Стенограмма выступления. Сессия «Институт происхождения товаров – сопряжение интересов государства и бизнеса», Международный таможенный форум 2024, 29-30 октября 2024 г.
Хотел бы несколько слов сказать о деятельности торгово-промышленных палат по выдаче сертификатов происхождения товаров. Действительно, в целях развития внешнеэкономических связей, оказания содействия участникам ВЭД торгово-промышленные палаты, в соответствии с законом «О торгово-промышленных палатах», рядом постановлений Правительства Российской Федерации выполняют публичную функцию по выдаче сертификатов происхождения товаров для экспорта товаров.
В настоящее время Торгово-промышленная палата выдает восемь видов сертификатов происхождения товаров для целей экспорта, включая пять видов преференциальных сертификатов.
Примечание «Альта-Софт»: На данный момент ТПП России и уполномоченные ею торгово-промышленные палаты удостоверяют восемь видов сертификатов о происхождении товара, принятых в России:
- сертификаты о происхождении товара общей формы (на английском или русском языках);
- сертификаты о происхождении товара формы СТ-1;
- сертификаты о происхождении товара формы СТ-2;
- сертификаты о происхождении товара формы СТ-3;
- сертификаты о происхождении товара формы EAV;
- сертификаты о происхождении товара формы «А» (Генеральная система преференций);
- сертификаты о происхождении товара на некоторые изделия
- из пушнины, экспортируемые в страны Европейского союза;
- сертификаты о происхождении товара на некоторые виды зерновой продукции, экспортируемой в страны Европейского союза.
Кроме этого, мы выдаем сертификаты формы СТ-1 для их использования российскими таможенными органами в целях неприменения запретительных и ограничительных мер на вывоз отдельных видов товаров, которые попадают в перечни постановлений Правительства Российской Федерации № 311 и № 312 от 9 марта 2022 года. В рамках таких сертификатов между ТПП России и ФТС России действует система межведомственного электронного взаимодействия – СМЭВ, которая позволяет более оперативно обмениваться информацией о выданных сертификатах происхождения товаров и, собственно, направлять ответы на запросы таможенных органов в срок не более трех дней. Это очень короткие сроки.
Сертификат происхождения оформляется на основании нормативных документов, которые утверждает ТПП России. Но такие документы утверждаются после согласования с Минэкономразвития России. Недавно были приняты изменения в закон «О торгово-промышленных палатах». В настоящее время мы устанавливаем порядок по согласованию с Минэкономразвития России. В этом году мы утвердили девять новых редакций документов, которые определяют порядок выдачи сертификатов после согласования с Минэкономразвития России.
Сертификаты выдаются посредством программных комплексов, которые внедряет ТПП России, а в целях упрощения процедуры оформления сертификата предусмотрена возможность представления документов в электронном виде через информационную систему «Одно окно», которое разработано Российским экспортным центром и нашу информационную систему АИС «Экспертиза и сертификация». В данный момент порядка 20% сертификатов мы выдаем через эти информационные системы.
Что касается стоимости сертификатов. Сертификаты оформляются на платной основе согласно единой стоимости, которая устанавливается ТПП России в порядке, предусмотренном законом «О ТПП». В этом году мы подняли стоимость на индекс потребительских цен. Мы, в соответствии с законом, можем один раз в год повышать эту стоимость именно на индекс потребительских цен. В прошлом году индекс был 7,42%, вот именно на эти 7,42% мы подняли стоимость. Но следует учитывать, что до этого 6 лет мы не поднимали стоимость. Следует отметить, что, учитывая интересы производителей рядов товаров, а также российских экспортеров, торгово-промышленная палата предоставляет скидку 20% от установленной стоимости за выдачу сертификатов на продукцию агропромышленного комплекса.
Мы плотно работали с Минэкономразвития, с Минсельхозом и было принято решение, чтобы такую скидку давать на продукцию агропромышленного комплекса. А сертификаты формы СТ-1 для российских таможенных органов в рамках постановления № 311, №312 мы выдаем на безвозмездной основе, то есть бесплатно. Учитывая непростую экономическую ситуацию, учитывая, что это все-таки связано с санкциями, такое решение принято, и сертификаты СТ-1 в рамках этих постановлений мы выдаем бесплатно.
В ТПП России имеется единая центральная база данных, в которую поступают все сертификаты происхождения, которые выдаются на территории Российской Федерации (которые выдает именно ТПП). Кроме этого у нас имеется проверочный ресурс, на котором можно проверить выдаваемые сертификаты. Кстати таможенные органы довольно часто пользуются нашим проверочным ресурсом. Например, таможня Узбекистана вообще не принимает к оформлению сертификат происхождения, если предварительно они не проверят его на нашем проверочном ресурсе. Другие таможенные органы тоже все чаще пользуются этим проверочным ресурсом.
