В истекшем 2008 году - еще до начала или, по крайней мере, до официального признания начала международного финансового кризиса - ФТС России обнародовала два основных направления своего, а соответственно и всех кто с этим связан, развития. Эти направления и являются в настоящий момент основными векторами развития взаимодействия Федеральной таможенной службы с компаниями-участниками транспортного бизнеса в России.
Первое – это развитие так называемых «сухих портов».
Мы помним, как увеличивался грузооборот морских терминалов за последние годы. Суммарное количество контейнеров, переваливаемых через СПБ-порт, выросло до полутора миллионов TEUS. Естественно, встал вопрос о способах увеличения объема перевалки. Одним из таких способов было признано запрещение таможенного оформления в портах, которое превращает морские терминалы в склады, а не в перевалочные пункты, и упрощение доставки импортных контейнеров на тыловые терминалы. Однако, прежде чем запрещать оформление, следовало построить эти самые тыловые терминалы. Частные компании начали строительство, а ФТС приступил к созданию упрощенной процедуры доставки. Срок разработки процедуры был установлен 1 октября, и в настоящий момент, пусть и с опозданием, эта технология утверждена. В рабочей группе приняли участие несколько заинтересованных компаний, построивших тыловые терминалы. В частности, НКК, построившее контейнерную площадку в п. Шушары на территории в 92 га, ООО «Корунд», построившее тыловой терминал в Кронштадте на
территории 12 га, ОАО «ПЛП», строящее тыловой терминал в п. Янино и ЗАО «Евросиб», имеющее тыловые терминалы в п. Шушары и на ж/д-станции Предпортовая. Появившийся документ явился неким компромиссом между устремлениями транспортных компаний максимально упростить и удешевить перемещение контейнеров из порта в тыл и стремлением ФТС упростить такое перемещение без ущерба для процедуры ВТТ и целей таможенного контроля. Большую роль в создании технологии сыграли начальник отдела ФТС Коршунова Л.Н., первый заместитель начальника СЗТУ Гетман А.Н. и первый заместитель начальника Балтийской таможни Бородин Б.В. В целом, документ получился неплохой. В чем его суть?
Сократилась информация, указываемая в документе доставки, в частности, не обязательно указывать стоимость - что логично, так как ее нет в товаросопроводительных документах. Перевозка осуществляется под поручительство СВХ, открытого на тыловом терминале, таким образом, можно не прибегать к услугам дорогостоящих таможенных перевозчиков. Хотя организация СВХ на терминале - тоже не дешевое удовольствие. Самым шокирующим явилось включение в зону деятельности Балтийской таможни территории терминала НКК в Шушарах. Получается, ФТС расписалось в невозможности скоординировать деятельность двух таможен. Как это ни странно, подобное решение может не столько упростить, сколько усложнить процесс последующего таможенного оформления. Брокерам придется больше перемещаться по городу. Кстати, больше всех выиграли владельцы терминала «Корунд», так как они и морской терминал «Моби Дик» находятся в зоне деятельности одного таможенного поста Балтийской таможни. Однако, с наступлением кризиса и резким спадом в перевалке импортных контейнеров потребность в тыловых терминалах отпала, и мы еще долго не узнаем, насколько жизнеспособна принятая схема упрощенной доставки.
Вторым направлением взаимодействия транспортников и ФТС должна была стать Концепция ФТС о переносе таможенного оформления и контроля к таможенной границе РФ.
Из разъяснительных документов и выступлений руководителей ФТС стало известно, что планируется сосредоточить такое оформление в неких центрах таможенного оформления не далее 30 км от пунктов пропуска. После опубликования данной концепции в прессе появилась целая серия критических статей по ее поводу. Представители экспедиторских и брокерских компаний критиковали ее по всем направлениям. Я тоже отнесся к ней критически, но по истечении времени во многом поменял свое отрицательное к ней отношение. Ведь на самом-то деле, что может быть плохого в том, что импортные товары пройдут таможенное оформление на границе, а потом уже без всяких таможенных перевозчиков совершенно свободно будут перемещаться по территории России. Да, действительно, - концепция еще сыровата, и не всем понятно, куда исчезнут тысячи работников таможен и таможенно-брокерских фирм в крупных городах, и откуда возьмется большое количество опытных таможенников и брокеров в приграничных деревнях. Неясно, кто и на какие деньги построит эти центры таможенного оформления. Но, как это ни странно, именно эти проблемы легко можно решить. Выход простой - таможня должна переходить на предварительное электронное декларирование. Декларации, заранее поданные брокерами и участниками ВЭД во внутренние таможни, должны там же и выпускаться, а информация о проведенной проверке - направляться на пункты пропуска, где сотрудникам таможни останется только произвести досмотр. Так, во всяком случае, работают все таможни Европы. Помимо ускорения и упрощения процесса таможенного оформления, будет еще создана ситуация, почти полностью исключающая «экономический экстаз», о котором говорил премьер Путин В.В. ФТС много и давно говорит о необходимости разделить таможенное оформление и фактический досмотр. Так вот, сейчас, в период резкого спада импорта, самое время разрушить коррупционные связи.
Помимо кризиса, улучшению может способствовать начатая ФТС кампания по очищению рядов таможенных брокеров. За истекшие годы у нас появилось огромное количество таможенных брокеров, которые имели соответствующие лицензии, но деятельность которых была юридически ущербна и финансово не подтверждена. Согласно закону, организация может быть включена в реестр таможенных брокеров в случае обеспечения уплаты таможенных платежей на сумму 50 млн. рублей. Подобное обеспечение может быть реализовано несколькими способами: депозит, банковская гарантия, залог и, наконец, - поручительство. Так вот, почетными поручителями последнее время являлись СВТС, НАТБ, ФГУП «Ростэк» и ООО «Таможенная карта». С начала этого года остались только «Ростэк» и НАТБ (до июня). Это решение по праву можно назвать историческим. С момента его принятия рынок таможенных услуг подвергся серьезной реструктуризации. Мелкие организации, жившие за счет поручительства, исчезают. Серьезные компании переходят на банковские гарантии. Рынок укрупняется и ста новится чище. Осталось еще ввести дополнительное требование, что компании-брокеры включаются в реестр только при наличии технической и технологической возможности осуществлять предварительное электронное декларирование. Ведь требуют же от владельцев СВХ наличие сертифицированного программного обеспечения по учету товаров.
Кстати, ФТС, не дожидаясь согласования концепции в министерствах и ведомствах, уже ведет работу по реструктуризации таможенных органов в крупных городах. В частности, в Москве. Мнения могут быть разные, но, на мой взгляд, направление движения правильное.