Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Электронные подписи сотрудников организаций не применяются с 01.09.2024. Закажите ЭП физического лица и получите МЧД
Альта-Софт
Мнение эксперта

Об итогах работы таможенных органов Российской Федерации в 2024 году и задачах на 2025 год

Валерий Иванович Пикалёв, руководитель Федеральной таможенной службы
г.

Стенограмма доклада В. И. Пикалёва на заседании коллегии ФТС России, 21 марта 2025 г.

«В 2024 году Федеральная таможенная служба, как и вся страна, продолжила работать в условиях проведения специальной военной операции и не ослабевающего санкционного давления со стороны недружественных стран.

Несмотря на непростые экономические политические вызовы, мы выполнили задачи, поставленные Президентом, Правительством Российской Федерации, а также Министерством финансов.

По итогам 2024 года службой в доход федерального бюджета перечислена внушительная сумма – 7 триллионов 349 миллиардов рублей. Это на 11% больше, чем прошлом году. Ранее размер собранных платежей стал максимальным по сравнению с предыдущими периодами. Отставание от прогнозного задания составило менее 1%. Это примерно 71 миллиард рублей. Конечно, это обусловлено определенными возвратами из бюджета, произведенными с июля 2024 года. Примерно те суммы, которых нам и не хватило.

В течение 2024 года служба активно работала на повышение качества администрирования таможенных доходов, выявления резервов собираемости платежей, что дало достаточно положительный результат. Однако на сегодня еще остается часть неурегулированных вопросов. 

Несовершенство нормативно-правовой базы оказывает влияние на администрирование утильсбора, влечет значительное количество обращений и жалоб его плательщиков. Для разрешения сложившейся ситуации в Минпромторг, в Минфин направлены предложения по совершенствованию законодательства, регламентирующего взимание этого платежа.

Служба также работает над решением еще одной проблемы, связанной с администрированием таможенных платежей. Это регламентация порядка совершения таможенных операций и освобождение от уплаты таможенных платежей в отношении товаров физических лиц, переселяющихся на постоянное место жительства в нашу страну. Для оперативного информирования граждан и снижения конфликтов, на стендах пунктов пропусков, СМИ, на официальном сайте ФТС России, в телеграм-канале размещена, так называемая, памятка для переселенцев. Еще более подробная информация порядка совершения таможенных операций в виде разъясняющего видео «Клиентский путь» также находится на официальном сайте ФТС России и телеграмм-канале. Для устранения правовой неопределенности, связанной с порядком признания физических лиц переселенцами, нами подготовлен и направлен в Минфин целый пакет предложений по внесению изменений в законодательстве. Проведено достаточно много встреч с представителями Государственной думы, МВД России, по урегулированию всех вопросов, связанных с внесением изменений в законодательство. На ближайшую перспективу запланировано совещание с генеральной прокуратурой, Минфином и МВД России. Считаю, что решение данного вопроса требует особого внимания и прошу Шкляева Сергея Владимировича держать вопрос постоянно под личным контролем.

Безусловно, в 2025 году нашей основной задачей остается обеспечение полноты перечисления таможенных платежей в федеральный бюджет в соответствии с прогнозным заданием. На 2025 год для нас оно установлено в размере 8 триллионов 167 миллиардов рублей (превышает результат прошлого года на 11%), достаточно серьезная, амбициозная задача. Но уже сегодня мы видим много рисков при формировании дохода бюджета. Безусловно, сделаем все от нас зависящее, чтобы поставленная перед службой задача была выполнена. Обращаем внимание на то, что каждый начальник, каждый руководитель таможенного органа обязан держать этот вопрос на ежедневном контроле.

Министр финансов Антон Германович Силуанов, представляя меня коллективу службы в мае прошлого года, предъявил ключевые задачи для таможенных органов. Это обеспечение бесперебойной работы пунктов пропуска и содействие бизнесу, выстраивание новых внешнеэкономических связей, минимизация рисков потерь федерального бюджета, противодействие серым схемам ввоза товаров Россию, в том числе через государства-члены ЕАЭС, исключение вопросов информационной безопасности в таможенных органах. 

Несомненно, эти задачи стали для нас основными в отчетном периоде. Приоритетным направлением работы службы является оптимизация ускорения перемещения товаров через пункты пропуска

ФТС России принимает активное участие в выстраивании глобальных транспортно-логистических коридоров. Объемы перемещения товаров через таможенную границу у них остаются на стабильно высоком уровне. Интенсивность движения грузов через автомобильные и железнодорожные пункты пропуска, где проходят основные международные транспортно-логические коридоры, возросла. 

