Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
 
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Электронные подписи сотрудников организаций не применяются с 01.09.2024. Закажите ЭП физического лица и получите МЧД
Альта-Софт
Мнение эксперта

Вопросы подтверждения происхождения товаров, попадающих под ограничительные меры

Юрий Михайлович Ковалёв, член правления Гильдии профессиональных участников ВЭД «Гермес»
г.

Стенограмма выступления. Сессия «Институт происхождения товаров – сопряжение интересов государства и бизнеса», Международный таможенный форум 2024, 29-30 октября 2024 г.

«Добрый день, коллеги! Большое спасибо за возможность высказаться. У бизнеса есть сложности, о них хотел поговорить. 

Сейчас у нас два основных постановления Правительства, которые как раз являются защитными мерами. Это Постановление Правительства РФ от 06.07.2018 № 788 в отношении бульдозеров, грейдеров, экскаваторов из США. Там, соответственно, защитная пошлина 25% и 30%. А также это Постановление Правительства РФ от 07.12.2022 № 2240, которое устанавливает 35% пошлин на польские духи, а на куртки, плащи и аналогичные изделия из Прибалтики —50%.

Казалось бы, невелика печаль. Но, к сожалению, все французские духи или итальянские куртки автоматически приравниваются к польским и прибалтийским, то есть некотором роде «презумпция виновности». То есть ты должен доказать, что у тебя не польские духи и не американский трактор и так далее. Это по нынешним правилам, они в принципе никого никогда не пугали, пока мировая торговля основывалась на справедливых принципах, но сейчас получить сертификат происхождения от страны отправителя, выданный на Россию практически нереально. Это, кстати, еще и санкционные товары, поэтому получить сертификат происхождения от отправителя со страной назначения «Россия» нереально. 

Вторая опция, которая введена ЕЭК – то, что можно получить сертификат в стране отправления. Если есть транзитная сторона (как правило, страна транзита и страна торговый посредник – это разные страны), то гипотетически сертификат можно получить в стране отправления, но, к сожалению, логистика сейчас такова, что маршруты самые причудливые, товары могут лететь через какие-нибудь Мальдивы или Шри-Ланку, там тяжело в принципе ТПП даже найти, а не то, что сертификат получить.

Соответственно, у нас приезжают товары без сертификата, и это огромная проблема, потому что применяется та самая защитная пошлина. Здравые варианты – это либо что-то придумывать и в ЕАЭС куда-то этот товар увозить и там оформлять, либо делать реэкспорт в дружественную страну. В дружественной стране, например, в Абхазии, делать итальянский сертификат происхождения (если товары изначально из Италии происходит) и обратно увозить в Россию. Это все удорожает процедуру, это все, соответственно, разгоняет инфляцию. И ладно, если все-таки это не такие критичные товары как наряды и духи, в целом экономика не страдает, но, если это грейдер для строительных работ, это и дорого его катать взад-вперед, и долго. То, что Komatsu – это японская компания, а не американская, надо все равно доказывать документами.

Вроде бы логичное решение – это предварительное решение о происхождении товаров. Кодекс позволяет это сделать, но есть нюансы. Причина того, что документ, на основании которого может быть выдано предварительное решение о происхождении, является тот же самый сертификат происхождения, выданный страной-производителем. Соответственно, что его так нельзя получить, что его нельзя получить для целей получение предварительного решения. Поэтому нам надо каким-то образом изменять и вносить, наверное, норму в нормативно-правовые акты о том, что, это могут быть, все-таки иные документы иной стороны. Потому что, как правило, торгующая сторона она как раз и более цивилизованная, и там есть ТПП, и она настроена на то, чтобы выдавать какие-то документы. Но вопрос в том, чтобы Федеральная таможенная служба принимала это.

Второй, момент, что эти предварительные решения сейчас выдаются все-таки в отношении одного товара, а мы уже по опыту предварительных классификационных решений понимаем, что в товарной партии может быть много артикулов, и хорошо бы, чтобы все-таки это было одно предрешение, а не 20 предварительных решений.

Третий момент, конечно, то, что сейчас не запрещено получать предварительное решение постфактум, но хорошо бы предусмотреть возможность каким-то образом выпускать товар, предположим, под обеспечение, если уже поданы предварительные документы на получение предварительного решения о происхождении товаров, и это какая-то социально значимая история как строительная техника. То есть возможно, чтобы на период выдачи предварительного решения импортер мог каким-то образом просто обеспечить эту повышенную пошлину, но не платить и не вырывать деньги из оборота.

Это те проблемы, которые я вижу у нынешнего института предварительных решений, изменения норм, которые делали бы предварительные решения панацеей от проблемы закупки этих самых категорий товаров. Большая работа, конечно, требуется. И вносить изменения в Приказ ФТС России от 12.03.2019 № 381, и в Решение Совета ЕЭК от 13.07.2018 № 49, немалая работа предстоит.

Есть некая идея более креативная – это расширить полномочия ТПП Российской Федерации. Пока ТПП не очень хочет брать на себя эту повышенную ответственность, но, тем не менее, такой путь существует, можно издать акт Правительства о наделении ТПП России полномочиями по подтверждению происхождения товаров, ввозимых в Россию. Сейчас у нас исключительно полномочия по вывозимым товарам, но, повторюсь, насколько я понимаю, ТПП резонно возражает, поэтому вопрос пока не решен.

Если сравнивать плюсы и минусы, более логичным представляется все-таки поправить законодательство в части не наделения ТПП правами, а об изменении нормы по правилам выдачи предварительных решений о происхождении товара. Потому что сейчас, насколько я в курсе, не очень популярная процедура, но, мне кажется, дав возможность использовать разные документы, это как раз и позволит этот институт использовать во благо всем. Пожелания от бизнеса – решить эту проблему, потому что наказываем мы не только страны-производители духов, курток и грейдеров, но и собственных бизнесменов, которые это импортируют. Лично я склоняюсь больше к варианту совершенствования нормативно-правовой базы и выдачи таможней классификационных решений, точнее решений о происхождении товара, но внимательно послушаю спикеров, может быть кто-то предложит что-то более креативное.

Спасибо за внимание!»

Примечание «Альта-Софт»: комментарии заместителя руководителя ФТС России Сергея Владимировича Шкляева по данному вопросу будут опубликованы позднее.


Следите за новостями в удобном формате:

  • Просмотры 274
  • Комментарии 0
  • Новость полезна?
    0 m n 0
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha