ввозимых товаров в сочетании с более низкой ценой ввозимых товаров по сравнению с ценой идентичных или однородных товаров, продажа и покупка которых осуществлялись независимыми продавцом и покупателем.
6. Наличие оснований полагать, что структура таможенной стоимости ввозимых товаров не соблюдена.
Например, к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, не добавлены либо добавлены не в полном объеме:
- лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности;
- расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров;
- расходы на страхование и т.п.
Основанием для применения таможенного контроля в форме проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, до выпуска товаров в соответствии со статей 325 ТК ЕАЭС (далее - проверка документов и сведений), является выявление хотя бы одного признака недостоверного определения таможенной стоимости товаров.
В рамках проведения проверки документов и сведений таможенный орган в соответствии с пунктом 4 статьи 325 ТК ЕАЭС запрашивает дополнительные документы для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации. Перечень документов, которые могут быть запрошены таможенным органом, указан в пункте 8 Положения.
Отметим некоторые из таких документов:
1. Прайс-листы производителя ввозимых товаров.
Такие документы не должны копировать инвойсы и быть идентичны по составу сведений декларируемым товарам. Прайс-листы должны предназначаться неопределенному кругу лиц на широкий ассортимент товаров с указанием срока действия предложения.
2. Таможенная декларация страны отправления товаров.
Экспортная декларация является одним из основных документов, подтверждающих заявленные сведения о товарах, т.к. оформляется не продавцом, который находится в прямой коммерческой зависимости от покупателя и его интересов, а государственными органами страны отправления.
3. Документы об оплате ввозимых товаров.
Такие документы должны однозначно указывать на оплату товара именно в рамках данного контракта, коммерческих документов и товарной поставки.
Также необходимо отметить, что при заключении международных договоров целесообразно заранее предусмотреть обязанность продавца представлять документы, необходимые для подтверждения сведений о стоимости товаров, особенно, если согласно условиям поставки продавец осуществляет за свой счет перевозку товаров, а также выполняет таможенные формальности страны вывоза.
Если запрошенные документы представлены таможенному органу до истечения срока выпуска товаров, установленного статьей 119 ТК ЕАЭС, то проверка документов и сведений завершается и, если представленные документы и сведения, подтверждают достоверность и полноту проверяемых сведений, таможенный орган производит выпуск товаров.
Однако, в случае, если проверка документов и сведений не может быть завершена в сроки выпуска товаров или запрошенные документы не представлены таможенному органу до истечения срока выпуска товаров, установленного статьей 119 ТК ЕАЭС, таможенный орган информирует декларанта о возможности произвести выпуск товаров в соответствии со статьей 121 ТК ЕАЭС (при условии предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин).
При выпуске товаров в соответствии со статьей 121 ТК ЕАЭС проверка документов и сведений завершается после их выпуска.
Документы и сведения, могут быть представлены декларантом после выпуска товаров в срок, не превышающий 60 календарных дней со дня регистрации таможенной декларации.
Проверка документов и сведений завершается таможенным органом не позднее 30 календарных дней со дня представления запрошенных документов и сведений.
Если представленные документы и сведения не устраняют оснований для проведения проверки документов и сведений, таможенный орган до истечения 30 календарных дней со дня представления запрошенных документов и) сведений, вправе запросить дополнительные документы и сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации.
Такие дополнительные документы и сведения, в том числе письменные пояснения, должны быть представлены декларантом не позднее 10 календарных дней со дня регистрации таможенным органом запроса.
При завершении проверки документов и сведений в случае, если представленные документы и сведения подтверждают достоверность и полноту проверяемых сведений, таможенный орган информирует декларанта о завершении проверки документов и сведений и о возможности возврата (зачета) обеспечения.
Таким образом, максимальный срок проведения проверки документов и сведений составляет 100 календарных дней со дня регистрации таможенной декларации.
А теперь перейдем к тем обстоятельствам, которые не рассматриваются в качестве признаков недостоверного определения таможенной стоимости ввозимых товаров в случае, если эти товары ввозятся в рамках внешнеэкономического договора (контракта), в соответствии с которым ранее уже ввозились идентичные им товары.
