Стенограмма доклада, вебинар ФТС России, 28.11.2024
Добрый день, уважаемые участники вебинара! Разрешите представиться – я Климаков Константин Владимирович, начальник отдела происхождения товаров управления товарной номенклатуры ФТС России.
Тема нашей сегодняшней беседы «Преференциальная торговля в рамках санкционного давления». Данный вопрос актуален в контексте правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, утвержденных Решением Совета Евразийской комиссии № 60 от 14.06.2018.
В начале предлагаю обсудить основные правовые акты, составляющие основу единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза, в рамках которой развивающимся и наименее развитым странам предоставляются тарифные преференции. Тарифный преференциальный режим в отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, представляется в целях содействия их экономическому развитию.
Перечень стран пользователей единой системы тарифных преференций утвержден Решением КТС № 130 от 27.11.2009. Перечень товаров, в отношении которых предоставляются тарифные преференциальный режим, определен Решением Совета ЕЭК № 8 от 13.01.2017.
В отношении развивающихся стран пользователей единых систем тарифных преференций, применяют ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75% от ставок единого таможенного тарифа. В отношении наименее развитых стран установлены нулевые ставки ввозных таможенных пошлин.
Четыре основания являются основными условиями для предоставления тарифных преференций.
Первое основание – товар должен быть включен в перечень товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран. Это Решение Совета Евразийской комиссии № 8 от 13.01.2017.
Второе условие – происхождение товаров подтверждено в соответствии с разделом 4 настоящих правил. Раздел 4 так и называется «подтверждение происхождения товаров». Согласно этому разделу определено два документа, на основании которых подтверждается происхождение товаров: это сертификат и декларация о происхождении. В этом разделе отсылка на формы документов, также требования, сроки хранения и так далее. Основные вещи, которые отмечают при каких условиях точнее предоставляется декларация происхождения и при каких условиях сертификата – это стоимостной порог. То есть до 5000 евро – это декларация происхождения, а свыше 5000 евро – это сертификат о происхождении товаров.
Следующее условие – это соблюдение требований, предусмотренных пунктами 69, 70 правил, это так называемая прямая поставка. Там определены перечни документов, на основании которых необходимо представить таможенным органам для соблюдения условий прямой поставки. Обращаю ваше внимание, что в пункте 69 перечислено два основания, но этот пункт не является закрытым, и пункт 70 говорит, что любыми коммерческими документами, которые имеются в распоряжении участника ВЭД, может подтвердить условие прямой поставки.
Четвертое условие – это соблюдение пользователем требований административного сотрудничества. Административное сотрудничество – это раздел 5 преференциальных правил. Здесь основные пункты – это 48, 49, 50, 51. Что здесь указано, для того, чтобы таможенные органы могли воспользоваться этим условием, с точки зрения контроля? Страны-пользователи тарифных преференций доводят до ЕЭК наименования от лица уполномоченных органов, также оригиналы образцов оттиска печатей в 6 экземплярах с указанием даты их применения. Образцы оттисков печати должны быть отчетливыми для целей проведения идентификации на предмет их подлинности. Также должны доводиться наименования от лица верифицирующих органов. Обращаю ваше внимание, что пункт 49 административного сотрудничества говорит, что также должны быть указаны даты с какого времени принимаются указанные печати и образцы, адреса. Все это является очень важным основанием для того, чтобы предоставить тарифные преференции.
У нас имеются случаи, когда участники ВЭД обращаются из страны, которая включена в перечень пользователей тарифных преференций за тем, чтобы получить тарифную преференцию, но, к сожалению, в распоряжении таможенных органов отсутствуют печати. Мы вынуждены будем на этом основании отказать в предоставлении тарифных преференций. Чтобы таких случаев не наблюдалось, чтобы они не носили системный характер, все-таки уполномоченный орган, в первую очередь, должен стремиться как можно оперативнее довести указанные печати и адреса до ЕЭК, а та в свою очередь, должна их направлять в страны Союза. Отсутствие этих печатей не позволяет нам предоставить тарифные преференции. Когда возникают такие проблемы, мы предлагаем участникам ВЭД обращаться непосредственно в ЕЭК, поскольку она уполномоченный орган администрирования данного вопроса.
В целях обеспечения продовольственной безопасности, а также в целях регулирования вопросов относительно отсутствия возможности участников ВЭД своевременно предоставлять таможенный оригинал сертификатов в отношении товаров государств-членов, были приняты меры, направленные на упрощение процедуры происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран. Так, Решением Совета ЕЭК от 14.05.2024 были внесены изменения в правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран.
Основные изменения коснулись следующего:
- полноценный переход на применение копий сертификатов (то есть оригинал можем теперь потребовать только в исключительных случаях);
- исключение, непосредственно, закупки как условия предоставления тарифных преференций;
- отдельные изменения по требованию к оформлению сертификатов и редакционные правки, которые коснулись этих правил.
Это очень значительные изменения, которые сильно упростили преференциальную торговлю.
Отдельно бы я хотел остановиться еще на таком моменте, что преференциальная торговля не ограничивается только 60 правилами, также у нас преференции предоставляются в рамках Соглашения о зоне свободной торговли. Это с такими странами как Вьетнам, Сербия, Иран, а также со странами СНГ. Соответствующие формы сертификатов закреплены, если, допустим, со странами СНГ – это СТ-1 форма сертификата, с Сербией – это СТ-2, с Вьетнамом – это EAV, Иран – это СТ-3. Про форму сертификата я уже говорил, это в отношении развивающихся и наименее развитых стран.
Отдельно бы я хотел упомянуть о разработке электронной системы верификации. Протокол о применении электронной системы верификации направлен на упрощение процедуры предоставления преференциального режима посредством применения электронной системы верификации сертификатов о происхождения товаров Формы А. Что позволит участникам внешнеэкономической деятельности отказаться от предоставления оригинала сертификатов.
Достаточно будет в импортной декларации указать реквизиты сертификата. ФТС активно прорабатывает данный вопрос, ведет переговоры с уполномоченными органами иностранных государств относительно заключения соответствующих протоколов. Переговоры ведутся как с развивающимися, так и с наименее развитыми странами в рамках единой системы тарифных преференций ЕАЭС, также с нашими партнерами по странам СНГ, также в рамках соглашения зоне свободной торговли.
В настоящее время соглашения о применении электронной системы верификации заключены с Азербайджаном, Узбекистаном, Таджикистаном, Египтом, Пакистаном, Мьянмой, Кубой, Сирией и Венесуэлой. Фактически реализован протокол об электронной системе верификации с Египтом, Пакистаном и Мьянмой. С Азербайджаном осуществляется тестирование.
Более 160 участников внешнеэкономической деятельности воспользовались указанным упрощением, верифицированы порядка 800 сертификатов. Продолжается работа по заключению аналогичных соглашений с Вьетнамом в рамках Соглашения о зоне свободной торговли, а также с Марокко, Монголией, Мадагаскаром, Эфиопией, Бангладеш и Камбоджой. Это в рамках единой системы тарифных преференций.
Таким образом, Федеральная таможенная служба ведет активную работу по отказу от документов на бумажном носителе, где это возможно. Внедрение электронной системы – это одно из направлений, которое будет способствовать увеличению преференциальной торговли и товарооборота между нашими дружественными странами.
Большое спасибо за внимание!