Новая Концепция таможенного оформления и контроля ввозимых товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации (далее - Концепция), одобренная на последней коллегии ФТС России, предполагает перемещение основных таможенных процедур на границу. Реализация Концепции должна проводиться в два этапа: на первом этапе (2008-2010 годы) планируется подготовить нормативно-правовую базу перевода таможенного оформления на границу. Второй этап (2011-2020 годы) предусматривает перевод таможенного оформления на границу.
Изменения будут касаться всех участников рынка: импортеров, экспортеров, таможенных брокеров, экспедиторов, перевозчиков и, конечно, изменится организация работы самих таможенных органов. Реализация этого проекта будет означать кардинальное изменение сложившейся в стране таможенной системы. В настоящее время на внутренних таможнях оформляется 90 процентов импорта и весь экспорт. Здесь же расположены и основные участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Такова мировая практика, и российские таможенники последовательно работали над тем, чтобы максимально к ней приблизиться. Соответственно, за полтора десятилетия именно вокруг внутренних таможен сформировалась необходимая инфраструктура, включая склады временного хранения (СВХ), на территории которых, как правило, и располагаются таможенные посты. Однако теперь ФТС России предлагает развернуться в обратную сторону и построить транспортно-логистическую инфраструктуру там, где ее не было, полностью отказавшись от уже созданной. На это уйдет 10-15 лет, но и в этом случае, по оценкам экспертов, на границе смогут оформиться не более 50 процентов ввозимых товаров.
Разработчики в качестве аргумента в пользу новой Концепции приводят интересы бизнеса, что перенос оформления на границу позволит ускорить процедуру оформления - товары будут выпускаться в свободное обращение сразу после пересечения границы без транзитного оформления. Возможно, что некоторые участники ВЭД получат определенные преимущества, но для большинства импортеров и экспортеров возникнут дополнительные трудности, связанные с предоставлением документов, присутствием при досмотре, декларирование. Если Концепция защищает интересы участников ВЭД, то она должна предусматривать возможность выбора места таможенного оформления. Вот еще один довод за новую Концепцию - перевод на границу усилит контроль за импортом, проверить товар в пункте пропуска проще, чем отследить транзит груза до внутреннего таможенного поста.
Контроль за импортом на границе был актуальной задачей в конце 90-х годов, когда система Международного таможенного транзита (система МДП), находилась в кризисе. В этот период было большое количество недоставок грузов. Однако кризис был преодолен. Сегодня функционирует надежная система контроля ФТС России совместно с Международным Союзом автомобильного транспорта (МСАТ), национальными ассоциациями. В результате совместной деятельности, количество недоставок сведено практически к нулю. В новой Концепции роль Конвенции МДП заметно снижается: груз из стран Евросоюза до границы с Российской Федерацией будет доставляться по внутреннему документу, на границе проходить таможенное оформление и далее выпущенный в свободное обращение перевозиться российским транспортом. Система МДП будет использоваться только для перевозок автомобильным транспортом транзитом через территорию Российской Федерации. Возникает также вопрос: будут ли положения новой Концепции касаться экспорта?
К плюсам новой Концепции ее сторонники относят снижение транспортной нагрузки в крупных городах. Первым регионом, откуда планируется перевести таможенные пункты, станет Москва. Этот вопрос обсуждался давно, однако выводить таможенные посты предполагали в Московскую и прилегающие области. Саму идею вывода СВХ из Москвы поддерживают почти все. Очевидно, что город задыхается от большегрузного транспорта, который стоит на проезжей части в ожидании въезда на территорию СВХ.
Пока вопрос: куда все-таки будут выводиться таможенные посты – в область или на границу, остается без ответа.
