Стенограмма доклада на вебинаре Сибирского таможенного управления России.
Пономарев Сергей Михайлович, начальник отдела товарной номенклатуры и происхождения товаров Сибирского таможенного управления.
Здравствуйте, уважаемые участники вебинара. Меня зовут Пономарев Сергей Михайлович, начальник отдела товарной номенклатуры и происхождения товаров Сибирского таможенного управления. Со мной Кочубей Янина Руслановна, старший государственный таможенный инспектор того же отдела.
Сегодня мы расскажем об основных особенностях подтверждения происхождения товаров, в отношении которых применяются меры защиты внутреннего рынка.
В связи со вступлением в силу с 8 февраля 2024 года новой редакции непреференциальных правил определения происхождения товаров, как это часто бывает, по всей стране стали фиксироваться нарушения данных правил. В целях укрепления экономики государств-членов Евразийского экономического Союза, обеспечения их гармоничного развития и сближения, защиты своих производителей, в Союзе применяются меры защиты внутреннего рынка в виде введения специальных защитных антидемпинговых и компенсационных пошлин в отношении товаров, происходящих из третьих стран и ввозимых на таможенную территорию Союза.
Союз взаимодействует с третьими странами в форме диалогового взаимодействия, а также заключения непреференциальных, преференциальных соглашений по вопросам торгово-экономического сотрудничества. В развитие данного сотрудничества 12 января 2019 года вступило в силу Решение Совета Евразийской экономической комиссии № 49, в котором утверждены непреференциальные правила происхождения товаров. Целью принятия таких правил явилось определение и подтверждение страны происхождения в целях недопущения ввоза и вовлечения в экономические обороты на территории Союза отдельной категории товаров из стран, к которым применяются защитные меры путем установления антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин.
Ранее действующая редакция нереференциальных правил предусматривала, что происхождения товаров из стран, не являющихся членами ЕАЭС, подтверждалось в декларации о происхождении товара либо сертификатом о происхождении товара. Сертификатом подтверждалось происхождение товаров в случае выявления недостоверных сведений в декларации о происхождении товаров, либо в случае применения мер защиты внутреннего рынка, обусловленных происхождением в отношении аналогичных товаров, ввозимых на территорию Союза в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному документу, общая стоимость которых до апреля 2022 года превышала 150 долларов США, с апреля 2022 года сумму, эквивалентную 1500 евро, а с 1 января 2024 года – 200 евро.
Согласно новой редакции непреференциальных правил с 8 февраля 2024 года для подтверждения происхождения аналогичных товаров, в отношении которых применяются защитные меры, может использоваться декларация о происхождении, если общая таможенная стоимость партии аналогичных товаров не превышает сумму, эквивалентную 1500 евро. Либо аналогичные товары ввозятся на таможенную территорию ЕАЭС в рамках международных договоров и их происхождение подтверждено сертификатом, выданным в соответствии с такими международными договорами, за исключением товаров аналогичных тем, в отношении которых, в соответствии с договором ЕАЭС, применяются ответные меры или меры защиты внутреннего рынка обусловлены происхождением товара. При этом происхождение аналогичных товаров подтверждается декларацией происхождения, оформленной в соответствии с критериями определения происхождения товаров, установленными непреференциальными правилами.
В случае утраты или повреждения оригинала сертификата на бумажном носителе, допускается применять его дубликат, изготовленный уполномоченным органом на новом бланке. Срок применения дубликата составляет 12 месяцев с даты выдачи оригинала сертификата. Взамен аннулированного по каким-либо причинам сертификата, либо в случае необходимости переоформления ранее выданного сертификата, применяется новый сертификат. Декларация о происхождении товара оформляется на одну партию товара. Документом о происхождении товара подтверждается происхождение одной партии товаров, в отношении которой, таможенные операции, связанные с таможенным декларированием и выпуском товаров совершаются в одном таможенном органе. Это означает, что документом о происхождении товара не могут выступать договоры, заключенные на более чем одну партию товара, а также сертификаты, выданные на несколько товарных партий.
Введена 5% погрешность в превышении веса брутто, указанного в документе о происхождении товара. При этом фактическое превышение веса нетто товаров или иных количественных характеристик товаров, указанных в документе о происхождении не допускается. В соответствии с пунктом 25 непреференциальных правил сертификат может быть выдан уполномоченным органом страны, из которой происходит товар или страны, из которой товар вывозится на таможенную территорию ЕАЭС.
В части требований к заполнению сертификатов стоит остановиться на необходимости указания в сертификате наименования и адреса экспортера, производителя, продавца или отправителя товара. В предыдущей редакции указывались только производитель, либо экспортер. В новой редакции введен также еще отправитель. Также в сертификате указывается наименование страны назначения или наименования и адрес грузополучателя, описание товара, достаточное для его идентификации таможенным органом с товаром, заявленным при таможенном декларировании.
В дополнение к описанию товара допускается указывать реквизиты инвойса, спецификации к контракту или иного товаросопроводительного документа для использования содержащихся в них описаний товара в целях его идентификации. Также допускается указание дополнительных сведений, в том числе сведений, вносимых уполномоченным органом в кодированном виде (то есть это QR-код, URL адрес и другие).
Если в сертификате недостаточно места для указания всей информации о товарах, используются дополнительные листы бумаги, заверенные печатью уполномоченного органа. В качестве дополнительных листов к сертификату допускается использование инвойса, спецификации к контракту или иного товаросопроводительного документа, содержащего описание товара, позволяющего произвести его идентификацию и иные сведения о товаре. Такие документы должны быть в обязательном порядке заверены печатью уполномоченного органа. Например, если в сертификате указаны реквизиты инвойса, такой инвойс может выступать в качестве дополнительных листов к сертификату только в случае, если на нем проставлена печать уполномоченного органа, выдавшего сертификат.
