В последнее время можно отметить устойчивый интерес участников ВЭД к вопросам, связанным с включением в таможенную стоимость ввозимых товаров платежей за использование объектов интеллектуальной собственности, или как их обычно называют на практике - лицензионных платежей. Спорные ситуации все чаще становятся предметом дискуссий на различных форумах, круглых столах и прочих мероприятиях, а также предметом для обжалований и судебных разбирательств.
Действительно, эти вопросы в мировой таможенной практике считаются одними из самых сложных и требующих порой значительного времени для их всесторонней проработки и принятия обоснованного решения. Проблемы, встречающиеся в других странах, не стали исключением и для российской правоприменительной практики. Однако, как показывает анализ ситуации, каких-либо специфических, чисто российских проблем методологического характера у нас нет. Есть объективные трудности организационно-технологического характера в связи с нерешенностью на законодательном уровне ряда соответствующих вопросов, но также есть и дефицит здравого смысла и желания законным путем решить проблему, а порой - недостаточный уровень профессионализма.
Безусловно, ключевой вопрос - это вопрос о том, когда должны лицензионные платежи включаться в таможенную стоимость оцениваемых товаров. Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе" (далее - Закон) установил четкие условия, в соответствии с которыми должно приниматься решение (подпункт 3, пункт 1 и пункт 2 статьи 191) о доначислении суммы лицензионных платежей к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате (и, соответственно, о включении в таможенную стоимость оцениваемых товаров). Аналогичные нормы существуют и в международном праве и в национальных законодательствах иных стран. Все остальное - правоприменительная практика.
Если в соответствии с требованиями Закона лицензионные платежи подлежат включению в таможенную стоимость ввозимых товаров, то расчет их конкретной величины (суммы) должен быть сделан только на основании документально подтвержденных и поддающихся количественному определению сведений (если же соответствующих документов на момент декларирования товаров нет, то метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами применяться не может - п.2 ст.191 Закона). В связи с этим возникают следующие вопросы: кто должен делать этот расчет и что это за документы?
Представляется, что ответ очевиден. В соответствии с положениями пункта 1 статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации, таможенная стоимость товаров определяется декларантом. Следовательно, именно декларант (или по его поручению - таможенный брокер) определяет таможенную стоимость в соответствии с требованиями Закона (от выбора метода ее определения до расчета и документального подтверждения всех ее составляющих), которую затем и заявляет таможенному органу. Выбор документов, таким образом, зависит от декларанта и предопределяется условиями ввоза товаров в Россию, а также выбранным методом определения таможенной стоимости. Как правило, перемещение товаров производится в соответствии с определенными договорными отношениями между сторонами: продавцом и покупателем товаров, правообладателем и лицом, получающим права на объект интеллектуальной собственности, перевозчиком и заказчиком перевозки, страховщиком и страхователем и т.д. Если это международные сделки, то они оформляются письменными договорами, а расчеты по ним производятся с помощью соответствующих расчетных и платежных документов. Поскольку в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации цены между сторонами сделок являются договорными, то сами стороны и определяют цены и условия их формирования, а также (если это необходимо) правила контроля за выполнением каждой стороной договорных условий. Поэтому только декларант, исходя из имеющихся у него документов, может произвести все необходимые расчеты и определить перечень документов, которые необходимо представить в таможенный орган для подтверждения своих расчетов. А задача таможенных органов - проверить правильность выполненных декларантом расчетов. Определение же таможенной стоимости товаров таможенным органом - это крайний случай, исключение из установленного порядка.
В каком же направлении нужно идти для решения такой сложной проблемы? Представляется, что стремление создать некое методическое пособие в виде "таблицы умножения", по которой не думая, можно было бы, задав параметры своей сделки, найти готовый ответ, вряд ли перспективно. Для обеспечения корректного, законного подхода к решению данной проблемы как участниками ВЭД, так и таможенными и судебными органами необходимо формирование на законодательном уровне организационно-правовых предпосылок для решения вопроса о заявлении таможенной стоимости товаров в случае отсутствия на дату подачи таможенной декларации необходимой для ее определения информации. Наряду с этим необходимо осуществление постоянного мониторинга и анализа правоприменительной практики, распространение положительного опыта, выявление и анализ характера и причин имеющих место ошибок (негативного опыта) и доведение этой информации до всех заинтересованных лиц.
Примечание alta.ru: В первом квартале 2009г. издательство «СофтИздат» планирует выпустить книгу Л.А.Бондарь «Таможенная стоимость». В книге будут освещены основные вопросы, возникающие при расчёте таможенной стоимости ввозимых на территорию РФ товаров.