Основной документ Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана не полностью соответствует международным нормам.
Специальная рабочая группа завершает подготовку к ратификации в России, Белоруссии и Казахстане Таможенного кодекса Таможенного союза этих трех государств.
По информации экспертов, привлекавшихся к обеспечению работы спецгруппы, подготовлено более ста поправок. И некоторые из них вызывают у специалистов опасение. По их мнению, они не улучшают положение бизнеса и противоречат самой идее снятия административных барьеров в виде таможенных границ между нашими странами.
Свои замечания «РГ» высказал один из разработчиков действующего Таможенного кодекса РФ, заслуженный юрист России Сергей Истомин.
«Большинство из представленных поправок направлены на дальнейшую отсылку к национальному законодательству стран - участниц Таможенного союза, - пояснил эксперт. - И в конечном итоге ведут к размыванию идеологии единого таможенного регулирования. Но на территории Таможенного союза не может быть таможенного регулирования для каждого государства-участника отдельно, оно должно быть единым. Напомню, что по этому вопросу в декабре 2008 года принято специальное решение Интеграционного комитета ЕврАзЭС.
Сложившаяся ситуация объясняется еще и тем, что таможенники стремятся сохранить свои чрезмерные властные функции, мотивируя это вопросами безопасности и эффективностью таможенного контроля. Определенный в союзном кодексе предмет регулирования резко разнится с Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Конвенция Киото). В ней идет речь о регулировании отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу. Ни о каких властных отношениях между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения товарами, в Конвенции нет даже упоминания. Ее идеология строится на взаимодействии с бизнесом и ставит своей главной задачей содействие торговле.
Если исходить из положений Конвенции Киото, то таможенное регулирование в Таможенном союзе - это установление единых правил совершения таможенных операций лицами и таможенными органами при перемещении товаров, их перевозке, временном хранении и очистке, а также правил применения к товарам таможенных процедур и проведения таможенного контроля. Простая и понятная для всех правовая норма! При этом необходимо особо подчеркнуть, что в тексте Таможенного кодекса Таможенного союза не содержится и не используется такое определение, как «очистка товара». И тем самым остается неведомым для его норм главный институт упрощения и гармонизации таможенных процедур, содержащийся в Конвенции Киото.
Отсюда и начинаются в кодексе многочисленные «таможенные» ухищрения и разного рода отсылки на национальное законодательство и последующие лукавые «неясности» для таможенных чинов, какие нормы будут регулироваться союзным Таможенным кодексом, а какие - национальными законами. Если бы в кодексе содержалась норма о том, что таможенное регулирование в Таможенном союзе находится в ведении Комиссии таможенного союза, что очевидно в связи с закрепленным за ней ведением таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, тогда удалось бы избежать многочисленных отсылок на национальное законодательство государств - участников Таможенного союза.
Необходимо также обратить внимание на то, что некоторые нормы Таможенного кодекса, например «декларация на груз», «декларация на товары», «проверка декларации на товары», «проверка товара», пока далеки от положений Конвенции Киото. А определение ряда терминов – «выпуск товаров», «свободная таможенная зона», «таможенная декларация», «таможенный контроль» - не в полной мере соответствуют содержанию аналогичных определений, используемых конвенцией.
Еще несколько замечаний. Так, статья 196 Таможенного кодекса устанавливает срок выпуска товаров - 2 рабочих дня. При этом он может быть увеличен до 10 рабочих дней на основании решения начальника таможенного органа страны, выпускающего товар. Однако в кодексе не приведены основания для принятия такого решения - все отдано на откуп таможни.
А в статье 9 порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц таможенных органов отнесен к сфере регулирования национального законодательства. Представляется, что соответствующие нормы целесообразно включить в текст кодекса в виде отдельной главы, которую необходимо разработать на основе Генерального приложения Конвенции Киото. И, наконец, Таможенным кодексом предусмотрено установление упрощенных таможенных процедур исключительно для лиц, которые могут внести финансовую гарантию в сумме не менее миллиона евро. Понятно, что она «неподъемна» для малого и среднего бизнеса.
Можно говорить и о других недостатках. Мною приведены лишь самые показательные просчеты. Надеюсь, они известны членам специальной группы и они примут соответствующие решения».
http://www.rg.ru/2010/02/25/tamozh.html