Стенограмма доклада на вебинаре СТУ.
«Тема нашей сегодняшней встречи - порядок расчета утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и самоходных машин.
В ходе вебинара остановимся на следующих вопросах:
- законодательство, регламентирующее уплату утилизационного сбора за колесные транспортные средства и самоходные машины;
- порядок расчета утилизационного сбора: как он производится, возможность применения льготного коэффициента расчета утилизационного сбора за колесные транспортные средства, ввозимые физическими лицами;
- вопросы изменения порядка уплаты расчета утилизационного сбора за колесные транспортные средства с 1 апреля текущего года, а также вопросы уплаты и возврата утилизационного сбора.
Начну с общей информации об уплате утилизационного сбора, чем он регламентирован.
В соответствии с частью 1 статьи 24.1 Федерального закона 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» за каждое транспортное средство, каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимый в Российскую Федерацию, уплачивается утилизационный сбор. Правила взимания исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора утверждены в отношении колесных транспортных средств Постановлением Правительства Российской Федерации 26 декабря 2013 года № 1291 в отношении самоходных машин Постановлением Правительства от 6 февраля 2016 года № 81.
В соответствии со статьей 24.1 закона «Об отходах производства и потребления», плательщиками утилизационного сбора признаются лица, которые:
- осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию,
- осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации,
- приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационный сбор в соответствии с освобождениями, предусмотренными Федеральным законом или у лиц, не уплативших нарушение установленного порядка, утилизационный сбор,
- являются владельцами транспортных средств, в отношении которых утилизационный сбор не был уплачен при помещении таких транспортных средств под иную таможенную процедуру при завершении действия процедуры свободной таможенной зоны, применяемой на территории особой экономической зоны в Калининградской области за исключением случаев помещения таких транспортных средств под таможенную процедуру реэкспорта.
Взимание утилизационного сбора за производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляет Федеральная налоговая служба. ФТС России осуществляет взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, осуществившие ввоз транспортных средств, либо приобретших транспортные средства на территории Российской Федерации.
Сроки представления расчета утилизационного сбора и подтверждающих документов к ним в таможенный орган следующие:
- при таможенном декларировании – до выпуска товаров,
- при ввозе из государств-членов ЕАЭС - не позднее пятого рабочего дня со дня фактического пересечения государственной границы Российской Федерации, либо не позднее дня постановки на государственный учет в случае перепродажи, либо приобретения транспортного средства до истечения 12 месяцев с даты оформления таможенного приходного ордера на уплату утилизационного сбора по коэффициентом для личного пользования.
Комплект документов к расчету должен быть заверен.
Для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора, плательщик или его уполномоченный представитель представляет документы, предусмотренные пунктом 11 постановлений № 1291 в отношении колесных транспортных средств и № 81 в отношении самоходных машин.
Документы представляются в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование транспортного средства в связи с ввозом, либо в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится местонахождение, местожительство плательщиков, в случае, если декларирование у самого транспортного средства не осуществляется.
В отношении колесных транспортных средств, в числе документов, предусмотренных пунктом 11 постановления № 1291 представляются, в том числе, копии свидетельства о безопасности конструкции транспортных средств и/или копии заключений технических экспертиз проведения оценки соответствия. За оформление указанных документов, а также оформлением электронного паспорта транспортного средства необходимо обращаться в уполномоченную организацию.
Единый реестр уполномоченных органов государств-членов ЕАЭС размещен на сайте Минпромторга. Уполномоченная организация формирует электронный паспорт транспортного средства в статусе «незавершенный». Необходимо также оплатить в соответствии с выбранным способом оплаты сумму подлежащего уплате утилизационного сбора.
По представленным плательщиком документам таможенный орган осуществляет проверку правильности расчета, по результатам которой совершает действия по учету уплаты утилизационного сбора. При недостоверности или неполноте сведений, представленных плательщикам, предусмотрена возможность принятия решения об отказе в рассмотрении расчета, в том числе при представлении неверного расчета с указанием причины отказа.
В случае, если в поданном плательщиком расчете все данные верны, таможенный орган формирует таможенный приходный ордер. Информация об уплате утилизационного сбора автоматизирована, направляется в систему электронных паспортов, после чего электронный паспорт становится действующим.
