Три года тому назад был подписан Договор о формировании Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. И Таможенный союз в нем определен не как международная организация, а как форма экономической интеграции.Попытки создания Таможенного союза ведутся уже с 1995 года в рамках СНГ. И, наверное, отличие тех попыток от сегодняшнего процесса построения Таможенного союза основано и на тех правовых институтах, которые созданы, и на тех договорах, которые подписаны. В 1995 году, в 1996 и 1999 году были подписаны договоры, которые по своему характеру носили декларативный характер. Когда мы сформировали ЕврАзЭС (в этом году мы уже будем праздновать 10-летие Евразийского экономического сообщества), то там тоже одной из задач при подписании Договора о формировании Евразийского экономического сообщества было создание Таможенного союза и единого экономического пространства. То здесь, уже были построены непосредственно органы под данную международную организацию:
1. Межгосударственный Совет. Он имеет два уровня – уровень глав государств и уровень глав правительств. Основной задачей Совета является принятие решений, которые носят обязательный характер на территории государств–членов Евразийского экономического сообщества, а также подписание международных договоров и принятие этих договоров.
В Евразийском экономическом сообществе в настоящий момент членами являются пять государств – Россия, Беларусь, Казахстан, Таджикистан и Киргизия. Узбекистан «заморозил» свое членство. В качестве наблюдателей у нас в ЕврАзЭС являются Армения и Украина.
Процесс построения ЕврАзЭС тоже был достаточно сложным. И одной из задач было привлечение нашего партнера – Украины. Мы пытались, велась работа переговорная по созданию единого экономического пространства совместно с Украиной. Но пока не договорились. Наверное, это было связано с внешней политикой Украины. Будем надеяться, что сейчас они «разморозятся» по отношению к нам.
2. Интеграционный комитет – рабочий орган, который также был сформирован в 2000-м году. Интеграционный комитет состоит из членов правительства. Собирается раз в два месяца. Этот рабочий орган принимает документы, необходимые для исполнения решений МежГосСовета.
3. Суд ЕврАзЭС. Он так и не был создан как самостоятельный суд. Вы знаете, что его функции, по соглашению с ЕврАзЭС, выполняет Экономический суд СНГ. Фактически те судьи, которые представляют государство и являются судьями Экономического суда, по договору с Интеграционным комитетом ЕврАзЭС исполняют и функции судей суда ЕврАзЭС. Могу сказать, что за время, когда был заключен договор (а прошло уже пять лет, договор заключили в 2005 году), суд ЕврАзЭС рассмотрел только одно дело. Оно касалось вопроса, является ли обязательным решение МежГосСовета.
Я так очень долго веду историю о ЕврАзЭС для того, чтобы вы поняли, кто может войти в Таможенный союз. А войти в него может только государство-член Евразийского экономического сообщества. И мы идем от тех договорённостей, которые были достигнуты в 2000 году. Поэтому данный предрассказ нужен для того, чтобы понять, что такое Таможенный союз. Именно на основании Протокола о внесении изменений в Договор о формировании Евразийского экономического сообщества была достигнута договоренность, что у нас создается Таможенный союз, и на основании этого уже заключен Договор о формировании Таможенного союза. Этим же Протоколом о внесении изменений в Договор о формировании Евразийского экономического сообщества расширены полномочия суда ЕврАзЭС. Таким образом, МежГосСовет – высший орган Таможенного союза.
Суд ЕврАзЭС рассматривает дела и споры, которые возникают в рамках Таможенного союза. Он рассматривает соответствие актов органов Таможенного союза подписанным международным договорам, рассматривает дела об оспаривании действий (бездействий) органов Таможенного союза, дает толкование международных договоров, формирующих правовую базу Таможенную союза и разрешает споры между комиссией Таможенного союза и государствами, входящими в Таможенный союз.
В отличие от ЕврАзЭС, исполнительным органом в Таможенном союзе является Комиссия Таможенного союза (в ЕврАзЭС это Интеграционный комитет). Был подписан самостоятельный Договор о комиссии Таможенного союза. И поскольку это ратифицированный договор, он имеет высшую юридическую силу по сравнению с Положением об Интеграционном комитете. Поэтому и там, и там мы говорим об обязательности решений. С учетом того, что этот договор о Комиссии Таможенного союза уже вступил в силу, то мы говорим, что решение Комиссии носит обязательный характер, исполняется напрямую. Здесь мы уже никак не можем отвертеться от этого, и все решения, которые носят обязательный характер, Комиссией Таможенного союза обязаны исполняться напрямую на территории государств-членов Таможенного союза.
