Идея переноса терминалов к границе столкнулась с яростным сопротивлением бизнеса
Государство намерено перенести таможенное оформление грузов в зоны, отстоящие от границы не далее чем на 30 км. В воздушных и морских портах - на их территории. Правда, расчетов, какая от этого будет выгода, пока нет, да и бизнес думает: нужно ли строить новые терминалы, если правила игры так часто меняются?
В Петербурге прошло выездное заседание Экспертного совета по таможенному регулированию Комитета Госдумы по бюджету и налогам. Как сообщил один из идеологов реформы, начальник аналитического управления ФТС Владимир Ивин, его ведомство успело согласовать концепцию переноса со всеми ведомствами, скоро ее внесут в правительство. Ивин считает, что ФТС продемонстрировала свою решительность, выведя в заявленные сроки - до 3 марта - все посты таможенного оформления за пределы Москвы. "Когда мы в мае 2008-го сказали, что сделаем это, нам многие не поверили. А те, кто поверил, пытались оказать давление, чтобы остановить процесс. Но мы сделали, как обещали", - заметил он.
Но для переноса постов к границе придется создать новые терминалы. Госорганы рассчитывают, что 60% расходов понесет бизнес. Но у бизнеса такая перспектива восторга не вызывает.
Предпринимателям непонятно, собираются ли власти компенсировать им хотя бы часть затрат на те логистические комплексы, которые частные компании построили в последние годы в крупных городах и вблизи их? Ведь до прошлого года шел как раз обратный процесс: таможенные посты отодвигали от границы и приближали к местам потребления товара. И аргумент был: с увеличением грузопотоков на границах стали возникать пробки. Каждый день простоя - потеря от 200 до 1000 долл. для железнодорожного транспорта, от 100 до 200 долл. - для автомобильного, от 700 до 20 000 долл. - для авиационного и от 400 до 20 000 долл. - для морского. Кроме того, из-за слишком большого времени прохождения грузов через границу российские компании-транзитеры оказывались в неравных условиях с иностранными. Выгоднее было отправлять товар пусть более длинным путем, но в обход России. Именно под такие идеи в Москве и Петербурге строились (а кое-где еще продолжают строиться) огромные терминалы. И что, теперь все это бросать?
- Да мы проверили. Лишь 10% площадей на московских терминалах класса А использовалось под таможенные процедуры. На остальных хранились грузы для внутреннего рынка. Так что ничего страшного не произошло, - спокойно отреагировал Владимир Ивин.
А заместитель председателя Комитета ГД по бюджету и налогам Александр Коган пояснил: бизнес ведется на свой страх и риск. Потому ничего государство компенсировать не будет.
Хорошо, поинтересовались бизнесмены, а где гарантии, что вы через пару лет снова не измените свою политику? Выяснилось - и таких гарантий нет. Живой пример: упоминавшаяся процедура вынесения таможенных складов из Москвы в Московскую область, как и в Петербурге и Ленинградской области, где основные таможенные терминалы за КАД убрали еще раньше, чем в Москве. Теперь выясняется: через год-два и они перестанут использоваться для таможенного оформления, потому что даже от ленинградских терминалов до границы далеко не 30 километров.
Интересно, что вице-губернатор Ленинградской области Григорий Двас, в "епархии" которого ФТС планирует создание первых крупных таможенных логистических комплексов, человек, отвечающий за экономический блок региона, заявил: он далеко не уверен в необходимости перемещения складов. Нет, конечно, землю под них выделить несложно. Но к изменению транспортных потоков совершенно не готова инфраструктура. Дороги не справятся и будут забиты грузовиками, что уже сейчас является серьезной проблемой. А строительство новых дорог тормозится. Взять хотя бы переход у Ивангорода. Какой смысл строить там таможенный терминал, если грузы все равно будут доставляться к нему через Петербург? Другой дороги просто нет, а проект шоссе Москва - Усть-Луга заморожен из-за кризиса.
"И вообще мне бы хотелось сперва увидеть финансово-экономическое обоснование полезности переноса оформления на границу", - заявил вице-губернатор. Оказалось, что, хотя его и должны были, как записано в приказе ФТС, разработать до 1 марта, результата до сих пор нет. А вот экспертный совет постарался провести расчеты. Как заявил президент Ассоциации "Транспортно-логистический комплекс Северо-Запада" Андрей Белоногов, на строительство каждого терминала нужно примерно миллиард рублей. С учетом инфраструктуры - минимум вдвое больше. Причем окупится терминал лет за пятнадцать, если за это время правила игры снова не изменятся.
Так почему же государственные органы так усиленно добиваются теперь переноса оформления к границе? Бизнес это понять не может. Между тем ответ на вопрос, возможно, прозвучал в выступлении К. Чайки. Статс-секретарь ФТС, среди прочего, радеет, "чтобы ни у кого не возникало мыслей, что пустующие пространства вдоль нашей границы можно заселить кем-нибудь другим", имея в виду, вероятно, "ползучую политическую экспенсию". Получается: таможенников и логистов собираются использовать в качестве этаких новых казаков для заселения рубежей нашей родины. Но в отличие от казаков они что-то туда идти не хотят.
Но смех смехом, а для Петербурга это может означать серьезные проблемы. Во-первых, петербургский порт и так задыхается, и грузы в нем обрабатываются крайне медленно. С 2010 года все таможенное оформление грузов, поступающих морем, будет проводиться только на территории порта. Стало быть, его оперативность еще снизится. Во-вторых, логистические компании, обосновавшиеся в городе, вынуждены будут перемещаться ближе к границе. А это чревато потерей налогов в городской бюджет. Наконец, вполне реально может возрасти нагрузка на КАД. Сейчас грузовики "отстаиваются" на расположенных вдоль нее терминалах, а тогда они будут все время по ней двигаться, спеша к границе и от нее.
В общем, представители транспортно-логистических компаний не прочь были бы заблокировать принятие концепции. Вот только слушать их, похоже, никто не собирается. И остается только, как сказал Андрей Белоногов, надеяться, что ее просто не удастся реализовать, поскольку бизнес свои 60 процентов нести не спешит. А может, и правильно делает - если концепция поменяется?