Для исчисления суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств применяется базовая ставка и коэффициент расчета, действующий на день регистрации таможенной декларации, если транспортное средство подлежит таможенному декларированию или на день подачи в таможенный орган расчета суммы утилизационного сбора, в случае, если транспортное средство не подлежит таможенному декларированию.
При недекларировании колесных транспортных средств, подлежащих таможенному декларированию или неисполнения обязанностей по уплате утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, не подлежащих таможенному декларированию сроком уплаты, при ввозе в Российскую Федерацию, считается день пересечения государственной границы Российской Федерации, а если этот день не установлен, то первый документально установленный день нахождения транспортного средства на территории Российской Федерации.
Если колесное транспортное средство или прицеп к нему не подлежат таможенному декларированию при ввозе в Российскую Федерацию, то таможенный орган, в который представлены подтверждающие документы, вправе направить плательщику требование о представлении транспортного средства в зону таможенного контроля для осмотра или идентификационной сверки. Размер утилизационного сбора равен произведению базовой ставки для расчета размера и коэффициент расчета суммы утилизационного сбора.
В отношении легковых автомобилей базовая ставка составляет 20 000 рублей. Коэффициент расчета зависит от вида и категории транспортных средств, года выпуска и объема двигателя автомобиля. Так, например, для автомобилей, ввозимых из стран ЕАЭС в целях коммерческого использования при рабочем объеме двигателя 2000 кубических см и 2023 года выпуска коэффициент расчета утилизационного сбора составляет 42,24. Соответственно сумма утилизационного сбора будет равна: 20 000 рублей умножить на 42,24. С учетом, если документы, поданные без нарушения срока (то есть 5 рабочих дней), то пени не начисляются и сумма сбора составит 844 800 рублей.
Коэффициент для автомобилей, ввозимых физическими лицами для личного пользования составляет: для автомобилей с рабочим объемом двигателя не более 3000 кубических см – 0,17 для новых автомобилей и 0,26 – для автомобилей, с даты выпуска которых прошло более трех лет.
При этом, под ввезенными в Российскую Федерацию для личного пользования понимается транспортное средство, ввезенное физическим лицом, в отношении которого одновременно соблюдается ряд условий. То есть для применения пониженных льготных коэффициентов требуется одновременное соблюдение следующих условий:
- указания в расчете утилизационного сбора, что транспортное средство предполагается к использованию для личного пользования;
- регистрация транспортного средства в органах ГИБДД на непосредственного плательщика утилизационного сбора в течение 12 месяцев с даты оформления таможенного приходного ордера;
- таможенные пошлины и налоги за транспортные средства уплачены по единым ставкам, либо в виде совокупного платежа в порядке, определенным главой 37 Таможенного кодекса.
То есть ввоз транспортного средства, в том числе в иные государства ЕАЭС, осуществлялся физическим лицом в целях личного пользования без помещения под таможенные процедуры, предусмотренные Таможенным кодексом. Либо, если оформлены документы, подтверждающие право собственности плательщика утилизационного сбора на транспортное средство до 29 октября 2023 года включительно, и свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства получено до 21 декабря 2023 года. При несоблюдении одного из условий для расчета суммы утилизационного сбора применяются коэффициенты расчета, подлежащие уплате в отношении транспортных средств, ввезенных в целях коммерческого использования.
Отметим, что граждане, которые купили автомобиль для личного пользования до 29 октября 2023 года, ввезли его в Российскую Федерацию и страны ЕАЭС и оформили на него свидетельство о безопасности конструкции до 21 декабря 2023 года, и при этом оплатили утилизационный сбор по коммерческой ставке, имеют право на возврат оплаченной суммы.
Для исчисления суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин применяется базовая ставка, которая равна 172 500 рублей. И коэффициент, который зависит от даты выпуска самоходной машины и мощности двигателя.
В отношении самоходных машин уплата утилизационного сбора, взимаемого Федеральной таможенной службой, осуществляется с использованием авансовых платежей, внесенных на соответствующий счет Федерального Казначейства.
С 1 апреля текущего года Постановлением Правительства от 13 февраля 2024 года № 152 изменен порядок расчета утилизационного сбора при ввозе колесных транспортных средств из стран ЕАЭС. Сумма утилизационного сбора исчисляется по формуле, которая была приведена на выше слайде.
Разница между налогами и сборами, которые уплачены в стране ЕАЭС и которые подлежат уплате в Российской Федерации, в случае занижения таможенной стоимости, будет учитываться в составе утилизационного сбора. Это новшество обязательно как для юридических лиц, так и для физических лиц.
