Стенограмма доклада, вебинар СКТУ, 31.10.2024.
«Добрый день, уважаемые слушатели вебинара! Меня зовут Виктория Черепанова. Я являюсь главным государственным таможенным инспектором отдела таможенных платежей службы федеральных таможенных доходов Северо-Кавказского таможенного управления.
Сегодня я вам расскажу об изменениях законодательства, вступивших в силу с 1 октября 2024 года в части утилизационного сбора, в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.2024 №1255. Данным Постановлением утверждена долгосрочная шкала индексации коэффициентов утилизационного сбора на автомобильную и специализированную технику со сроком до 2030 года, а также внесены изменения в части порядка уплаты утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, шасси и прицепов к ним, которые мы рассмотрим более подробно. Следует отметить, что изменения в отношении самоходных машин и прицепов к ним, коэффициенты начали действовать с 1 октября 2024 года, а в отношении колесных транспортных средств шасси и прицепов к ним – с 16 октября 2024 года.
Начну с общей информации об уплате утилизационного сбора, и чем он регламентирован. В соответствии с ч.1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» за каждое колесное транспортное средство, каждую самоходную машину, каждый прицеп, ввозимый в Российскую Федерацию, уплачивается утилизационный сбор.
Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств регламентированы Постановлением Правительства № 1291, а в отношении самоходных - Постановлением № 81.
В соответствии со статьей 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые:
- осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;
- осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;
- приобрели транспортное средство на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационный сбор в соответствии с освобождениями, предусмотренными ФЗ или у лиц, не уплативших нарушение установленного порядка утилизационного сбора;
- являются владельцами транспортных средств, в отношении которых утилизационный сбор не был уплачен при помещении таких транспортных средств под иную таможенную процедуру при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, применяемой на территории особой экономической зоны в Калининградской области.
Утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств в следующих случаях:
- ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;
- в случае, которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
- в случае, если с года выпуска транспортных средств прошло 30 и более лет, которые не используется в коммерческих целях, имеет оригинальный двигатель, кузов, раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определены Постановлением Правительства № 1291;
- с даты выпуска которых прошло менее трех лет, и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемой на территории особой экономической зоны в Калининградской области, виды категорий которых определены Постановлением № 1291, за исключением транспортных средств международной перевозки;
- транспортные средства, которые ввозятся в Российскую Федерацию и помещаются под таможенную процедуру временного ввоза допуска.
Взимание утилизационного сбора за производство и изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляет Федеральная налоговая служба.
ФТС России осуществляет взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, осуществившие ввоз транспортных средств, либо приобретших транспортные средства на территории Российской Федерации. Для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик или его уполномоченный представитель представляет документы, предусмотренные пунктом 11 Постановлений № 1291 и № 81.
Здесь следует обратить внимание, что в соответствии с Постановлением № 1255 в пункт 11 внесены следующие изменения:
- подпункт «е» изложен в новой редакции (вы можете ознакомиться с ним, открыв его, изучив более подробно);
- в подпункт «к» после слов «седельных тягачей экологического класса» дополнен словами «Евро-5 и»;
- дополнен новый пункт «м» следующим содержанием: документы, подтверждающие, что транспортное средство ввозится в Российскую Федерацию членом семьи участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (при наличии соответствующих оснований).
Сроки предоставления расчета утилизационного сбора и подтверждающих документов к ним в таможенный орган следующие:
- при таможенном декларировании - до выпуска товаров;
- при ввозе из государств-членов ЕАЭС - не позднее 5-го рабочего дня со дня фактического пересечения государственной границы Российской Федерации, либо не позднее дня постановки на государственный учет в случае перепродажи, либо приобретения транспортного средства до истечения 12 месяцев с даты оформления ТПО на уплату утилизационного сбора по коэффициентам для личного пользования.
Комплект документов к расчету должен быть заверен. Документы предоставляются в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование транспортного средства в связи с ввозом, либо в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится местонахождение, место жительства плательщиков, в случае, если декларирование самого транспортного средства не осуществляется.
Следует отметить, что одно из изменений коснулось также тридцатидневного срока проверки таможенным органом правильности исчисления суммы утилизационного сбора.
В части колесных транспортных средств, которые ранее не были регламентированы и поэтому таможенные органы руководствовались общими правилами по работе с обращениями граждан в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Теперь, начиная с 16 октября 2024 года, по представленным плательщиком документам таможенный орган осуществляет проверку правильности расчета в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня подачи расчета утилизационного сбора, по результатам которой совершает действия по учету уплаты утилизационного сбора.
При недостоверности или неполноте сведений, представленных плательщиком, предусмотрена возможность принятия решения об отказе в рассмотрении расчета, в том числе при представлении неверного расчета в указании причины отказа. В случае если в поданном плательщиком расчете все данные верны, таможенный орган формирует ТПО и выдает плательщику или его уполномоченному представителю ТПО.