Для обеспечения дальнейшей устойчивой положительной динамики мы активно работаем над выработкой и скорейшей реализации мер по максимальной автоматизации всех таможенных процессов, сопряжению нашей информационной системы с системами других контролирующих органов (хотя в этом вопросе у нас еще достаточно много не сделано). Целевым ориентиром в этой работе для нас является задача, поставленная Президентом Российской Федерации, по сокращению до 10 минут, в среднем, времени досмотра грузового транспорта на границе

Важным шагом к автоматизации госконтроля в пунктах пропуска стала в 2024 году опытная эксплуатация интегрированной системы пропуска на МАПП «Тагиркент-Казмаляр». На сегодняшний день мы совместно с коллегами работаем над решением проблемных вопросов ее применения. Их достаточно много, но мне кажется, мы находимся в достаточно конструктивном диалоге, и в любом случае решения будут найдены. Для этого функционирует целая рабочая группа с участием ФТС России, Росгранстроя. Уверен, совместными усилиями мы добьемся бесперебойности в работе системы, полноты, корректности и своевременности, поступающих в нее сведений о результатах контроля в пункте пропуска.

Одним из элементов интегрированной системы пропуска является портально-инспекционный досмотровой комплекс. Для ускорения процесса контроля на границе, в ней будет использоваться искусственный интеллект, проводиться автоматический анализ снимков ИДК с применением комплекса программных средств «Каскад». Такой комплекс программных средств имеет серьезные перспективы развития, и мы будем активно его использовать, постоянно расширяя и совершенствуя его возможности. Принципиально, что каскад реализован на базе российского программного обеспечения.

Важным условием использования ИДК является установка уже на заводе программного обеспечения по автоматическому анализу снимков. Для этого в техническом задании на закупку комплексов для их разработчиков и, производителей, нам необходимо предусмотреть требования о его предустановке, а также о предоставлении инструкционной модели ИДК до начала серийного производства и поставки. Какая-то демонстрационная модель, чтобы у нас был «тренажер», который позволит нам обучать саму систему. Потому что у нас библиотека огромная, и мне кажется, этой работой нужно заниматься на стадии производства, на стадии проектирования. Мною уже даны соответствующие поручения первому заместителю руководителя Поводу Александру Викторовичу заместителю Ивину Владимиру Владимировичу. 

Для дальнейшего сокращения времени в пунктах пропуска важно изучать и внедрять передовые технологии, используемые нашими зарубежными коллегами и, безусловно, перенимать лучшее. Причем, честно скажу, нам есть чему поучиться. Не буду преувеличивать, но наши партнеры по ЕАЭС весьма продвинулись за последние трехлетку по вопросам внедрения искусственного интеллекта (я уже не говорю про цифровизацию). В прошедшем году мы ознакомились с лучшими практиками в наших странах-партнерах – это Узбекистан, Казахстан, Беларусь и другие. Наши встречи были достаточно откровенными, продуктивными. В каждом из этих государств есть определенный позитивный опыт, который мы можем и должны взять на вооружение. По результатам обмена опытом с нашими коллегами мы понимаем, что, в целом, разработанные нами технологии таможенного контроля являются очень перспективными. Но отдельные моменты требуют корректировки. Обращаю внимание именно Владимира Владимировича, который сейчас назначен ответственным за цифровизацию таможенной службы. В 2025 году нам предстоит перевести все используемые службы технологии на российское программное обеспечение, создать и внедрить отечественный аналог нашей единой информационной системы таможенных органов.

Благодаря поддержке Президента России, экспертами Сбербанка произведен независимый аудит нашей информационной системы по всем направлениям деятельности ИТ. По его результатам в ФТС России была начата работа по формированию бизнес-процессов таможенных органов. Эксперты Росатома провели анализ наших инновационных программных средств, подлежащих сопровождению, и в настоящее время в инициативном порядке готовят предложение по развитию нашей ЕАИС (единая автоматизированная информационная система таможенных органов). Безусловно, пользуясь случаем, хочу поблагодарить представителей Сбера, Росатома за то содействие, которое они нам оказывают на пути цифровизации таможенных органов. С их помощью мы буквально за три месяца продвинулись достаточно оперативно вперед. Уверен, что вместе мы проведем реинжиниринг текущих бизнес-процессов, преобразуемых в единый технологический цифровой процесс совершения таможенных операций. 

Конечной целью таких преобразований является применение искусственного интеллекта и современных ИТ-технологий на всех этапах таможенного оформления и контроля. Соответствующие изменения непременно должны быть отражены в стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года. Мы уже начали работу в этом направлении. В ближайшее время нам предстоит достаточно серьезное обсуждение изменения в стратегию, и это обсуждение запланировано у председателя Правительства нашей страны.

Должен сказать, что создание благоприятных условий для добросовестных организаций, граждан осуществляется в первую очередь путем автоматизации таможенных процедур и таможенного контроля. Поэтому и служба уделяет этому вопросу достаточно большое внимание.

В 2024 году практически 100% всех деклараций на товары и документы подано в электронном виде. За год таможенными органами выпущено 3 миллиона 790 тысяч деклараций, из которых автоматически зарегистрированы около 82% процентов, а автоматически выпущены 26%. 

