С 20 октября 2024 вступило в силу Постановление Правительства РФ от 15.10.2024 № 1374, которое вносит изменения в Постановления №№ 311, 312, 313, направленные на реализацию Указа Президента РФ от 08.03.2022 № 100, вводящего запреты и ограничения на вывоз за пределы территории Российской Федерации и (или) ввоз на территорию Российской Федерации определённых товаров.
Ретроспектива
Касательно содержания Постановлений Правительства РФ № 311 и № 312 необходимо отметить, что данные нормативные правовые акты не предусматривают запрета транзитных перевозок, начинающихся и заканчивающихся за пределами территории Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ № 313 фактически был установлен запрет транзитных перевозок, начинающихся за пределами территории Российской Федерации и заканчивающихся в т.н. «недружественных странах», указанных в приложении № 1 к Постановлению Правительства № 313.
Вышеуказанный запрет транзитных перевозок касался товаров двойного назначения, прямо перечисленных в приложении № 3 к Постановлению Правительства № 313.
До 20 октября 2024 для рассмотрения вопроса о применении запрета международного транзита через территорию Российской Федерации в отношении конкретного товара необходимо было руководствоваться наименованием товара, коды ТН ВЭД ЕАЭС в свою очередь, имели справочный характер и были приведены для удобства пользования.
Какие изменения произошли?
Помимо включения в перечень товаров двойного назначения, запрещённых к транзиту через территорию Российской Федерации, таких товаров как бинокли, специальная, тактическая, камуфлированная одежда и обувь, перечень товаров был дополнен также товарами, которые используются в мирных целях, например, двигатели и генераторы электрические, аккумуляторы литий-ионные.
Кроме расширения перечня товаров, Правительством РФ введено условие, согласно которому для отнесения товаров к категории «двойного назначения» необходимо руководствоваться исключительно кодом ТН ВЭД ЕАЭС. Такие группы товаров обозначены особой сноской <**>.
Какие вызовы для бизнеса возникают в связи с введением новых запретов и ограничений?
Очевидным является тот факт, что производство таких товаров как литий-ионные аккумуляторы, классифицируемые кодом ТН ВЭД ЕАЭС 8507 60 000 0 (это и аккумуляторы для самокатов, и внешние аккумуляторы для смартфонов т.н. «power bank») находится в Китае. Одним из основных рынков сбыта таких товаров являются страны Европейского союза.
Выстраивая логистические цепочки, китайские производители зачастую прибегают к услугам таможенных представителей, экспедиторов, перевозчиков, находящихся на территории ЕАЭС, а сам транзит, в большинстве случаев, осуществляется непосредственно по территории Российской Федерации.
Даже до расширения перечня товаров двойного назначения, установленного Постановлением Правительства РФ № 313 мобильные группы ФТС России активно останавливали транспортные средства международной перевозки в целях осуществления таможенного контроля. Сроки проведения таможенного досмотра зачастую достигали нескольких месяцев с фактическим изъятием транспортных средств и сопровождались назначением идентификационных экспертиз.
С 20 октября 2024 года количество подобных «остановок» резко интенсифицировалось даже в отношении транзитных поставок товаров, не входящих в перечень товаров двойного назначения, что в совокупности с длительными сроками проведения таможенного контроля и изъятием транспортных средств приведёт к существенному увеличению операционных издержек как перевозчиков, так и сторон внешнеэкономической сделки.
В результате расширения перечня товаров, запрещённых к транзиту через территорию Российской Федерации, бизнесу необходимо будет пересмотреть свои бизнес-модели в условиях новых ограничений. Это может включать изменения в цепочках поставок, поиске новых рынков сбыта или внедрении инновационных технологий для уменьшения зависимости от иностранных товаров. Такие изменения потребуют времени и дополнительных инвестиций, а также могут сопровождаться существенными убытками.
Ситуация усугубляется тем, что таможенными органами отправления при процедуре транзита часто выступают таможенные органы Республики Казахстан, например, МАПП Нур Жолы, которые не осведомлены о наличии запретов и ограничений, действующих не в рамках ЕАЭС, а исключительно на территории Российской Федерации.
Причины отсутствия взаимодействия между таможенными органами Российской Федерации и таможенными органами других государств-членов ЕАЭС, предусмотренного Протоколом о мерах нетарифного регулирования к Договору о ЕАЭС, в настоящий момент непонятны.
Возможные правовые последствия
Ответственность за нарушение запретов и ограничений на ввоз и (или) вывоз товаров с территории Российской Федерации предусмотрена статьёй 16.3 КоАП РФ, которая помимо штрафа предусматривает также возможность конфискации предметов административного правонарушения т.е. товаров, запрещённых к вывозу (в том числе при транзитных перевозках, начинающихся и заканчивающихся за пределами территории Российской Федерации).
При этом лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, выступает таможенный перевозчик, поскольку положения КоАП РФ в качестве наказания за правонарушения в области таможенного дела допускают возможность конфискации предмета правонарушения не у собственника товара.
От подобной конфискации страдают, очевидно, не только перевозчики, но и стороны внешнеэкономической сделки.
Наши рекомендации
Для успешной адаптации к новым условиям компаниям потребуется не только гибкость в управлении, но и стратегическое планирование, направленное на минимизацию возможных потерь и использование новых возможностей. В условиях неопределенности важно сохранять внимательность к изменениям в законодательной среде и оперативно реагировать на них.
При планировании поставок мы рекомендуем заранее тщательно анализировать специфику товаров, а также детально изучать маршрут следования соответствующих поставок. В случае с транзитными перевозками товаров, схожих по описанию с запрещёнными к вывозу, мы также рекомендуем заранее подготовить полный и максимально подробный комплект документов с техническим описанием груза.