На вопросы нашего корреспондента Марии Голобоковой отвечает руководитель и совладелец компании ЗАО «Смарт Лоджистик Групп» Владимир Елин.
1. Владимир Александрович, 9 марта СВХ ЗАО «Смарт Лоджистик Групп» (SLG) произвел таможенное оформление и выпуск электронной грузовой таможенной декларации (ЭГТД) с применением технологии «удаленного выпуска». Расскажите, пожалуйста, в чем особенности данной процедуры.
- Сначала немного истории об электронном декларировании (ЭД). В России первая электронная декларация была оформлена в ноябре 2002 г. на таможенном посту «Каширский» Московской южной таможни ЦТУ. Спустя два года, в июле 2004 г., в Москве на «Чертановском» посту начала действовать автоматизированная система ЭД. Активное развитие электронное декларирование получило лишь в 2009 г. после внедрения схемы ЭД-2 (позволяет передавать данные через Интернет) и выхода в свет программы для электронного декларирования «ГТД-PRO» от компании «Альта-Софт». И, наконец, 9 марта 2010 г. в Московской области на территории производственно-логистического комплекса «Северное Домодедово» компании «SLG» и «Онтэкс.Ру» с помощью информационного оператора «Альта-Софт» произвели таможенное оформление товара с применением технологии «удаленного выпуска» (УВ). Оформление осуществлялось по сети Интернет сотрудниками Каширского таможенного поста (ТП) Ногинской таможни и Заднепровского ТП Смоленской таможни. На всю процедуру – от момента пересечения государственной границы до выпуска товарной партии в свободное обращение – ушло всего 33 минуты.
При передачи данных по технологии удаленного выпуска товар фактически не уходит за пределы таможенно-логистического терминала, который находится на границе. В результате взаимодействия таможенного органа, который является местом назначения товарной партии, и приграничной таможни производится полный цикл таможенного оформления товара и его выпуск в свободное обращение.
2. Каковы, на Ваш взгляд, перспективы развития процедуры удаленного выпуска, насколько популярна будет данная технология в ближайшее время, и кто ее основные потребители?
- Удаленный выпуск – это квинтэссенция электронного декларирования и мечта Федеральной таможенной службы, Правительства России, Министерства транспорта РФ. В «Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации» основной упор делается на применение современных технологий в таможенной логистике. В соответствии с этим появляются новые методы работы с импортными грузами – удаленный визуальный и аппаратный досмотр, удаленный выпуск, и т.д. С моей точки зрения, процедура УВ станет более популярной по мере совершенствования данной технологии и внедрения её для сложных групп товаров, например, скоропортящиеся продукты, фармацевтические компоненты. Круг потребителей процедуры удаленного выпуска товара, поступающего по импорту, достаточно велик. Это – участники ВЭД и внешнеторговые объединения, которые поставляют до 80% всего импорта в Россию и находятся на территории нашей необъятной страны – от крупных мегаполисов до провинциальных городов и поселков. Данная технология коренным образом меняет отношение к таможенной очистке и к постоянному присутствию участников ВЭД в гуще событий, ранее сопровождавших этот непростой процесс.
3. Какие подразделения таможенной службы на сегодняшний день готовы осуществлять удаленное таможенное оформление?
- Данный эксперимент проводится на всей территории Российской Федерации. В соответствии с приложением №1 к Приказу ФТС России от 17 ноября 2008 г. № 1430 удаленное таможенное оформление будут осуществлять 60 приграничных таможен. В ближайшее время Каширский пост Ногинской таможни планирует отрабатывать УВ на Смоленской, Брянской и Выборгской таможнях, которые пропускают большую часть импортных поставок из Европы в Россию. Многие из приграничных таможен начали свое оснащение и модернизацию электронного оборудования и программного обеспечения еще с ноября 2008 года, когда вышел Приказ ФТС РФ № 1430. В настоящее время они отрабатывают процедуры и методики удаленного выпуска, а программы, обеспечивающие данный процесс, корректируются и совершенствуются.
4. Владимир Александрович, известно, что компания «SLG» является ведущим логистическим оператором. Как и когда Вам пришла идея создать логистическую компанию, почему Вы выбрали именно эту нишу?