Показатели авторегистрации и автовыпуска сохраняются на достаточно высоком уровне. Работа по автоматизации процессов нами ведется постоянно. Так, в прошлом году успешно внедрен автовыпуск вывозимых лесоматериалов, реализована технология авторегистрации заявления о выпуске товаров до подачи декларации. Но, хочу сказать, что и в этой части у нас имеется достаточный потенциал для увеличения количества автовыпущенных деклараций. Поручаю Поводу Александру Викторовичу и Тимофееву Алексею Владимировичу, организовать проведение анализа деклараций на товары не попавших под автовыпуск, и представить мне предложение по увеличению доли этих автовыпущенных деклараций до 30%. Потому что 26% у нас как-то уже на протяжении долгого времени стабильно не менялись. 

Одновременно с увеличением автовыпуска необходимо обеспечить повышение эффективности таможенного контроля. Противодействовать реализации серых схем и минимизировать потерю бюджета нам позволяет применение системы управления рисками. Благодаря ей в 2024 году дополнительно взыскано почти 35 миллиардов рублей.

Основа нашей субъектно-ориентированный СУР – разделение организаций, совершающих таможенные операции на категории низкого, среднего, высокого уровня риска. В зависимости от категории риска применяются те или иные формы таможенного контроля. 

Хочу обратить внимание, что в прошлом году 71% поданных деклараций, почти 77% уплаченных таможенных платежей пришлось на участников ВЭД низкого уровня риска. При этом на сегодня мы наблюдаем явную подмену понятий. Это нас тревожит. В низком уровне риска порой присутствует не только добропорядочный бизнес. Об этом уже коллеги немножко коснулись. Поскольку после выпуска товаров в этой категории организаций нами достаточно часто выявляются нарушения. Мы, безусловно, над этим поработаем. Одновременно в зеленом секторе есть те организации, которым мы максимально доверяем. Это уполномоченный экономический оператор. Необходимо уделить отдельное внимание методике категорирования участников внешнеэкономической деятельности, в части критериев отнесения к низкому, среднему, высокому уровню риска несоблюдения законодательства.

Между категорированием и институтом уполномоченных экономических операторов, в котором в силу статуса должно оказываться максимально доверие, должна прослеживаться прямая связь. И в этом наша основная задача. К сожалению, мы там опять не можем, по статистике ровно сидим уже год-полтора на уровне, если не ошибаюсь, 176 уполномоченных экономических операторов, хотя наши коллеги достаточно резко увеличили это количество. Весь мир идет по пути активного использования развития института уполномоченного экономического оператора, и мы тоже должны следовать этой тенденции. Прошу предоставить мне предложение по увеличению количества организаций, обладающих соответствующим статусом до 250. Еще раз обращаю внимание, что мы должны постоянно работать над совершенствованием системы управления рисками в целом, над повышением эффективности и качества проводимого в рамках СУР таможенного контроля.

До сих пор на практике имеет место случаи перегибов при принятии решения проведения таможенных досмотров. Это влечет как негативные последствия для участников ВЭД, так и репутационные потери для наших служб. Это тоже очень важно, мы не должны об этом забывать. Недавним примером стал таможенный досмотр, проведенный в Смоленской таможне в отношении цветочной продукции. Это тот случай, когда количество не означает качество. Все досмотры имели практически нулевой результат. Такой подход в работе, конечно, недопустим. 

Чтобы снизить напряженность и устранить негативного последствия таких необдуманных решений, мы оперативно приняли меры на уровне Центрального аппарата службы, Центрального таможенного управления, оптимизировали алгоритмы выбора объектов контроля. Но это не значит, что мы ослабили таможенный контроль, это не значит, что таможня должна работать спустя рукава. Нет. Но мы не имеем права создавать избыточные барьеры. Мы должны все понимать. Причем совсем недавно разбирали случай Смоленской таможни, и буквально через неделю, через две, аналогичный случай в Новороссийске. Безусловно, над этим нужно поработать. Наша задача – находить решение, которое позволяет развивать бизнес добросовестным организациям, одновременно создавая надежную защиту от жуликов.

В целях исключения в дальнейшем таких ситуаций как в Смоленской таможне, необходимо организовать работу по проведению ежедневного мониторинга действующих профилей рисков региональных таможенных управлений и таможен, на предмет обоснованности их разработки, для того чтобы системно потом принимать решение. Однако должен отметить, что примеров, когда досмотр – эффективное средство борьбы с контрабандой, контрафактом и иными правонарушениями, в нашей стране значительно больше. Ярким примером является выявление незадекларированных цветов в Северо-Западном таможенном управлении. При проведении таможенного контроля выявлен незадекларированный товар роза, и вес роз оказался на 4 тонны больше, чем было заявлено. Вот это, конечно, результат.

Правоохранительным и контролирующим подразделениям ФТС России необходимо аккумулировать информацию о значимых выявлениях и доводить ее до таможенных органов в целях проведения ими анализа для выявления у себя аналогичных нарушений. Положительная динамика отмечается в деятельности подразделений таможенного контроля после выпуска товара. В 2024 году по итогам постконтроля взыскано более 43 миллиардов рублей. Это на 67% процентов превышает показатель 2023 года. Основами такого ощутимого роста результативности стали: во-первых, это системная работа по совершенствованию рискоориентированного подхода при выборе объектов контроля, во-вторых инициированный ФТС России камеральный контроль, включение в структуру таможенной стоимости дивидендов и лицензионных платежей. Это принесло в бюджет более 22 миллиардов рублей. Однако хочу обратить внимание, что контроль после выпуска не должен проводиться только в одном узком направлении, по которому были выявлены признаки нарушений. Он должен осуществляться системно, по всем направлениям деятельности. Это не должна быть стрельба, что называется «из пушки по воробьям».