Но сам характер решений настолько был непонятен для государств-членов, что в Казахстане возник вопрос: а как же их исполнять? Ведь никогда такого не было. Что такое МежГосСовет ЕврАзЭС? Приняли, пообещали, прошло какое-то время, забыли, затоптали, ушло в воду, в песок. Интеграционный комитет – да: можно выполнить, а можно сказать, что не смогли, не удалось. А здесь-то решение носит обязательный характер, причем носит наднациональный характер.
И правительство Казахстана обратилось в Конституционный совет Казахстана с просьбой. Первое – разъяснить правовой характер решений Комиссии Таможенного союза, что же это из себя представляет. Это международный договор или это все-таки решение органа? Как исполнять решения органов на территории Республики Казахстан? Что значит – напрямую? А если это противоречит каким-то актам? Тогда надо, наверное, ратифицировать. Что значит ратификация? Мы понимаем, что ратификация – это очень длительный процесс.
Учёные Казахстана высказывались о том, что это надо рассматривать только как договор, потому что не хотели впускать этот нормативный акт на территорию своего государства, чтобы он исполнялся напрямую. Это все равно, что иностранца запустить и дать ему законодательные полномочия решать здесь на территории Казахстана, что нужно делать, а что нет. Ученые и ряд экспертов высказывались против. Однако представители парламента высказались так: если мы подписали договор, то мы его ратифицировали. Для нас эти решения приняли обязательную силу, потому что мы тогда уже проголосовали за их правильность.
К тому же Нурсултан Назарбаев сам настаивал на том, чтобы создать Таможенный союз. Это была его инициатива, он инициировал создание Таможенного союза, который был поддержан и Россией, и Белоруссией. И тогда вовсе непонятно, почему правительство не исполняет волю своего президента.
Конституционным советом это было воспринято позитивно, и он постановил: решения Комиссии Таможенного союза должны исполняться напрямую, за исключением тех случаев, когда они касаются непосредственно конституционных прав граждан. Вот тогда они будут рассматриваться через национальные органы, исполняться только решениями национальных органов.
Что такое конституционные права граждан? Это право на жизнь, это право на жилье, это право на собственность и так далее. Комиссия в настоящее время наделена рядом функций. Это исполнение решений высшего органа, осуществление мониторинга, разработка при участии Правительства рекомендаций высшего органа. И самое важное, что Комиссия разрешает споры до суда. То есть она может рассмотреть и урегулировать споры до суда (это очень интересная функция!). Также она осуществляет иные функции, в том числе функции депозитария. Ряд функций дополнительно Комиссии будет передаваться на основании международных договоров.
Решением МежГосСовета Комиссии переданы функции по тарифному и нетарифному урегулированиям. В настоящий момент с 27 ноября 2009 г. Комиссия осуществляет таможенное тарифное и нетарифное регулирование. Решения исполняются напрямую и вступают в силу, как это записано в статье 8 договора Таможенного союза, не ранее, чем через месяц со дня их официального опубликования. Я знаю, что эта неточная формулировка. Что такое «через месяц со дня официального опубликования решений»? Пошла практика общения с бизнесом, стали возникать вопросы. У нас сейчас на сайте будет вывешено разъяснение Комиссии Таможенного союза: будем считать по общему принципу - так же, как вступление в силу указов президента, актов президента, правительства, - то есть на следующий день, после их первого опубликования. И месяц будем считать 30 календарных дней. Это более четко, а не 28 дней, 30, 31 - эти и другие небольшие ошибки, конечно, могут быть проблемными.
И ко всему прочему, МежГосСовет дал разъяснение, что же собой представляют решения Комиссии. Я не буду упражняться в сленге, я просто вам зачитаю тут небольшой пункт:
«Решения Комиссии Таможенного союза, носящие обязательный характер в соответствии с Договором, подлежат непосредственному применению в государствах-участниках Таможенного союза, имеют юридическую силу актов, издаваемых теми государственными органами и должностными лицами государств-участников Таможенного союза, к компетенции которых отнесено регулирование и соответствующих правоотношений на момент передачи комиссии, и соответствующих полномочий». То есть, раньше вопрос регулировало какое-то министерство. Если переданы эти полномочия Комиссии, то эти полномочия действуют напрямую.
