«Сомневаюсь, что бизнес потянется». О переносе таможенного оформления и контроля к границам
В предыдущей Концепции развития таможенных органов были заявлены высокие и емкие цели: «повышение качества таможенного регулирования», «совершенствование таможенного администрирования», «укрепление взаимодействия» и т.д. А в ныне обсуждаемой Концепции цель изложена кратко, всего четыре строки: «Совершенствование таможенного администрирования в условиях необходимости инфраструктурного развития приграничных субъектов и снижения транспортной нагрузки на крупные города Российской Федерации, вызванной возрастающим ее внешнеторговым оборотом».
Конечно, дело хорошее убрать из Москвы и Петербурга большегрузный транспорт, но ведь этот транспорт приезжает в эти города не потому, что там расположены таможни, а потому, что там расположены потребители. За последние 10 лет частный бизнес довольно серьезно вложился в строительство терминалов и складов современного уровня. Как правило, такие терминалы строились и продолжают строиться за пределами городов на территориях согласованных с городскими властями, специально определенными генпланами развития как производственно-складские зоны. Строили возле городов, где живет основная масса населения. Срок окупаемости вложений в такой терминал составляет 7-8 лет. Так вот теперь таможня, приняв новую Концепцию, говорит: «Все, снимаемся, едем к границе. А Вы, господа коммерсанты, плюньте на окупаемость своих терминалов, берите новые кредиты и стройте новые терминалы возле границы. И не забудьте построить помещения для размещения таможенных постов». Интервью так и называется: «Мы в состоянии повести за собой бизнес». Сомневаюсь, что бизнес потянется. Кстати, не ясно, куда же бизнес должен перебираться, что это за приграничные субъекты, где действуют пункты пропуска. Вот в Петербурге Морской торговый порт является пунктом пропуска и находится в центре города. А ведь если оглянуться назад и посмотреть, как же так вышло, что всю транспортную инфраструктуру страны «перекосило» в сторону столицы, то ведь основную скрипку играл тогда ГТК и МТУ (ныне ФТС и ЦТУ). Вспомните массу приказов о том, что этот или тот товар оформляется только в той или иной московской таможне. А вспомните «московскую сетку», ради применения которой все дорогостоящие товары везлись для оформления в Москву. Теперь, наоборот - в Москве таможни надо закрыть, а на границе открыть. Я уж не говорю о том, что никто из опытных таможенников в деревню на границе не поедет. Значит, будем в начальники таможен набирать председателей колхозов. А как с отечественными предприятиями, работающими на экспорт - как они будут оформлять экспортные грузы? Сейчас они могут подать ГТД в ближайшую таможню и отгружать товар на экспорт прямо на своем предприятии. А что предлагает новая Концепция - возить товар на терминалы возле границы, там перетаривать и там же подавать ГТД?
В общем, особо обсуждать в Концепции нечего. Цель мелкая, да и не входит в компетенцию ФТС. Развитием приграничных субъектов должен заниматься Минрегионразвития и администрации субъектов. А ликвидировать пробки грузового автотранспорта в больших городах должны, просто даже обязаны сотрудники ГИБДД. Кстати, я довольно часто встречаю огромные фуры и контейнеровозы в центре Петербурга. Вы думаете, они везут товары на таможенные посты? Нет, они паркуются во дворах и на газонах, а потом идут спать домой.
Так вот о Концепции. Документ подготовлен только для того, чтобы показать президенту и премьеру, что таможня усиленно модернизируется, а на самом деле это обычный принцип Ходжи Насреддина. Помните, как он ишака говорить учил?
Подвели бы итоги исполнения предыдущих Концепций. Где и как эффективно работают инспекционно-досмотровые комплексы? С каких коммерческих терминалов в казенные помещения переехали таможенные посты? Как улучшилось таможенное администрирование? Как идет работа по организации «сухих портов»?
В связи с эти имеются, кстати, предложения по реальной перестройке работы таможенной системы, но об этом в следующий раз.
www.puchkov.net