Как мне известно, на заседании коллегия ФТС России был одобрен проект Концепции о таможенном оформлении и таможенном оформлении товаров в местах, приближенных к государственной границе РФ. В проекте Концепции планируется вывести таможенное оформление за пределы крупных городов, оставив таможни в аэропортах, перевести таможенное оформление на границу РФ, чтобы ввозимые товары были оформлены в таможенном отношении сразу же после въезда в Россию. При этом речь идет как о ввозе автомобильным транспортом, так и железнодорожным и морским транспортом. Исключение – воздушный транспорт. Срок для реализации Концепции поэтапно до 2020 года. При первом этапе (2008-2010 г.) планируется начать совершенствовать нормативную базу и согласование Концепции с федеральными органами исполнительной власти и бизнесом, а также за 2009 год перевести таможенное оформление за пределы Москвы и Санкт–Петербурга. На втором этапе - в период 2011–2020 г. - предполагается продолжать совершенствовать материальную базу для оптимизации процесса таможенного оформления на границе. При этом подготовка оформления транспортных автомобильных потоков должна завершиться к 2014 году, а в отношении ввоза товаров железнодорожным транспортом – к 2020 году. В проекте Концепции ФТС России предусмотрело обязательное предварительное декларирование товаров.
Плохо это или хорошо? Что дают такие изменения бизнесу?
Заинтересованность государства в подобных изменениях очевидна – оформляя товары на границе, на территорию РФ ввозятся уже оформленные товары, за которые уплачены пошлины и налоги, которые собирает таможня. Также решается вопрос с доставкой и «враг не прорвется». Поскольку оформление будет на границе, то недоставка товаров будет исключена, что, является, несомненно, плюсом. Ввиду того, что недоставка будет исключена, повысится собираемость таможенных платежей.
Есть большой минус перевода таможенного оформления на границу – немалые дополнительные затраты на обустройство границы: строительство таможенных терминалов, строительство жилья и развитие инфраструктуры для сотрудников. А еще проблема кадров на границе. Если даже в крупных городах таможенная система испытывает дефицит в квалифицированных кадрах, то для приграничных районов эта проблема более актуальна.
Теперь о том, чем такие изменения грозят бизнесу. При первом рассмотрении, вижу несколько проблем:
1. В приграничных районах не развита транспортно-логистическая (совокупность транспортных и логистических объектов, предназначенных для организации движения товаров и оказания транспортно–логистических услуг, в том числе, складские и контейнерные терминалы) и банковская инфраструктуры, которые тесно связаны с таможенной инфраструктурой.
2. Не понятно, как быть владельцам таможенных складских терминалов, находящихся в настоящее время в крупных городах не на границе. Деньги вложены, терминалы функционируют, а перевод таможенного оформления на границу означает прекращение деятельности.
3. Компании – участники ВЭД должны пересмотреть свою логистику, переориентировав ее на доставку в приграничные районы для таможенного оформления, по завершении которого также встанет проблема хранения и/или транспортировки уже оформленных в таможенном отношении товаров.
4. Удорожание услуг (транспортировка и хранение) в общей логистической цепи в связи с новыми договорными отношениями.
5. Возможные более продолжительные временные затраты для оформления товаров в связи с большим потоком товаров на границе.
Положительных моментов для участников ВЭД в связи с передислокацией таможенного оформления я не вижу. Возможно, за то время, пока таможенники будут заниматься подготовкой переезда в приграничные районы для таможенного оформления, бизнес тоже подготовится – перестроит логистику, найдет новые склады, перезаключит договоры.
Следует отметить, что ФТС России, понимая проблемы бизнеса, в Концепции в части развития транспортно–логистической инфраструктуры предлагает совершенствовать институт государственно-частного партнерства. Наверное, имеется ввиду, что бизнесу будут предлагать вкладывать средства в строительство новых приграничных таможенно–логистических терминалов. При этом, помимо подготовки материальной базы, необходимо внести изменения в таможенное законодательство – сначала в Таможенный кодекс РФ и ряд законов, а потом в правовые акты ФТС России. Для внесения изменений с учетом проекта Концепции также необходимо достаточное время, с тем, чтобы изменения были продуманными и гармоничными в отношениях бизнес–таможня.