Кирилл Павлюченков, начальник отдела происхождения, условий таможенного сотрудничества и преференциальной торговли ЕЭК: Я думаю, что было бы здорово для наших сегодняшних участников услышать отношение ТПП России к теме дискуссии. Я понимаю, пока предварительно, ибо это все-таки такой еще достаточно живой и подвижный механизм. Инициатива, которая сегодня уже прозвучала, по части наделения Торгово-промышленной палаты Российской Федерации компетенции полномочиями на выдачу сертификатов импортируемой продукции. Какое на сегодняшний день отношение ТПП России к этому вопросу? Видите ли, вы в этом действительно перспективу? Как вы оцениваете готовность ТПП взять на себя этот достаточно непростой опыт работы?
Сергей Евгеньевич Родионов: Вопрос для нас действительно непростой, причем, крайне непростой. С одной стороны, мы всегда рады помогать нашим предпринимателям, собственно для этого мы и созданы, тем более, что эта функция она не бесплатна была, на платной основе, что, конечно, представляет большой интерес для палат, поскольку мы негосударственная организация и живем, собственно, вот этими экспертизами, сертификатами, рядом других доходов, которые мы получаем. Но с другой стороны, давайте посмотрим, сможет ли Торгово-промышленная палата надлежащим образом выполнять эту функцию?
К нам сейчас от бизнеса приходит много запросов, практически каждый день. Мы терпим реальные убытки и, действительно, реальные убытки терпят в связи с начислением повышенных таможенных пошлин по Постановлению № 2240 и по Постановлению № 788. Нам предлагают: «Выдайте нам сертификат происхождения, у нас есть таможенные декларации, у нас есть декларация соответствия, у нас есть даже паспорт, некоторые говорят (на станки или на грейдеры)». Здесь сидят все, ну практически все люди, которые занимаются сертификатом происхождения и понимают, что при ввозе товаров на территорию ЕАЭС, в том числе на территорию Российской Федерации, происхождение ввозимых товаров определяется в соответствии с Решением ЕЭК № 49 от 13 июля 2018 года.
Какие там правила происхождения? А правила происхождения предусматривают критерии. Обычные критерии – это либо товар полностью произведен, либо подвергнут достаточной обработке (переработке). Достаточность обработки (переработки) выражается либо сменой кода на уровне любого из первых четырех знаков, либо правилом адвалорной доли, когда стоимость не происходящих товаров должна быть не более 50% цены конечной продукции на условиях Франко завод.
Вот эти критерии, чтобы предположить, что мы будем выдавать сертификат происхождения, мы их должны подтвердить. Но возникает вопрос – а как мы их подтвердим? Как мы подтвердим смену кода? Как мы подтвердим адвалорную долю 50%? Это практически невозможно. Для того чтобы определить, когда мы выдаем отсюда, мы постоянно общаемся и с производителем, и с производством, мы видим, как товар производится. Если у нас есть какие-то сомнения, то мы едем на производство, проверяем или запрашиваем дополнительные документы у производителя. Как мы здесь будем проверять эти документы? Потому что кроме документов, естественно, ничего не будет, если производство находится за рубежом. Соответственно, какие нам нужны документы для того, чтобы определить те критерии происхождения, которые предусмотрены правилами происхождения, утвержденные Решением № 49? Это технологические документации, технические условия изготовления товаров с указанием страны происхождения, кодов ТН ВЭД, таможенные декларации, счета и другие документы, в случае если адвалорные доли применяются. В данном случае, нам чаще всего предлагают просто таможенные декларации. Там уже декларации, вы же понимаете да, это он заявил происхождение и все. А нам надо подтвердить выполнение именно тех критериев происхождения, которые указаны в правилах, предусмотренных Решением ЕЭК № 49.
Никто еще не мог предъявить нам полный комплект документов или хотя бы комплект документов, за который можно хоть как-то зацепиться. Но это просто невозможно. Не определяет декларация соответствия происхождения товара. Там что написано, что товар соответствует стандартам и безопасен для использования. Паспорт технический пишется. Там характеристики изделия. Ну, дальше то что? Изменился из-за этого код ТН ВЭД на уровне первых четырех знаков? В адвалорной доле выполнился? Нет, конечно. Я уже не говорю о том, что мы вообще не сможем проверить достоверность документов, потому что товар сейчас не напрямую идет из недружественных стран, он идет через посредников. Элементарный пример. Станок немецкий идет через ОАЭ, приходит сюда. Даже если между посредником и производителем есть какие-то документы, то он, как правило, не представляет их, когда уже товар сюда идет, потому что они боятся вторичных санкций. Они не предоставляют этих документов, у них нет практически никаких документов, чтобы определить происхождение товара. Главное то, что будет происходить, если нас наделят такими полномочиями, то мы будем просто отказывать в этом случае.