Если на границу, то реализация плана перемещения в столь короткий срок (середина 2009 года) вызывает сомнения. Это связано с большими объемами ввозимого товара. Например, в Московском регионе таможенное оформление проходит больше половины импортной бытовой техники и электроники. Что касается мелкой цифровой техники, то и все 95%. По остальным импортируемым товарам доля Москвы меньше, но доходит до 40%. Если таможенное оформление останется в области, то очевидно противоречие: зачем так поспешно выводить склады временного хранения в прилегающие области, если ставится задача постепенного перевода их в приграничные регионы? По крайней мере, Московская область таковой не является. Не получится ли, что, едва владельцы СВХ "обустроятся" на новом месте, им снова предложат переместиться, теперь, скажем, в Псковскую область? Не следует забывать, что в этом случае большегрузные автомобили привезут груз в Москву. Только создание эффективной товаропроводящей системы, включающей распределительные центры (РЦ), находящиеся в непосредственной близости к потребителю, позволит решить проблемы мегаполисов.
В настоящее время наиболее распространенная схема доставки выглядит следующим образом: груз от Грузоотправителя (ГО) на иностранной территории доставляется по системе МДП до границы Российской Федерации, где осуществляется таможенный контроль (ТК). Далее транспортное средство доставляет груз в таможню назначения, где выполняется таможенное оформление (ТО). Как правило, место таможенного оформления приближено к месту потребления продукции или нахождения участника ВЭД. После выпуска товара в свободное обращение, груз доставляется на склад, выполняющий роль распределительного центра. Далее - до потребителя – грузополучателя (ГП 1, ГП 2, ГП 3) и т.д.
Основной участок маршрута выполняет большегрузный транспорт (БТ) который увеличивает нагрузку на дорожную сеть города Москва. Только на участках РЦ – ГП используется малотоннажный транспорт (МТ). Как же изменится схема доставки при реализации Концепции ФТС России? Во втором варианте, таможенное оформление предлагается проводить на границе Российской Федерации. Учитывая, что Москва находится на значительном расстоянии от границы – более 500 км, то груз будет доставляться также автомобилями большой грузоподъемности на склады Москвы и далее развозиться до получателей. Таким образом, данная схема не сможет улучшить транспортную ситуацию в городе.
Предлагаемый третий вариант опирается на транспортно-логистическую систему, включающую:
- транспортную инфраструктуру (международные транспортные коридоры), - складские комплексы, связанные в единую региональную систему, - места таможенного оформления, опирающиеся на грузопотоки.
Предлагаемый вариант предполагает вывод СВХ, таможенных постов за пределы МКАД и формирование логистических центров, оказывающих комплекс логистических услуг.
В Концепции пока не прописан механизм реорганизации таможенных органов. Если учесть, что из более 70 тысяч сотрудников таможни больше половины работают не на границе, то их придется либо увольнять и набирать новые кадры, либо перемещать ближе к границе.
Не обойтись и без решения кадрового вопроса в "околотаможенной" сфере. Чтобы оформлять товар на границе, необходимо достаточное количество декларантов (брокеров). Таможенные пункты, как правило, находятся около небольших поселков, специалистам там взяться неоткуда.
Поэтому при знакомстве с новой Концепцией возникает масса вопросов, остающихся без ответа. Да и сама Федеральная таможенная служба пока не готова дать четкие объяснения своих намерений, целей, ради которых затевается столь грандиозная перестройка в таможенном деле. Концепция требует значительной доработки. Она слишком схематична, лишена конкретики. Без этого невозможно оценить финансовые издержки на ее реализацию. Вывод всех таможенных постов в приграничную зону является крайностью, но если бы удалось найти баланс, оптимальное соотношение между внутренним таможенным оформлением и оформлением на границе, то Концепция могла бы оказаться жизнеспособной.
Привлечение представителей бизнеса к доработке отдельных положений Концепции позволит избежать серьезных проблем при ее реализации, а также сократить бюджетные средства на создание "новой таможенной системы". Если такой баланс не будет найден, то перенос контроля в приграничные районы приведет к увеличению пробок на границе, времени обработки грузов, сроков доставки и затрат конечного потребителя на транспортировку. В результате неизбежно большое скопление транспортных средств не только на российской стороне границы, но и на территории соседних государств. Как выразился один перевозчик: "очереди будут до Гамбурга".
Данный подход противоречит процессам интеграции в рамках СНГ, ЕврАзЭС и Таможенного союза.