Наши источники опубликования - официальный сайт www.tsous.ru. Это электронные СМИ Комиссии Таможенного союза. Печатное издание – это «Вестник Таможенного союза». В настоящий момент оба источника получили регистрацию в Российской Федерации, как официальные источники СМИ, с правом опубликования их в зарубежных странах. Почему tsouz.ru и «Вестник…» зарегистрированы в России, а не в других странах-участницах? Потому что местом пребывания комиссии Таможенного союза является город Москва. Кстати, мы новое здание получили, можете нас поздравить. Смоленский бульвар, дом 5/3.
Еще: сейчас для того, чтобы Суд мог реализовывать свою компетенцию, мы разрабатываем новый статус суда. Это пока проект, который, будем надеяться, будет принят на МежГосСовете летом, в июле текущего года, но он тоже подлежит ратификации. К сожалению, туда не войдет «право обжалования действий органов Таможенного союза хозяйствующих субъектов». Работать-то, конечно, Комиссия будет непосредственно уже для хозяйствующих субъектов, но такого права пока нет. Это объясняется тем, что у нас разные подходы к нашим экономикам.
Белоруссия и Казахстан ещё не готовы к такому открытому общению непосредственно с хозяйствующими субъектами. Вот для этого российские эксперты разработали очень интересный проект – создан Экспертный совет в рамках Таможенного союза. Вот туда-то хозяйствующие субъекты вправе обратиться. Положение об Экспертном совете было принято 27 ноября 2009г. Он тоже «висит» на нашем сайте, можете там взять все документы. В положении хозяйствующим субъектам дается право обратиться с обжалованием решений Комиссии Таможенного союза. Состоит этот Экспертный совет из представителей экспертов от трех государств. Будут собираться согласительные комиссии по 3 человека. Таким образом, если вы захотите обжаловать какое-то решение Комиссии Таможенного союза, то в этом положении заложена форма обращения заявления в секретариат Комиссии Таможенного союза, и секретариат будет обеспечивать деятельность этого Экспертного совета. В течение 10 дней вы получите ответ, принято ваше заявление или отклонено. А в течение двух месяцев, если заявление будет принято, согласительная комиссия примет решение, рекомендацию - либо изменить свое решение, если заявление гражданина является обоснованным, либо оставить его без изменения.
Вот такие у нас структуры. Что такое секретариат Комиссии Таможенного союза? Это ее рабочий аппарат. Есть ООН – и при ней тоже существует секретариат, который является аппаратом Организации Объединенных Наций. Это не сама по себе международная организация. Юридическим лицом у нас является Комиссия Таможенного союза и непосредственно с ней можно заключать договоры. Сегодня в секретариате уже создан ряд подразделений. Это административный, правовой департамент, департамент таможенного администрирования, тарифного, не тарифного регулирования, таможенной политики. Будет еще создан центр таможенной статистики.
Что касается вопросов информационного обеспечения. Конечно, хотелось бы дойти до того уровня, как в Европе, «в одно окно» - чтобы информация проходила через одно окно и там же говорилось и о лицензии, и о пошлине, и о растаможке, и так далее. Работа в этом направлении идет. Очень хочется сделать так, чтобы это было удобно. Желание такое есть, но надо понимать, что это очень сложно. Государства, к сожалению, изъявив волю работать в Таможенном союзе, еще не всегда готовы действительно впустить в свою территорию: стать настолько открытыми, чтобы впустить и отдать полномочия Комиссии Таможенного союза. Но переговоры ведутся, будем надеяться, что мы достигнем здесь успеха.
Что касается защиты интеллектуальной собственности – то это следующий этап, он будет достигнут где-то в течение этого 2010 года. Создана рабочая группа. Предложения ваши с удовольствием будут рассмотрены. Вы знаете теперь наш адрес, предложения оперативно можете направлять на Смоленский бульвар. И это необходимо, чтобы не были мы оторваны от практики.