На этой неделе мы подробно уже обсудили и с начальником Дальневосточного таможенного управления Жуковым Д. Б. обстановку, складывающуюся на Дальнем Востоке, где выявляется большое количество нарушений, в том числе связанных с заявлением недостоверных сведений о ввозимых товарах. Для повышения эффективности нашей работы по пресечению незаконных схем и выработке комплекса мер борьбы с недобросовестным бизнесом, нам необходимо мысли чуть шире. Следует продумывать мероприятия по исключению условий, при которых у участников ВЭД существует возможность для заявления недостоверных сведений и представления поддельных документов. Предусмотреть меры оперативного реагирования в случае выявления рисковых ситуаций, в том числе путем внесения изменений в российское, международное законодательство, ведомственные приказы, полномочия руководящего состава, а также путем перенастройки или доработки наших программных средств.

В условиях принятых мер по поддержке бизнеса, большинство проверочных мероприятий перенесено с этапа оформления и выпуска товаров, где значительно снижены административные барьеры на постконтроль (то, о чем мы сейчас говорили). Поэтому данному направлению деятельности будем и дальше уделять особое внимание. 

Развитие постконтроля неразрывно связано с его цифровой трансформацией. Он должен стать последовательно частью общего процесса применения системы управления рисками, контроля товаров на этапе выпуска декларации на товары, использование единого хранилища сведений и полная прослеживаемость информации, позволяет применять современные методы анализа больших данных. Это, конечно, значительно упростит автоматизацию выбора объектов контроля, позволит формировать документы, отчетные данные в цифровом формате, сделать более прозрачным мониторинг деятельности как участников ВЭД, так и проверяющего инспектора. Под контролем будет находиться весь жизненный цикл товара от его производства до потребления. Считаю необходимым разработать комплексную программу развития таможенного контроля после выпуска товаров до 2030 года. Для этого поручаю организовать подготовку основных направлений этой программы на площадке совета заместителя руководителя ФТС России, которую мы создали в этом году, и уже этот совет, его род деятельности, показал достаточно высокую эффективность.

Еще раз обращаю внимание, что основная наша цель – создать такой механизм постконтроля, который бы позволял снизить административные барьеры, повысить объективность, точность проводимого контроля, обеспечить возможность отслеживания всех операций с товаром на всем его жизненном пути. 

Хочу отдельно отметить результаты совместных проверок с налоговыми органами. По их итогам, у нас взыскано более 11,5 миллиардов рублей. Это превышает показатель 2023 года на 70%. Это впечатляющий результат, и мы, конечно же, рассчитываем продолжить и укреплять взаимодействие с коллегами с Федеральной налоговой службы и в дальнейшем.

В 2024 году подразделениями контроля оборота товаров совместно с иными федеральными органами исполнительной власти выявлено и изъято из оборота почти 6 миллионов пачек сигарет, более 586 тысяч единиц электронных систем доставки никотина. Мобильными группами выявлено более 100 тысяч тонн товаров с нарушением законодательства на общую сумму свыше 14,5 миллиардов рублей. Пресечен вывоз более 19 тысяч тонн стратегически важных товаров. Несмотря на достаточно высокую эффективность мобильной группы, в их деятельности имеет ряд существенных проблемных вопросов. Это и отсутствие до сих пор достаточно четкого регламента действия сотрудника мобильной группы, нет единого подхода к принимаемым решениям в отношении проверяемых товаров, прозрачности при выборе объектов контроля и так далее. Безусловно, еще до конца не решен вопрос укомплектованности. Кроме того, средний стаж работы должностных лиц представляет менее 1 года. В связи с этим, необходимо провести расчет нагрузки и при необходимости добавить людей. Все эти проблемы требуют, безусловно, решений. В прошлом году мы посвятили этим вопросам достаточно много времени, выработав ряд конкретных мер, но считаю, что мы обязаны продолжить реализацию комплекса мероприятий по устранению недостатков в работе мобильных групп и в текущем году.

Эффективную работу в прошедшем году продемонстрировали наши правоохранительные подразделения. Но это у них уже стабильно положительная динамика. По итогам 2024 года возбуждено более 166 тысяч дел об административных правонарушениях, 1914 уголовных дел. Отмечаю, что в прошлом году возросло на 32% количество уголовных дел, возбужденных по фактам нерепатриации, невозвращения в Россию денежных средств, перевода денежных средств за рубеж способом подложных документов. Выявлению этих нарушений нам безусловно очень сильно помогают коллеги из Росфинмониторинга. Одним из ярких примеров взаимодействия с коллегами –  это совместное мероприятие по пресечению деятельности организованной группы, которая совершила операцию по выводу денежных средств за рубеж с использованием подложных документов на сумму более 700 миллионов рублей. Возбуждено и расследуется уголовное дело. 