Информация об уплате утилизационного сбора автоматизирована. Направляется в систему электронных паспортов, после чего электронный паспорт становится действующим.
Для исчисления суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, применяется базовая ставка и коэффициент расчета, действующий на день регистрации таможенной декларации, если транспортное средство подлежит таможенному декларированию или на день подачи в таможенный орган расчета суммы утилизационного сбора в случае, если транспортное средство не подлежит таможенному декларированию.
При недекларировании колесных транспортных средств, подлежащих таможенному декларированию или неисполнение обязанностей по уплате утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, не подлежащих таможенному декларированию, сроком уплаты, при ввозе в Российскую Федерацию, считается день пересечения государственной границы Российской Федерации. Если этот день не установлен, то первый, документально установленный день нахождения транспортного средства на территории Российской Федерации.
Если колесное транспортное средство или прицеп к нему не подлежат таможенному декларированию при ввозе в Российскую Федерацию, то таможенный орган, в который представлены подтверждающие документы, вправе направить плательщику требование о предоставлении транспортного средства в зону таможенного контроля для осмотра и последующей идентификационной сверки. Непредставление плательщиками или его полномочным представителем соответствующих документов, является основанием для исчисления пени за неуплату утилизационного сбора. Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки (со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган соответствующих документов) по день исполнения обязанностей по уплате утилизационного сбора включительно в процентах от суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.
Также Постановлением Правительства № 1255 пункт 11 дополнен новой сноской следующего содержания: плательщик или его уполномоченный представитель одновременно с документами, указанными в пункте 11 настоящих правил, представляют документы, подтверждающие наличие оснований для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с пунктом 6 приложение № 3 к Решению Совета ЕЭК от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования». В случае ввоза колесного транспортного средства в Российскую Федерацию физическим лицом, признанным переселившимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с пунктом 6 приложения №3 к решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года.
Теперь под ввезенными в Российскую Федерацию для личного пользования транспортными средствами понимается транспортное средство, ввезенные физическим лицом, в отношении которого одновременно соблюдается ряд условий. То есть для применения пониженных льготных коэффициентов требуется одновременное соблюдение следующих условий:
- первое – это транспортное средство ввезено плательщиком утилизационного сбора, который в расчете суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним указал, что транспортное средство предполагается к использованию для личного пользования;
- транспортное средство в течение 12 месяцев с даты оформления ТПО зарегистрировано на плательщика утилизационного сбора.
Кроме того, должно быть соблюдено одно из следующих условий (замечу, не все, а одно из следующих условий):
- с даты выпуска транспортного средства в свободное обращение, до даты его отчуждения в пользу гражданина Российской Федерации должно пройти не менее 12 месяцев;
- в отношении транспортного средства документы, определяющие право плательщика утилизационного сбора на владение таким транспортным средством, оформленным до 29 октября 2023 года и в отношении такого транспортного средства оформлено свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства в соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» до 21 декабря 2023 года включительно (при условии подачи в таможенный орган расчета утилизационного сбора до 1 января 2025 года);
- транспортное средство произведено на территории Российской Федерации и находилось на государственном учете в государствах-членах Евразийского экономического союза не менее 12 месяцев;
- транспортное средство приобретено плательщиком утилизационного сбора на открытых аукционах (торгах), проводимых Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и (или) его подразделениями на территории Российской Федерации;
- транспортное средство ввозится в Российскую Федерацию физическим лицом, признанным переселившимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, с освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов;
- транспортное средство ввозится в Российскую Федерацию членом семьи участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
В заключение хочу отметить, что утилизационный сбор в Российской Федерации уплачивается однократно. Дополнительную уплату утилизационного сбора при повторном ввозе транспортного средства в Российскую Федерацию не требуется (при условии подтверждения уплаты утилизационного сбора в Российской Федерации, и при подтверждении факта отсутствия внесения изменений в конструкцию транспортного средства).
Для подтверждения уплаты утилизационного сбора, в отношении повторно ввозимых в Российскую Федерацию транспортных средств, на которые ранее оформлялся паспорт транспортного средства, рекомендуем вам обращаться в таможенный орган, который осуществил выдачу ПТС, либо ПСМ на бумажном носителе, либо в органы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации для колесных транспортных средств или в органы Гостехнадзора для самоходных машин.
При ввозе транспортного средства в Российскую Федерацию, утилизационный сбор уплачивается вне зависимости от факта уплаты утилизационного сбора или аналогичного ему сбора в государства - члены ЕАЭС. Транспортные средства, имеющие статус товаров ЕАЭС в рамках таможенной территории, перемещаются свободно. При этом утилизационный сбор не относится к таможенным платежам, и его уплата производится на основании и в размере определенного нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Всем спасибо за внимание!»