- Для ответа на этот вопрос мне придется окунуться в историю не только логистики, но и предпринимательского движения в целом. В 1988 году, после защиты кандидатской диссертации в МВТУ им. Н.Э.Баумана, и, как раз, в период бурного расцвета кооперативного движения, передо мной остро встал вопрос: что делать дальше?! Наука мне казалась тогда делом не слишком динамичным и очень скрупулезным, поэтому, как человек активный, я быстро влился в кооперативное движение. Сначала я организовал кооператив, затем поработал в немецко-австрийском совместном предприятии, и, набравшись опыта, в конце концов, создал свою фирму «ЭЛИС». И вот однажды, работая в собственной компании, я получил заказ от клиента: выполнить внешнеторговую операцию «под ключ» – с доставкой до дверей заказчика импортного, растаможенного груза в кротчайший срок. Было это весной 1993 года. Не буду пересказывать детали этого удивительного процесса, но, в итоге, с большими проблемами и убытком для себя мы сделали это! Позже, разбирая с партнером тот захватывающий и рискованный процесс, мы пришли к неожиданному для себя выводу – а не заняться ли нам услугами по перевозке, таможенной очистке и хранению товара под заказ!? И опять, как на удачу, в 1993 году разрешили создавать СВХ частным фирмам. Вот тогда и родилась наша первая компания «ВВВ». Слово «логистика» тогда применялось лишь в военном академическом, а не в предпринимательском лексиконе. Поэтому, мы просто выполняли услуги по перевозке, таможенной очистке и хранению как на СВХ, так и на складе ответственного хранения. Лишь по истечении двух лет, в марте 1995 года, со значительным опытом работы в сфере логистики совместно с партнерами Владимиром Афанасенко и Сергеем Лазаревым мы создали Корпорацию «ЕМСТС», которая оказывала уже профессиональные логистические услуги на собственных складах класса «Б». Кстати, первыми клиентами Корпорации стали мировые производители, такие как «Филипп Моррис», «Бритиш Американ Тобакко», «Макдональдс». Выбрали мы эту нишу потому, что в тот период начинающая логистика в России была высокодоходной, интересной, быстроразвивающейся отраслью. В начале 2007 года мы с партнером Владимиром Афанасенко основали компанию «Смарт Лоджистик Групп» и перешли, как говорят в спорте, в высшую лигу, то есть начали работать со складами класса «А», обеспечивая на них логистический сервис самого высокого уровня. Результат нашей кропотливой работы был оценен по достоинству – на всероссийских конкурсах «Логистический оператор России» в 2007 и 2008 гг. «SLG» стала лучшим региональным центром распределения.
5. В этом году исполняется 12 лет со дня основания Вашего интернет-проекта «Виртуальная таможня». Расскажите, пожалуйста, как все начиналось.
- Однажды я решил посмотреть, что же в Интернете пишут о таможне, какие новости и документы по таможенному законодательству там можно найти. В тот период у нас работал таможенный пост на СВХ «Первый терминал», и, естественно, были вопросы по таможенному законодательству и его применению в реальной жизни. Поиски в этой достаточно специфической и глубоко профессиональной сфере не дали искомых результатов. Вот и родилась мысль сначала собрать разрозненные обломки информации, присутствующие в Интернете, и систематизировать их на единой основе – на сайте (в те времена это звучало модно). Первое, с чего пришлось начать, – так меня учили в аспирантуре МВТУ им. Н.Э.Баумана, – с четкой постановки задачи. То есть, сделать сайт с системным изложением новостной, законодательной, справочной и обучающей базы. И вот, за 12-тилетний период группа наших единомышленников, дизайнеров, программистов, аналитиков и специалистов таможенного права развили идею ресурса до полноценного интернет-портала. В 2002 году «Виртуальная таможня» стала лицензированным интернет-СМИ (свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-6385 от 15 июля 2002 г.).
Основная концепция портала заключается в аккумулировании оперативных новостей и событий, так или иначе относящихся к внешнеэкономической деятельности и таможне РФ и Таможенного Союза. К настоящему моменту на сайте скопилось более 15000 нормативных документов Таможенного Союза, ФТС (ГТК), ЦТУ, Правительства Российской Федерации и 30 000 новостных и аналитических статей, 8 новостных лент, причем, публикации осуществляются с 6:15 до 20:00 мск. Весь доступ к сервисам бесплатный.