За прошлый год таможенными органами из незаконного оборота изъято более 22 тонн наркотических средств и психотропных веществ. Таких результатов по линии противодействия контрабанде наркотиков удалось достичь в том числе за счет эффективного взаимодействия с коллегами из ФСБ, МВД, ФСИН, Росгвардии, следственного комитета, пограничного управления ФСБ России. Одним из характерных примеров качественного взаимодействия с ФСБ России является пресечение ввоза кокаина массой 570 килограмм и задержание представителей колумбийского наркокартеля.

По итогам 2024 года взыскано административных штрафов на сумму 3,8 миллиарда рублей, в том числе совместно с Федеральной службой судебных приставов - более 1,6 миллиардов рублей. В Федеральную собственность обращено имущество стоимостью более 6 миллиардов рублей. При этом территориальное подразделение Росимущества передано товара, обращенного в федеральную собственность, стоимостью свыше 4 миллиардов. Хочу поблагодарить коллег из Росфинмониторинга, ФСБ, МВД, ФСИН, Росгвардии, следственного комитета, пограничное управление ФСБ, Федеральные службы судебных приставов, Росимущества за продуктивное взаимодействие. Большое вам спасибо. Уверен, что мы и дальше продолжим эффективно сотрудничать, расширим информационные обмены, вместе достигнем еще больших результатов.

Большое значение для выполнения задач таможенной службы имеет также выстраивание международного взаимодействия с нашими коллегами из дружественных стран. Особенно это важно в условиях нестабильной политической ситуации в мире, наращивания санкционных ограничений. В 2024 году проведена значительная работа по укреплению международного таможенного сотрудничества, подписано 11 международных актов с 9 дружными странами и 2 соглашения между странами СНГ. На сегодня общая правовая база международного таможенного сотрудничества насчитывает 384 документа с 75-ю странами. Взаимодействие с зарубежными партнерами осуществлялось в рамках межправительственных комиссий, интеграционных объединений, на площадках международных организаций (это, прежде всего, ЕАЭС, союзные государства, СНГ, Всемирная таможенная организация, БРИКС, АТЭС, ШОС).

Хочу отметить, что таможенное сотрудничество – одно из самых активно развивающихся направлений в рамках БРИКС. Приняв эстафету от коллег из ЮАР, мы продолжили под председательством Российской Федерации его последовательную работу. В сентябре прошлого года в Москве состоялась встреча глав таможенных служб стран, входящих в объединение. В ходе нее было подписано два документа: совместный план действий между таможенной администрацией стран БРИКС по взаимному признанию программ уполномоченных экономических операторов, а также итоговый документ, закрепляющий цели и принципы дальнейшего развития таможенного сотрудничества.

На текущий год приоритетной задачей в рамках таможенного сотрудничества в формате БРИКС остается, во-первых, подписание соглашения о сотрудничестве и взаимно административной помощи в таможенных вопросах, которое станет юридической базой, необходимой для развития коллективных проектов и проведения совместных объектов, осуществляемых сейчас на основе двусторонних соглашений государств-членов. Подписание этого важнейшего документа станет новым этапом развития таможенного сотрудничества в рамках БРИКС и укрепит уровень доверия сторон. А во-вторых, согласование типового соглашения о взаимном признании статуса уполномоченного экономического оператора в странах БРИКС. 

В рамках ШОС в 2024 году была продолжена активная работа на площадке специальной рабочей группы по таможенному сотрудничеству. По итогам 39-го заседания рабочей группы, состоявшегося в декабре 2024 года, стороны единогласно поддержали модернизацию ее деятельности в целях обновления и актуализации форматов взаимодействия на площадке и формирования более гибкого механизма решения оперативных вопросов. Хорошим примером эффективного международного взаимодействия стала объединенная коллегия таможенных служб государств-членов ЕАЭС. 

Хочу поделиться, буквально два-три слова, результатами последнего заседания, состоявшегося 28 февраля в Ереване. По итогам работы объединенной коллегии, в рамках исполнения поручений Евразийского межправительственного совета, принято решение в области контроля таможенной стоимости ввозимых в Союз товаров. И мы завершили унификацию стоимостных индикаторов риска, которые утверждены в отношении более чем 1600 налогоемких товаров. Если учесть, что в 2024 году на эти товары приходится 85% платежей по ввозной таможенной пошлине от всех товаров, ввезенных в Союз, то это достаточно впечатляющий результат. Поддельным товарам определены меры, направленные на повышение эффективности таможенного контроля. Принято решение по расширению информационного взаимодействия с Евразийской экономической комиссией. Также договорились о направлении необходимой информации не только в ЕЭК, но и напрямую осуществлять обмен сведениями между государствами. Хочу сказать, вообще сложились достаточно теплые и конструктивные взаимоотношения с руководителями таможенных органов.