Признаки недостоверного определения таможенной стоимости ввозимых товаров, являющиеся основанием для запроса таможенным органом дополнительных документов и сведений до выпуска товаров, не считаются таковыми, при одновременном соблюдении следующих условий (пункт 6 Положения):
1. В отношении ранее ввезенных идентичных товаров (в примере - ДТ №1):
- таможенная стоимость товаров определена по методу определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1).
2. Таможенное декларирование ввозимых товаров осуществляется в регионе деятельности таможни, в регионе деятельности которой осуществлялось декларирование ранее ввезенных идентичных товаров (в примере - ДТ № 1 и 2).
3. По результатам контроля таможенной стоимости товаров, заявленных в ДТ №1, подтверждены достоверность и (или) полнота проверяемых сведений.
4. Срок с даты выпуска ранее ввезенных идентичных товаров или с даты направления декларанту информации о завершении проверки документов и сведений и о возможности возврата (зачета) обеспечения, до даты регистрации декларации на товары в отношении ввозимых товаров не превышает 180 календарных дней (в примере - ДТ № 1 и 2).
5. Ввозимые товары и ранее ввезенные товары являются идентичными, ввезены в рамках одного внешнеэкономического договора (контракта) при неизменных условиях сделки (в том числе в отношении цены товаров и условий их поставки) (в примере - ДТ № 1 и 2).
6. При проведении контроля таможенной стоимости ввозимых товаров выявлены те же признаки недостоверного определения таможенной стоимости товаров, что и при проведении контроля таможенной стоимости ранее ввезенных идентичных товаров (в примере - ДТ № 1 и 2).
7. В декларации на товары в отношении ввозимых товаров в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 №257, под кодом вида документа «09031» (декларация на товары в отношении ранее ввезенных товаров, идентичных декларируемым товарам, заявленная таможенная стоимость которых принята таможенным органом по результатам дополнительной проверки) заявлен регистрационный номер декларации на товары, в отношении ранее ввезенных идентичных товаров, отвечающих вышеперечисленным условиям.
Таким образом, при соблюдении всех указанных условий, таможенный орган по ДТ №2 в соответствии с пунктом 6 Положения примет заявленную таможенную стоимости товаров без проведения проверки документов и сведений.
На слайдах №6,7 представлен пример применения п.6 Положения в информационной системе ТО.
С даты выпуска ДТ №1 (ранее ввезенные товары) до даты регистрации ДТ №2 (ввозимые по данной поставке) прошло менее 180 календарных дней, таможенный орган один и тот же.
Товары, заявленные в ДТ № 1 и 2, ввезены в рамках одного контракта, при неизменных условиях поставки и цене товара. Товары являются идентичными (код, страна происхождения, описание, артикул).
Таможенная стоимость по обеим декларациям заявлена по методу определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1), что подтверждается указанным в графе 43 ДТ значением «1».
В отношении ранее ввезенных товаров таможенным органом была проведена дополнительная проверка по п.4 ст.325 ТК ЕАЭС, по результатам которой подтверждена достоверность заявленной таможенной стоимости, декларанту направлено уведомление о завершении ТК в соответствии с п.19 ст. 325 ТК ЕАЭС. В отношении ДТ по ввозимым товарам должны быть выявлены те же признаки недостоверного определения ТС.
В ДТ № 2 по данной поставке декларантом заявлена предыдущая ДТ № 1 по ранее ввезенным товарам под кодом 09031.
Следует отметить, что данный порядок предусмотрен в том числе для вывозимых товаров (п.7 Порядка таможенного контроля таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, утвержденный приказом Минфина России от 26 августа 2020 г. № 175н).
В заключении хочется сказать, что применение указанного порядка позволит сократить сроки выпуска товаров, а также необходимость предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей, и, как следствие, сократить издержки участника ВЭД при совершении таможенных операций, а также временные потери и трудовые затраты как со стороны участника ВЭД, так и со стороны таможенных органов».