В формуле учитывается размер утилизационного сбора в Российской Федерации и разница между таможенной пошлиной и пошлиной из декларации страны ЕАЭС, а также разница по налогу на добавленную стоимость и акцизу.
Новый порядок расчета создает равные условия для тех, кто ввозит в Российскую Федерацию растаможенные в странах ЕАЭС автомобили и тех, кто проходит эту процедуру в Российской Федерации. Расчет будет производиться также самим плательщиком в соответствии с выше указанной формулой.
Для граждан и компаний, которые ввозят автомобили и декларируют их в Российской Федерации, порядок расчета утилизационного сбора не изменится.
Также с 1 апреля отсутствует возможность уплачивать утилизационный сбор при ввозе из стран ЕАЭС автомобилей с электродвигателями.
В заключение хочу отметить, что утилизационный сбор в Российской Федерации уплачивается однократно. Дополнительная уплата утилизационного сбора при повторном ввозе транспортного средства в Российскую Федерацию не требуется при условии подтверждения уплаты утилизационного сбора в Российской Федерации и при подтверждении факта отсутствия внесения изменений в конструкцию транспортного средства (достройку). Для подтверждения уплаты утилизационного сбора в отношении повторно ввозимых в Российскую Федерацию транспортных средств, на которые ранее оформлялся паспорт транспортного средства рекомендуем обращаться в таможенный орган, который осуществил выдачу ПТС либо ПСМ на бумажном носителе, либо в органы государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации для колесных транспортных средств или в органы Гостехнадзора для самоходных машин.
При ввозе транспортного средства в Российскую Федерацию утилизационный сбор уплачивается вне зависимости от факта уплаты утилизационного сбора или аналогичного ему сбора в государстве-члене Евразийского экономического Союза. Транспортные средства, имеющие статус товаров ЕАЭС в рамках таможенной территории перемещаются свободно, при этом утилизационный сбор не относится к таможенным платежам и его уплата производится на основании и в размере определенном нормативно-правовыми актами Российской Федерации».
Стенограмма доклада «Порядок уплаты и возврата утилизационного сбора»
Информация по теме утилизационного сбора:
- О реквизитах уплаты утилизационного сбора
- Изменения в правила уплаты утилизационного сбора с 1 апреля
- Перечень Минпромторга России от 29.03.2024 «Перечень сведений ФТС России для целей исчисления утилизационного сбора в соответствии с пунктом 5 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1291»
Вся логика законодательства вроде как делит нас на два "лагеря" самоходные и колесные транспортные средства. В обоих ПП утиль тесно связывают с ПСМ и ПТС.
Но есть техника, которая не подлежит получению ни ПСМ, ни ПТС - шахтная. ПСМ не дают (официально) поскольку она "не наземная", а ПТС не дают (официально) поскольку она не для дорог общего пользования. По назначению она скорее самоходная, но ТН ВЭД будет от колесных транспортных средств - 8704, 8702.
Законодательство говорит нам что за КАЖДУЮ технику подлежит взиманию утиль, но если это самоходное ТС и его кода ТН ВЭД нет в ПП 81, то утиль не уплачивается, например, самоходная буровая установка. Получается уже не на каждое; плюс есть исключения по 89-ФЗ. Логично ли предположить, что и для колесных транспортных средств есть исключения?
Сталкивался кто-нибудь с решением такого вопроса? Справедливо ли принимать отсылку в ПП1291 к классификации техники по ТР 018/2011 как ограничение сферы применения ПП1291 ТОЛЬКО для транспортных средств для дорог общего пользования?
Есть модульная шахтная техника - база с сочлененной рамой; на первой - кабина с мотором, а на второй устанавливается "быстросъемом" модуль (бочка, кран, платформа, кунг, ножничный подъемник и т.п.)
Если утиль подлежит взиманию, то по какой ставке??? В зависимости от модуля? Тогда, если следовать этой логике, то одна и та же машина может иметь совершенно разный утиль. И разница эта просто колоссальная! К примеру с платформой 800 тыс, а с кунгом уже 11 млн. Как по мне, так это просто абсурд!
Более менее вариант при классификации 8704 брать по максимальной грузоподъемности и считать вне зависимости от установленного модуля.
Коллеги, у кого какое мнение, давайте обсудим?