Благодаря слаженной работе, в рамках Коллегии приняты важные решения, которые подтвердили ее эффективность как координирующего органа в рамках таможенного администрирования. Могу с уверенностью сказать, что наши зарубежные коллеги готовы к конструктивному диалогу, поиску решения проблемных вопросов и выполнению поставленных задач. Взаимодействие в рамках объединенной Коллегии – это тот ориентир, на который мы должны будем равняться при выстраивании отношений с нашими партнерами. В 2024 году с таможенными службами иностранных государств продолжена реализация совместных проектов, направленных на ускорение совершения таможенных операций и оптимизацию таможенного контроля. Наиболее актуальными из них являются: проект «упрощенный таможенный коридор», взаимное признание статуса уполномоченного экономического оператора. В 2024 году положительную динамику демонстрировали проекты упрощенного таможенного коридора нового формата, реализуемые с Азербайджаном, Ираном и Узбекистаном. 

30 октября 2024 года подписаны соглашения об организации такого УТК с таможенной службой республики Таджикистан, и начата работа по его практической реализации.

Поступательно решается задача в области взаимного признания уполномоченных экономических операторов совместно с таможенными службами дружественных стран. В мае 2024 года подписано соглашение о взаимном признании статуса оператора с Индией, которое стало для ФТС России пятым по счету международным документом о сотрудничестве на данном направлении. Такие соглашения ранее были подписаны с Китаем, Ираном, Таджикистаном и Узбекистаном. Бесспорно, в 2025 году работа по этим направлениям будет продолжена.

В целях развития более тесного взаимодействия с дружественными странами, прорабатываем с иностранными коллегами, МИДом, Минфином России вопрос открытия наших представительств на Ближнем Востоке. Это Объединенные Арабские Эмираты, в Северной Африке – это Тунис или Египет, в Юго-восточной Азии – это Вьетнам. Также планируем в ближайшей перспективе направить представителей ФТС России в Иран. Поручаю исполняющему обязанности начальника управления таможенного сотрудничества Куликову Сергею Валерьевичу взять вопрос под личный контроль, активизировать работу по взаимодействию таможенной службы Ирана. Более того, планирую в конце апреля месяца самому посетить, и, в общем-то, по приглашению коллег из Ирана провести необходимые переговоры.

Отдельным направлением деятельности Службы является совершенствование механизма администрирования электронной торговли. При участии ФТС разработаны изменения в Таможенный кодекс ЕАЭС, который в настоящее время проходит ратификацию в странах ЕАЭС. Подготовлены проекты решений коллегии ЕЭК изменений в Российское законодательство. На этой неделе состоялось совещание с участием Министерства финансов, ФНС, ФТС России, по результатам которого мы определились с ключевыми положениями по администрированию в Российской Федерации товаров электронной торговли.

Важнейшей задачей для таможенной службы остается всемерное содействие Вооруженным силам Российской Федерации, обеспечение беспрепятственного ввоза товаров для нужд специальной военной операции, передачи конфискованного имущества и добровольных программ. В Минобороны России общероссийским общественным движением «Народный фронт «За Россию», органами социальной защиты передано имущество на общую сумму более 1 миллиарда 200 миллионов рублей. Нами оказывается всесторонняя поддержка участникам спецоперации, и не только из числа таможенников. Мы сделали все необходимое, чтобы ветераны СВО даже с тяжелыми ранениями могли беспрепятственно поступать на службу, проходить обучение, занимать достойное место в нашем коллективе. Благодаря поддержке Президента России, в период с августа по октябрь 2024 года 20 должностных лиц Донецкой таможни, принимавших участие в СВО, были уволены со службы Вооруженных сил, исключены из списков воинских частей и вернулись на работу в таможенные органы, где продолжили исполнение своих профессиональных обязанностей. Для нас это было очень важным решением. После участия в боевых действиях вернулись в таможенные органы и учреждения 72 человека. Всего же на службе в таможенных органах проходит 153 участника СВО, а 84 человека из числа таможенников находятся на передовой. С января 2025 года, по моему поручению, для должностных лиц таможенных органов, исполнивших свой воинской долг, на базе Российской таможенной академии и ее филиалов организованы специальные курсы повышения квалификации. На сегодня 42 слушателя уже окончили эти курсы. Однако первый опыт показал, что программа обучения должностных лиц – участников СВО требует существенной корректировки, существенного изменения. В программе должны быть предусмотрены цели и задачи обучения, его результат. Она должна учитывать потребности обучения каждого из должностных лиц и состоять из отдельных обучающих блоков в течение года, исходя из профессиональных компетенций сотрудников. Советую не ограничиваться. Она не должна ограничиваться 72 учебными часами как сейчас. Целью программы должны стать не только скорейшая профессиональная адаптация должностных лиц – участников СВО, но и их социализация. Мною уже даны соответствующие поручения по этому вопросу.

Наша следующая задача – это активное вовлечение должностных лиц, прошедших обучение в рабочий процесс. Особое внимание уделяется работе коллег на новых российских территориях. Во исполнение решения президента России, сотрудникам, расположенных в них таможенных органов, установлена ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы в размере 65. До этого, к сожалению, мы находились в невыгодном положении по уровню заработной платы по сравнению с иными правоохранительными органами в новых регионах, что служило безусловно причиной оттока кадров. Выплата надбавки позволила прекратить отток кадров из таможенных органов и этот вопрос, в общем-то, находится у нас на контроле.

