Сегодня в связи с мировым экономическим кризисом грузооборот падает, причем сильно и стабильно.
Как все утверждают, мы находимся только в самом начале кризиса, который все участники рынка должны использовать для реструктуризации своего бизнеса. Но хотелось бы, чтобы этот период использовался не только коммерческими, но и государственными структурами. Последствия кризиса на довольно длительный срок снизят нагрузку на таможенные органы – по разным оценкам, падение объемов импорта и экспорта может достигать 40%, что даст таможне реальную возможность проанализировать все принятые ранее концепции и программы развития, а на их основе выявить приоритетные направления развития, увязать их между собой и сосредоточиться на их реализации.
Основным приоритетом считаю серьезную работу по переходу на массовое предварительное электронное декларирование (ЭД). Именно не предварительное информирование (ПИ), которое не имеет никаких юридических оснований и последствий, а предварительное декларирование (ПД) с завершением всего комплекса формального таможенного оформления до прибытия груза на границу. При этом целесообразно вернуть обязанность проведения таможенного оформления по месту регистрации предприятий, а таможенный контроль (физический досмотр) сосредоточить на границе и приграничных терминалах. В этом случае отпадает необходимость использования системы ВТТ в массовом порядке, большая часть грузов будет выпущена в свободное обращение прямо на границе. Те грузы, что в соответствии с СУР потребуют более тщательного досмотра, будут направлены на тыловые терминалы.
Та же ситуация и с «сухими портами»: при использовании ПД-декларирования большая часть грузов свободно вывозится из порта, остальное вывозится на территорию «сухих портов». Кстати, обязанность ЭД-декларирования по месту регистрации предприятий предусматривает также электронную связь с пограничными таможенными постами, чтобы при прибытии груза иметь информацию о завершенном оформлении и уплате таможенных платежей. Это, кстати, приведет и к сокращению количества фирм-однодневок.
Вперед, в далекое прошлое?
Еще в начале октября 2008-го ФТС обнародовала проект Концепции о таможенном оформлении и таможенном контроле ввозимых товаров в местах, приближенных к государственной границе РФ (сейчас, по разным оценкам, порядка 90% грузов растамаживается внутри страны).
На мой взгляд, перспектива развития такова: система вернется в далекое прошлое. Когда-то здесь существовала одна Ленинградская таможня, разделенная впоследствии на Балтийскую и Санкт-Петербургскую. Думаю, со временем останется одна Балтийская таможня (пусть даже она будет называться Санкт-Петербургской), в которую включится и почта, и оформление выставочных грузов. Если ФТС намерена неукоснительно реализовывать Концепцию – грядет укрупнение.
Сегодня в Петербургском транспортном узле действуют Балтийская, Пулковская и Санкт-Петербургская таможни. С Пулковской все понятно: таможни, находящиеся в международных аэропортах, останутся на своих местах. Балтийская таможня как пограничная тоже продолжит работать. И возникает вопрос: а что будет с терминалами и постами Санкт-Петербурга, если все должно оформляться возле границы? Для вывоза растаможенных грузов из того же терминала в Шушарах потребуются другие терминалы, обеспечивающие перегрузку и располагающие необходимыми складскими площадями.
В завершение позволю себе выразить надежду, что Федеральная таможенная служба наконец-то ускорит решение проблемы функционирования «сухих портов» и позволит участникам транспортного рынка заниматься нормальной логистикой, а не зависеть от характера того или другого руководителя таможенного органа.
К вопросу
Заключение рабочей группы Экспертного Совета по таможенному регулированию при Комитете по бюджету и налогам Государственной Думы РФ по вопросу реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе РФ
Увеличение времени оформления:
- концепция не учитывает необходимость присутствия в местах оформления иных государственных и экспертных органов (Минсельхоз, Роспотребнадзор, ТПП и т.п.);
- запрос дополнительных документов приведет к длительным простоям;
- объем электронных ГТД в реалиях крайне мал (в СЗТУ за 1-е полугодие – 4% от общей массы), каналы связи приграничных таможен не позволяют вести интенсивный обмен данными;
- возможное снижение квалификации сотрудников таможенных органов.
Необходимые мероприятия:
- форсирование внедрения электронного документооборота;
- изменения ТК в части либерализации доставки товаров;
- согласования концепции с иными госорганами, осуществляющими контроль за ВЭД;
- диалог с бизнесом;
- уточнение понятий, применяемых в Концепции (в частности: «места, приближенные к границе РФ»).
Рекомендации:
- отодвинуть сроки реализации 1-го этапа на 2 года, так как данный период (подготовка к переводу) занимает очень много времени;
- уточнение правовой основы данного процесса;
- согласование проекта с органами власти и бизнес-сообщества;
- создание предпосылок развития транспортно-логистической инфраструктуры.