В ходе рассмотрения жалобы был исследован вопрос о правомерности выставления требования об уплате таможенных платежей лицу, переселяющемуся на постоянное место жительства на территорию Российской Федерации.
Установлено, что Северо-Западной акцизной таможней в адрес заявителя было выставлено данное требование в связи с недоставкой ввезенного им на таможенную территорию Российской Федерации автомобиля в таможню назначения, что и было обжаловано лицом в Северо-Западное таможенное управление, а затем в ФТС России.
В жалобе заявитель указывал, что он переселяется в Российскую Федерацию на постоянное место жительства из Эстонии, в связи с чем на основании постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.2003 г. № 718 «Об утверждении положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования», предусматривающего освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов при ввозе автомобилей физическими лицами, переселяющимися в Российскую Федерацию на постоянное место жительства, имеет право на беспошлинный ввоз автомобиля.
В соответствии с указанным постановлением автомобили могут ввозиться на таможенную территорию Российской Федерации без уплаты таможенных пошлин, налогов физическими лицами, переселяющимися из иностранных государств в Российскую Федерацию на постоянное место жительства, в случае ввоза ими автомобилей, страной происхождения которых является Российская Федерация или другое государство-участник СНГ и которые были приобретены указанными лицами до въезда в Российскую Федерацию.
Автомобиль ВАЗ-21043 1990 года выпуска (страна происхождения СССР) был приобретен гражданином Б. до въезда на территорию Российской Федерации, следовательно, соответствовал требованиям, установленным вышеуказанным постановлением.
Вместе с тем, согласно статьям 123 и 286 Таможенного кодекса Российской Федерации, транспортные средства, перемещаемые физическими лицами через таможенную границу, подлежат обязательному письменному декларированию.
После предъявления транспортного средства, транзитной декларации и иных имеющихся документов таможенному органу назначения в целях завершения процедуры внутреннего таможенного транзита гражданином Б. на ввезенный автомобиль должна была быть подана таможенная декларация. Декларирование товаров и транспортных средств производится путем заявления таможенному органу в декларации сведений о товарах и их таможенном режиме, других сведений, необходимых для таможенных целей, в частности, сведений для целей исчисления и взимания таможенных платежей, в том числе о применении льгот по их уплате (статья 124 Таможенного кодекса Российской Федерации). Статьей 131 Таможенного кодекса Российской Федерации установлено, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения. Так, если декларант претендует на получение льгот по уплате таможенных платежей, им должны быть представлены в таможенный орган документы, подтверждающие соответствующие заявленные условия (факты, свидетельствующие о праве на получение льгот).
Однако гражданином Б. не была надлежащим образом выполнена обязанность по доставке и декларированию транспортного средства. В таможенный орган назначения не были представлены ни ввезенный на территорию Российской Федерации автомобиль, ни таможенная декларация на него и документы, подтверждающие право лица на предоставление льгот по уплате таможенных платежей. Таким образом, лицом не были совершены необходимые действия, направленные на получение льгот, установленных законодательством Российской Федерации, следовательно, не было подтверждено право на ввоз автомобиля без уплаты таможенных пошлин, налогов.
Принимая во внимание изложенное, требование Северо-Западной акцизной таможни об уплате таможенных платежей было признано правомерным.
Правовое управление ФТС России
Журнал "Таможня"