Стенограмма выступления на круглом столе «Интеллектуальная собственность в аспекте ведения внешнеэкономической деятельности», 23.04.2024, ТПП РФ.
«Здравствуйте! Большое спасибо за возможность выступить на сегодняшней встрече, принять участие в обсуждении важнейших вопросов.
Система цифровой маркировки как инструмент противодействия незаконному обороту промышленной продукции, цифровой инструмент противодействия, фактически внедряется с 2016 года и на сегодняшний день обязательной маркировке на территории Российской Федерации подлежат 17 товарных групп, включая такие социально значимые товары как лекарства, молоко, упакованную воду.
В качестве участников оборота товаров к системе маркировки подключено уже более 700 тысяч организаций, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, которые являются не только импортерами и производителями продукции, но и участниками товарооборота вплоть до розничного звена.
Фактически маркировка представляет собой нанесение уникального средства идентификации и кода, который позволяет идентифицировать конкретную единицу продукции. Код уникален, одна бутылка воды в партии отличается кодом от другой. Фактически, фиксируя посредством универсальных передаточных документов сделки товародвижения, смены собственника выстраивается прослеживаемость от момента ввода товара в оборот (как при производстве, так и импорте) до выбытия товара из оборота, в том числе при реализации посредством контрольно-кассовой техники товара потребителем.
Сама государственная информационная система маркировки интегрирована и работает в автоматическом режиме со всеми основными государственными информационными системами, ресурсами по контролю оборота и качества продукции. Информационные ресурсы органов исполнительной власти дополняют друг друга и обеспечивают прослеживаемость полного жизненного цикла товаров, подлежащих маркировке. Массив данных государственной системы, а также цифровые инструменты, выстраиваемые на его базе, являются эффективным инструментом для контрольно-надзорной деятельности и активно используется органами исполнительной власти в текущих реалиях.
На сегодняшний день тезис о том, что маркировка является эффективным цифровым инструментом, можем подтвердить конкретными цифрами, потому что эти цифры мы видим в каждой товарной группе, где введены требования по обязательной маркировке. Например, молочное сырье прослеживается в системе ветеринарии в части ветеринарной безопасности ФГИС ВетИС, а готовая молочная продукция в системе маркировки и интеграция информационных систем и системы маркировки с компонентами. ФГИС ВетИС позволило снизить уровень фальсификата на рынке молочной продукции в 12 раз с 30% в марте 2022 года до 2,5% на конец 2023 года. В этом году продолжается фиксирование его снижения и за первые 4 месяца этот уровень сократился в 5 раз до 0,5% на сегодняшний день.
Система позволила существенно сократить продажи просроченной молочной продукции за прошлый год в 2 раза. Не всегда это является злым умыслом конкретного участника розничной торговли, бывают и человеческие ошибки, но действительно это позволяет обезопасить потребителей от получения товара с истекшим сроком годности.
В фармацевтической индустрии показавшая себя во время короновирусной инфекции система маркировки в настоящее время реализует определенные аналитические отчеты. Подключаются федеральные органы власти, региональные подразделения. С помощью тех возможностей цифровых инструментов, что дает система маркировки, можно выявлять нарушения и отслеживать исполнение государственных контрактов, оценивать риски возникновения даже потенциальной дефектуры лекарств и осуществлять, конечно же, мониторинг цен.
В настоящее время в Российской Федерации расширяется номенклатура товаров, подлежащих маркировке. Только за 2023 год было запущено 11 добровольных экспериментов, которые предваряют введение обязательных требований в отношении определенной товарной группы и в 6 группах товаров введена обязательная маркировка в прошлом году.
Мы продолжаем методическое расширение перечня групп маркируемых товаров и в соответствии с решениями Правительства за прошедший месяц 2024 года запущено 5 пилотных проектов, 5 новых экспериментов. Дополнительно в ближайшей перспективе планируется запуск новых экспериментов.
Мы сейчас обсуждаем совместно с отраслевым сообществом такие товарные группы как кабельная продукция, средства пожаротушения и пиротехники, отдельные виды бакалейной продукции, новые типы медицинских изделий и, конечно же, дополнительно предложенный, в том числе и предпринимательским сообществом, активно обсуждаемый нами вместе с коллегами из Россельхознадзора и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, проект по прослеживанию молочной продукции по партиям, добавления идентификатора партии.
Мы продолжаем работать не только над расширением товарных групп, но и над новыми возможностями системы, которые необходимы для модернизации контрольно-надзорной деятельности, для увеличения прозрачности сделок товародвижения.
С 1 апреля этого года вводится разрешительный режим на кассах. Я говорю вводится, потому что это поэтапное расширение требований в соответствии с Постановлением Правительства № 1944, принятого в ноябре прошлого года. Благодаря данному режиму, с помощью верхнеуровневого кассового ПО, получаем возможность блокировки продажи продукции в случае незаконного введения ее в оборот или истечения сроков годности. Правительством утверждены критерии, по которым происходит проверка продукции. Идея заключается в том, что с помощью взаимодействия программных продуктов розничного звена и системой маркировки осуществляется проверка продукции в момент продажи на предмет возможных ограничений оборота. И, конечно же, происходит информирование о таких ограничениях кассира.
Режим планируется распространить на все товарные группы, которые подлежат маркировке. Сейчас решение принято в отношении 14 групп товаров. С 1 апреля такой разрешительный, можно сказать, режим введен для табачной продукции и разливного пива в кегах. Несмотря на то, что прошло только 3 недели работы в рамках этого режима, мы фиксируем уже положительную динамику по сокращению нарушений в части розничного звена. На 58% снизились продажи табачной продукции с нарушением установленных цен. На 30% снизились продажи товаров с признаками контрафакта, то есть, в том числе, нарушения на предмет объекта интеллектуальной собственности. На 47% снизились продажи товаров, которые не были введены в оборот и на 79% снизились повторные продажи товаров, которые ранее были уже выведены из оборота, и система фиксировала вывод из оборота этого кода. И этот результат первых недель фактически по двум позициям в части пивоваренной продукции, это ограниченная позиция в части именно разливного пива в кегах.
Также проводится эксперимент по использованию системы маркировки в целях контроля за соблюдением требований и технических регламентов. В рамках этого проекта прорабатываются механизмы привязки разрешительных документов к конкретным единицам продукции, а также сверки объема партии, на которую выпущен разрешительный документ, с реальными объемами поставок, если такие ограничения предусмотрены по данному типу продукции.
Вкратце я постарался рассказать основные направления развития в рамках проекта цифровой маркировки. Мы находимся в постоянном диалоге не только с органами исполнительной власти и оператором, уполномоченным Правительством на осуществление функций оператора системы маркировки (ЦРПТ), но и, конечно, со всеми отраслевыми объединениями, ключевыми игроками, союзами и широким представительством делового сообщества, для того, чтобы вводимые механизмы, вводимые инструменты цифровой маркировки максимально соответствовали тем техническим и бизнес-процессам, которые сложились у участников оборота и приносили только дополнительные улучшения и новые точки роста.
Большое спасибо, уважаемые коллеги за возможность выступить сегодня!»