Кроме того, на сайте широко представлена справочная информация, которая в определенный момент времени бывает просто необходима. Есть сведения для юридических лиц и участников ВЭД – список перевозчиков, перевозчиков-штрафников, складов временного хранения, таможенных складов, пунктов пропуска через государственную границу РФ, справочник ТН ВЭД и пояснения к нему. В тесном сотрудничестве со специалистами компании «Альта-Софт» нами запущен онлайн-сервис для предварительного расчета импортных пошлин и налогов, посредством которого можно узнать сумму причитающихся к уплате таможенных пошлин, проверить необходимость проведения сертификационных испытаний ввозимого товара и многие другие аспекты тарифного и нетарифного контроля. Полученные данные на момент запроса всегда будут в актуальном состоянии. И все это – не отходя от своего компьютера или мобильного телефона, подключенного к интернету.
Нужную информацию на сайте найдут не только представители коммерческих и государственных организаций, но и частные лица. Разъяснения о пересечении границы на разных видах транспорта, о ввозе товаров для собственных нужд, причитающихся к уплате сумм совокупного таможенного платежа, аспекты по таможенной очистке автомобилей – все это можно найти на страницах портала. Материалы подкреплены ссылками на нормативные документы и разъяснениями высококлассных, практикующих специалистов.
Ответственный подход к развитию портала, широкий охват освещаемых вопросов, уважение посетителей и целевой аудитории – все это позволяет сайту «Виртуальная таможня» вот уже второе десятилетие удерживаться на первых местах в рейтингах поисковых систем и быть «справочником с ближней полки» для многих пользователей интернета.
6. Владимир Александрович, поделитесь своими планами на будущее. Чем еще в ближайшее время порадуют своих клиентов «SLG» и «Виртуальная таможня»?
- Российская логистика, наконец, выходит из кризиса. Мы это видим, как по притоку клиентов на услуги ответственного хранения, так и по повышенной активности новых арендаторов складских и офисных помещений. Весна 2010 года вселяет надежду, что период застоя в логистике преодолён, а рост после кризиса может быть просто стремительным. В этой связи мы как универсальный холдинг, работающий в сфере девелопмента – управления и сдачи в аренду складов и офисов класса «А», так и 3PL оператор, готовимся к этому всплеску клиентской активности. В части складской аренды мы изменили финансовую политику и предлагаем ставки, что называется, на все вкусы. Эта политика должна взбодрить рынок складской аренды Московского региона и подстегнуть потенциальных арендаторов не проспать своё весеннее счастье! В отношении операционной логистики, «Смарт Лоджистик Групп» планирует предложить рынку новый пакет услуг по хранению и обработке лицензированной продукции, например, фармацевтических и химических товаров.
Теперь пару слов о «Виртуальной таможне». В самое ближайшее время мы планируем переформатировать интернет-портал с учетом стремительно меняющейся единой таможенной территории. Не успели Президенты создать Таможенный союз, как появилась вероятность присоединения 4-го государства-участника – Украины. Есть так же несколько стран в ранге наблюдателей. Всё это заставляет расширять собственную информационную базу национальных таможенных законодательств стран СНГ и не забывать держать руку на пульсе стремительно формирующегося наднационального законодательства Таможенного Союза. В ближайшее время мы откроем специальный раздел «Комментарии к Таможенному кодексу Таможенного союза», несмотря на то, что на сегодняшний день последний полностью не сформирован и не утверждён. Мы предполагаем, что этот раздел станет информационной площадкой, на которой можно будет обсуждать различные аспекты и проблемы, возникающие при формировании в короткие сроки такого серьёзного конгломерата как Таможенный союз. Совместно с нашим партнером компанией «Альта-Софт» мы планируем через интернет-портал «Виртуальная таможня» запустить проект электронного декларирования по схеме ЭД-2. Ведь сайт в течение месяца посещает не менее 200 тыс. посетителей, преимущественно участников ВЭД, для удобства которых эта технология и была разработана. Есть ещё много идей, которые как пчелиный рой крутятся в головах наших специалистов и ждут момента своего воплощения.