Также мы постоянно большое внимание уделяем восстановлению в новых регионах таможенной инфраструктуры и налаживанию работы коллектива. В 2025 году планируется завершение ремонтно-восстановительных работ на 12-ти объектах и передачи их таможенному органу. Этому вопросу мы должны уделить пристальное внимание. Ослабление контроля по данному направлению недопустимо. 

Решение социальных вопросов постоянно находится под нашим контролем. В 2024 году, реализуя поручение Президента страны, дан старт реализации мероприятия (совместно с Минфином и Минстроем России) по строительству служебных, жилых помещений для должностных лиц в непосредственной близости от приоритетных пунктов пропуска, расположенных в Дальневосточном Федеральном округе. В рамках этого проекта до 2028 года планируется включить в специализированный жилищный фонд ФТС России еще 388 служебных жилых помещений. 

Также в прошлом году нам удалось заменить 1353 должности гражданских служащих на должности сотрудников, что позволило повысить зарплаты, социальные гарантии, удержать коллектив людей, работающих на границе (что самое важное), выровнять их позиции, стабилизировать ситуацию. Хочу, безусловно, поблагодарить вас, Антон Германович, за поддержку в решении этого вопроса. 

Обеспечение должностных лиц жильем и развитие таможенной инфраструктуры входит в число приоритетных задач и на текущий год. 

Укреплению и развитию кадрового потенциала мы уделяем пристальное внимание. Это также одна из основных задач на 2025 год. Нам требуется грамотные специалисты, знающие и понимающие особенности своей работы. В прошлом году уделено достаточно много внимания вопросам подготовки кадров и организации образовательного процесса в рамках деятельности Российской таможенной академии и ее филиалов. На сегодня видится необходимым постепенное увеличение количества обучающихся по целевому набору для того, чтобы укомплектовать штат таможенных органов, во всех регионах, а также создание стимулов для того, чтобы наши целевики прилагали усилия к успешному освоению профессии. Для решения этих вопросов нам необходимо проработать с Минобрнауки возможность увеличения квот для поступления в Российскую таможенную академию, с учетом целевой кадровой потребности, а также установления дополнительных стипендий студентам-целевикам, имеющим отличные, хорошие оценки по учебным дисциплинам. Исходя из результатов работы этого вопроса, мной были даны соответствующие поручения. Одновременно считаю, что процесс обучения нужно начинать еще со школьной скамьи. В процессе обучения необходимо прививать школьникам чувство гордости за выбранную профессию, уважительное отношение к службе, мотивацию к будущей работе по выбранному профилю. Такой подход позволит обеспечить поступление высококвалифицированных кадров на службу, готовых с первого дня приступить к работе таможенных органах и стать их ключевыми специалистами на долгие годы. Полагаю, что нам в ближайшее время надо проработать вопрос. Это такая идея, что называется, создание специализированных профильных классов в школах по аналогии с кадетскими. Постараться разобраться со всеми организационными, финансовыми аспектами. По итогам будут даны поручения по организации дальнейшей работы.

Кроме того, весьма важно организовать в Российской таможенной академии и ее филиалах ежегодное проведение единого дня содействия трудоустройству выпускников. Мне кажется, это очень хорошая традиция. Практика проведения такого мероприятия уже имеется в Ростове, как я сказал, но ее нужно расширить.

Необходимо не забывать о качественном медицинском и санаторно-курортном обеспечении возрастных лиц и пенсионеров таможенных служб. Здесь у нас сейчас очень много вопросов. До настоящего времени имеют место вопросы, связанные с медицинским обслуживанием, снабжением бесплатными лекарственными препаратами сотрудников и пенсионеров таможенных служб, проживающих в регионах, где отсутствуют ведомственные поликлиники ФТС России. Необходимо проработать возможность прикрепления к медицинским учреждениям других Министерств, служб, либо найти какие-то иные эффективные системные решения данного вопроса. Поручаю Вам, Александр Викторович Герман, в месячный срок представить мне комплексный системный план мероприятий для решения этого «пробела».

Также крайне важны вопросы информационной безопасности. Для защиты наших сведений осуществлен переход от регламентной формы представления информации, содержащей в наших базах данных и ее представлению по запросу. Проводится мониторинг исполнения принимаемых мер как со стороны ФТС, так и Федеральных органов исполнительной власти, потребителей таможенной информации. Нами обеспечена комплексная техническая защита информации, содержащаяся в информационных системах. На постоянной основе ведутся работы по выявлению угроз несанкционированного получения третьими лицами сведений о таможенном оформлении профилях рисков. Также осуществляется комплекс мероприятий по выявлению, пресечению каналов утечки и распространения информации из наших ресурсов. Организовано регулярное проведение мониторинга сети интернет. Основной его целью является выявление информационных ресурсов с предложениями распространения или продаже таможенной информации. В случае появления на ресурсах информации, имеющей схожие признаки с данными таможенных органов, такие ресурсы фиксируются в установленном порядке, с последующим направлением актов осмотра в генеральную прокуратуру Российской Федерации, в Роскомнадзор для их запрета и блокировки. Таким образом, принимаемые службой организационно-технические меры позволяют обеспечить достаточно надежную, на мой взгляд, информационную защиту. 

