Стенограмма выступления. Сессия: Актуальные вопросы администрирования трансграничной электронной торговли, Международный таможенный форум 2024.
Добрый день коллеги!
Вопрос таможенных платежей – это, конечно, один из важных в принципе в таможенном деле. В электронной торговле этот вопрос тоже имеет большое значение, всегда он находится в центре внимания. Для начала приведу немного статистики.
Динамика ввоза отправлений электронной торговли за последние шесть лет говорит нам о том, что нет прямой зависимости между товарным потоком и необлагаемой нормой. Снижается ли норма, увеличивается ли норма, общий товаропоток изменяется по совершенно своим законам. Он зависит от общей экономической ситуации в стране, от общей политической, от внешнеполитической ситуации, от каких-то иных факторов более высокого уровня. И прямой зависимости между размером необлагаемой нормы и товарным потоком в электронной торговле мы не замечаем по динамике.
Если мы посмотрим на динамику платных отправлений, тут как раз наоборот. Есть прямая зависимость между размером нормы и количеством платных отправлений. Это естественно. Чем меньше норма, тем больше отправлений попадают под платежи и, соответственно, в отношении большего количества отправлений платежи платятся. О чем это говорит? О том, что лица не отказываются от платных отправлений. Они их заказывают, зная, что они за них заплатят, и они готовы за них платить. И это одно из проявлений как раз вот того, о чем говорилось на предыдущих дискуссиях по этому поводу – о том, что принцип справедливости он здесь тоже работает, и он должен быть. То есть электронная торговля – это вид торговли. Не могут товары в рамках внешней торговли попадать сюда без уплаты платежей, то есть налоговое обременение должно быть и, по сути, оно есть. Физические лица с этим согласны, и они готовы пользоваться товарами, особенно, учитывая, что это, как говорят наши коллеги-операторы, это нишевые товары, которых нет в наших офлайн магазинах. Физические лица готовы за такие нишевые товары, которые в каких-то штучных и личных количествах заказываются, платить таможенные платежи.
Регулирование действительно у нас предусматривается достаточно многозначное. Уже об этом сегодня говорилось, о том, что существует два основных способа доставки товаров электронной торговли – это прямая поставка и поставка через таможенный склад. В части платежей у них будут достаточно существенные различия.
Появляется новый вид таможенного платежа – это таможенная пошлина, в отношении товаров электронной торговли. Этот вид платежа специально вносится в Таможенный кодекс как новый вид платежа (до этого такого вида не существовало). Эта пошлина не будет распределяться между государствами-членами ЕАЭС.
Помимо этого, будет, скорее всего, налог на добавленную стоимость, в каком-то порядке он будет взиматься. Товары, которые ввозятся через таможенный склад, они после этого должны быть помещены под процедуру выпуска для внутреннего потребления. Здесь срабатывает общий порядок взимания таможенных платежей, которые установлены для процедуры выпуска для внутреннего потребления: ввозная таможенная пошлина, ввозной НДС, таможенные сборы за совершение таможенных операций.
Как уже говорилось, нам еще предстоит достаточно много работы по созданию нормативной базы. И тут хотелось бы высказать позицию по неким вопросам, которые, на наш взгляд, должны быть как минимум подняты для обсуждения, и по ним должно быть найдено какое-то совместное решение.
Товары после таможенного склада помещаются под процедуру выпуска для внутреннего потребления. Когда в обычном порядке товары помещают под процедуру для внутреннего потребления по обычной декларации на товары, то в отношении таких товаров могут быть предоставлены льготы по уплате таможенной пошлины, льготы по уплате НДС, тарифная преференция. И в общем порядке понятно, как это заявляется и как это подтверждается. То есть декларант в графе 36 заявляет код льготы, либо код преференции, в графе «страна происхождения» он заявляет код страны происхождения, в 44 графе указывает коды подтверждающих документов, прикладывает эти документы. На основании совокупности этих сведений проводится таможенный контроль и принимается решение предоставлять льготу, либо не предоставлять льготу.
Мы видели проект декларации электронной торговли, эта декларация, к сожалению, не содержит граф, в которых можно было бы заявить код тарифной либо налоговой льготы, заявить код преференции, заявить код страны происхождения. Соответственно, по-видимому, когда мы будем разрабатывать порядок совершения таможенных операций, нужно будет уделить внимание и предусмотреть, как в данном случае будут происходить все эти операции. То есть, каким образом лицо может заявить свои намерения, воспользоваться льготой либо преференцией. Протокол о внесении изменений в Таможенный кодекс не содержит соответствующих норм, а общий установленный порядок работы здесь невозможно будет применить. Поэтому у нас еще достаточно много вопросов, над которыми мы должны поработать для того, чтобы наше регулирование заработало и было эффективным.
Спасибо!