Происхождение товаров считается неподтвержденным в случаях, установленных пунктом 5 статьи 314 ТК ЕАЭС, а также в таких случаях как:
- невозможность установить подлинность сертификата на основании полученного ответа на запрос о верификации;
- невозможность идентификации товара, указанного в документе о происхождении со сведениями, указанными в ДТ;
- непредставление сертификата (в т.ч. оригинала) по требованию таможенного органа;
- превышение фактического веса брутто более чем на 5% от веса, указанного в документе о происхождении товара.
Стоит особо отметить, что в соответствии с пунктом 36 непреференциальных правил в случае, если товар является аналогичным товаром, в отношении которого применяется ответная мера, обусловленная его происхождением, то происхождение такого товара подтверждается исключительно сертификатом.
Кочубей Янина Руслановна, старший государственный таможенный отдела товарной номенклатуры и происхождения товаров Сибирского таможенного управления
Применение ответной меры
В настоящее время ответная мера применяется в Российской Федерации только в отношении определенного перечня товаров, аналогичных товаров, происходящих из США и установленного постановлением Правительства РФ от 06.07.2018 № 788. В связи с применениями штатами с 2018 года специальной защитной меры в отношении импорта продукции из стали и алюминия, происходящего, в том числе из Российской Федерации.
В соответствии с новой редакцией непреференциальных правил, термин «ответные меры» представляют собой меры, которые применяют государства-члены в соответствии с п. 2 ст. 40 Договора о Евразийском экономическом Союзе, согласно которому в случаях, предусмотренных международными договорами между государствами-членами ЕАЭС и третьими сторонами, государства-члены ЕАЭС вправе в одностороннем порядке применять в качестве ответных мер повышенные, по сравнением с единым таможенным тарифом ЕАЭС, ставки ввозных таможенных пошлин, а также в одностороннем порядке приостанавливать предоставление тарифных преференций, при условии, что механизмы администрирования таких ответных мер не нарушают положения договора.
Согласно статье 40 Федерального закона от 08.12.2003 №164-ФЗ, Правительство РФ имеет право вводить особые меры ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью. Таким образом, в качестве ответной меры Правительством РФ, Постановлением № 788 установлена повышенная ставка ввозной таможенной пошлины по сравнению с ЕТТ ЕАЭС от 25% до 40% от таможенной стоимости на отдельные товары, происходящие из США. К таким товарам относится большая часть инструментов товарных позиций 8207, 8209 ТН ВЭД ЕАЭС, товары 84 группы, транспортные средства для перевозки грузов (8704 ТН ВЭД ЕАЭС) и волокна оптические (9001 10 900 1 ТН ВЭД ЕАЭС).
В соответствии со статьей 37 Договора о ЕАЭС, в случае, если с третьей стороной не установлены правила определения происхождения товаров, то в отношении ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС товаров, происходящих из этой страны, до момента принятия соответствующих правил определения происхождения товаров, применяются именно непреференциальные правила.
Согласно новой редакции непреференциальных правил, в случае, если товар является аналогичным, в отношении которого государством-членом ЕАЭС применяется ответная мера, обусловленная его происхождением, то происхождение такого товара подтверждается исключительно сертификатом.
Стоит обратить внимание, что пунктом 36 непреференциальных правил не предусмотрена возможность подтверждения происхождения товаров декларацией. В зависимости от таможенной стоимости, как это возможно для товаров, в отношении которых применяются меры защиты внутреннего рынка.
Предоставление сертификата о происхождении не требуется только при условии уплаты таможенной пошлины по повышенной ставке.
В соответствии с пунктом 6 статьи 314 ТК ЕАЭС, если в таможенной декларации заявлено, что происхождение товаров неизвестно, либо считается неподтвержденным, то ввозные таможенные пошлины исчисляются исходя из ставок, установленных ЕТТ ЕАЭС, если иное не установлено в соответствии с Договором о ЕАЭС.
В отношении товара применяются иные меры таможенного тарифного регулирования, запреты и ограничения меры защиты внутреннего рынка, в случаях, когда применение таких мер зависит от происхождения товаров, если иное не установлено в соответствии с договором о ЕАЭС.
Таким образом, в случае не подтверждения происхождения товара, соответствующего по коду ТН ВЭД, товар, в отношении которого постановление Правительства № 788 введены ответные меры, в соответствии с пунктом 6 статьи 314 ТК ЕАЭС, подлежат применению установленной данным Постановлением ставке ввозной таможенной пошлины.
Спасибо за внимание!
Пономарев С. М.:
Хотел рассказать случаи, которые чаще всего у нас выявляются. Например, когда непреференциальный сертификат выдается не страной вывоза и не страной происхождения – это является нарушением.
Достаточно часто бывают такие случаи, когда непрефенциальный сертификат выдан, допустим, Эстонией Польше. Участники представляют этот сертификат в целях подтверждения происхождения товаров, входящих в Постановление Правительства № 788, такие сертификаты мы не принимаем.
Также хочу обратить внимание на правила заполнения сертификатов. Должны быть обязательно указаны адрес, наименование, экспортеры, получатели товаров. В Российской Федерации тоже должен быть указан непосредственно декларант.
горячо рекомендую посмотреть и внимательно послушать г-на Климакова
возврат у нас только при восстановлении преференций предусмотрен