Президентом и Правительством России поставлена амбициозная задача. В том числе увеличение объема перевозок по международным транспортным коридорам не менее чем в 1,5 раза по сравнению с уровнем 2021 года, достижение к 2030 году цифровой зрелости государственного управления, предоставление государственных услуг в электронной форме, повышение уровня удовлетворенности граждан качеством работы государственных служащих. На их решении мы сосредоточимся в текущем году, обеспечив, в частности, компетенции службы стабильные ритмичные перечисления таможенных платежей в Федеральный бюджет. Да, на пути реформирования развития службы мы сталкиваемся с разного рода трудностями, совершаем ошибки, но, на мой взгляд, что самое главное – мы научились их признавать. Признание ошибок – это уже первый шаг к успеху.

В 2025 году мы также поставили перед собой задачи, направленные на укрепление кадрового потенциала и повышение имиджа Федеральной таможенной службы, а также на увеличение эффективности системы управления таможенными органами принятия решений. В рамках их реализации будут изменены полномочия заместителей руководителей ФТС России для исключения дублирования. Одновременно нам предстоит провести реорганизацию структуры центрального аппарата ФТС России. Новая структура будет отвечать современным реалиям и позволит исключить дублирование функций подразделения. Такие изменения впоследствии коснутся и таможенных органов. Также отдельные преобразования ждут таможенные органы на местах. Так, уже в структуре Южного таможенного управления с 30 января 2025 года создана Сочинская таможня. С 1 сентября 2025 года Московская таможня будет переподчинена Центральному таможенному управлению. Запланированные оргштатные мероприятия будут проведены с максимальным сохранением кадрового потенциала. Это не тезис. Чтобы все меня услышали. Это задача для всех должностных лиц, участвующих в оргштатных мероприятиях – максимально сохранить кадровый потенциал. 

Начальникам таможенных органов необходимо с особым вниманием отнестись к выстраиванию рабочих процессов. Вертикаль управления должна быть выстроена таким образом, чтобы не допускались случаи неправомерного, неравномерного распределения нагрузки между подчиненными должностными лицами и обеспечивались равные условия службы с соблюдением трудового распорядка. Для того, чтобы придать этой работе объективный характер, необходимо разработать методику оценки нагрузки на должностных лиц. К сожалению, у нас до сих пор даже такой базы нет. Поручаю Российской таможенной академии провести научно-исследовательскую работу по данному направлению. 

Проводимые мероприятия неизбежно будут сопряжены с совершенствованием механизмов межпостовой диспетчеризации декларации на товары между 16-ю центрами электронного декларирования, расположенными всех регионах страны. Работа в этом направлении уже проводится. Нам необходимо сделать единую информационную систему, которая позволит автоматически перераспределять весь массив деклараций, чтобы у нас не было провалов по нагрузке. В этом ключе поручаю организовать необходимые технические мероприятия по внедрению искусственного интеллекта в применяемых наших программных средствах алгоритма для оптимального распределения нагрузки на должностных лиц. Причем не только в центрах электронного декларирования, но и в функциональных подразделениях таможенных органов.

Поводя итог, хочу сказать, что нам предстоит трансформация таможенной службы. Мы сформируем новые бизнес-процессы организации работы. Внедрим их на всех уровнях нашей системы, оцифруем все таможенные процессы и «наполним» их искусственным интеллектом. Только совместными усилиями и полной вовлеченностью мы сможем достичь всех целей и выполнить все поставленные задачи. Для нас огромное значение имеет поддержка Министерства финансов, сотрудничество с нашими коллегами из администрации Президента России, аппарата Правительства, Счетной палаты и других ведомств и служб, общественных организаций.

Выражаю надежду на дальнейшее тесное взаимодействие и эффективную совместную работу по выполнению задач, поставленных Президентом и Правительством Российской Федерации. Коллеги, я искренне благодарю всех вас за проделанную работу в 2024 году. За этот год я убедился, что в службе работают настоящие профессионалы, для которых важен результат и не менее важен способ его достижения. Совместными усилиями нам удалось сохранить и приумножить потенциал команды, знания и опыт, которые позволяют нам преодолевать все трудности и позволят нам решить все поставленные задачи. Еще раз выражаю благодарность за увлеченность к делам, проблемам службы, всем присутствующим. Впереди предстоит достаточно большой объем работы. Безусловно, это потребует и максимальных усилий, и концентрации сил. Уверен, что вместе мы со всем справимся. Спасибо за внимание!»


Следите за новостями в удобном формате:

Важные новости

  • Просмотры 1353
  • Комментарии 0
  • Новость полезна?
    4 m n 1
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Добавить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha