Давайте выйдем из ларька
Как вы думаете, как часто обычный ларёчник выходит из ларька, чтобы узнать – как идут дела у соседей?
Правильно, не часто. Возможно, он так никогда и не узнает, что сосед разбогател, занявшись торговлей грушами другого сорта.
О чём это я? Да всё о том же. Не лишайте себя возможности разбогатеть. Хотя бы иногда выглядывайте за пределы торговли вашим ассортиментом.
Взгляд с большой высоты
Понятно, что невозможно объять необъятное. Невозможно в одной статье рассказать обо всех случаях роста спроса, возникшего «там», на товары, произведённые «тут». Именно поэтому, сначала хочу обратить внимание на общие данные о наиболее активных группах экспорта.
ТОР-10 АКТИВНЫХ ТОВАРНЫХ ГРУПП ИМПОРТА
№ | Товарная группа | Количество товаров активного спроса* |
---|---|---|
1 | Оборудование и механические устройства | 18 |
2 | Пластмассы и изделия из них | 17 |
3 | Древесина и изделия из неё | 13 |
4 | Электрические машины и оборудование | 13 |
5 | Изделия из черных металлов | 10 |
6 | Бумага и картон | 9 |
7 | Стекло и изделия из него | 9 |
8 | Чёрные металлы | 9 |
9 | Топливо минеральное, нефть и нефтепродукты | 8 |
10 | Рыба и ракообразные | 7 |
Кстати, ТОР-десятка на протяжении двух месяцев остаётся неизменной. В декабре в ней изменились лишь позиции отдельных групп.
От общего к частному, уникальному и поучительному
Группа «Оборудование и механические устройства» отличается, пожалуй, наибольшей разнородностью: здесь и силовые установки, насосы и компрессоры, и бывшая в употреблении дорожно-строительная техника, бытовые стиральные машины и неизменные углошлифовальные аппараты. Перечисление навело на мысль: названия товаров уместились в короткие две строки, а вот усилия, приложенные для роста экспорта, вряд ли измеряются малой величиной.
В группе пластмасс есть уникальный товар, темпы экспорта которого достигли абсолютного рекорда: коэффициент активности КА составил 8, 3. Если учесть, что денег на этом рынке водится просто немерено, то возникает чувство большого уважения к соотечественникам за такую стратегию экспортной торговли. Мы уже привыкли, что китайские товары рекой текут в наши края, тут же обратный случай – река полипропилена потекла в Китай. Ну а достаточно большие ручьи направились на Украину, Казахстан, Узбекистан и Турцию. Всё просто. Если поблизости сбыт отсутствует, его находят у соседей. Лишь бы товар не подкачал.
Обычно я не останавливаюсь на торговле продукцией «сэконд хэнд». Хочется найти примеры высоких инноваций и модернизаций. Но тут сделаю исключение. В конце концов, реализовать отработанный товар и заработать на нём приличные деньги намного интереснее, чем создать продукт новый, но не востребованный рынком. Пример такого «бэушного» продукта – налицо.
Продажи же налажены в братскую Монголию, в Китай и Казахстан. Оси поставляются как для дальнейшего использования, так и на переплавку. А почему бы и нет? Металла-то в колёсах много.
Часто наблюдая, как кривая графика буквально выкарабкивается из полного обвала, мне представляются компании, которые как будто на себе тянут эту кривую вверх, шаг за шагом выбираясь из кризиса. В результате они находят спрос и своими руками создают растущий рынок. Посмотрите на этот график – страна должна знать своих героев.
Металлические ворота, двери и коробки нашли своё место в большом количестве строительных сооружений Казахстана, Украины и Азербайджана. Несколько десятков экспортёров направились осваивать Ближнее зарубежье, но лучше всех это получилось у саратовского ООО «ТОРЭКС» и подмосковного ООО «Дорхан групп».
Поговорим о продуктовом экспорте. Торговля рыбой – тема традиционная и очевидная. Что же не очевидно? Успехи наших кондитеров по созданию сладкой жизни там, где и так всё «в шоколаде». Во времена всеобщего кризиса поднимать эмоциональный тон с помощью сладостей, в том числе и у жителей Германии, Израиля, США и Канады, – как вам задачка? С ней справляются несколько десятков наших производителей шоколадных конфет, желе, фруктовой пасты, сандвичей и особенно тульских пряников. И пусть объёмы торговли пряниками не соизмеримы с какой-нибудь химией или древесиной и исчисляются пока десятками сотен тысяч долларов, но пример этот – хорошая школа нахождения настоящего ценного конечного продукта.
Какой же хороший у нас сосед – Казахстан. Как возрастает любовь его жителей к глазированным твороженным сыркам! Конечно, любовь такая возникла благодаря стараниям десятка наших предприятий. Но возникла же!
Взоры наших сограждан чаще всего направлены на косметическую продукцию западных брендов. За рубежом же, особенно в Польше, растёт спрос на косметику из России. Миллионными долларовыми объёмами радуют экспортные поставки губной помады, косметических карандашей, зубной пасты и средств для бритья. Среди инородных названий типа Орифлэйм, Фаберлик, Ориаль и Эйвон гордо звучит отечественный бренд «Концерн Калина», занимающий уже 27% экспортного рынка средств для макияжа губ и 25% экспорта средств для бритья. Ну а по продаже средств для гигиены полости рта свердловское предприятие уже стало небожителем со своими 74% рынка.
Среди устойчиво растущих рынков резиновых изделий впервые появилась позиция «шины и покрышки (код ТН ВЭД 4011690000). Посмотрим, что будет дальше.
Среди экспорта электротехнических товаров хочу выделить продукцию, отличившуюся годовым ростом продаж на 33%, что уже превысило 4 млн. долларов. К сожалению, достаточно редко встречаются рынки, на которых наблюдается активность сразу многих региональных бизнесов, самостоятельно и успешно выстраивающих свою экспортную стратегию. Экспорт тяговых электродвигателей – один из таких примеров. Обратите внимание, когда имеет место здоровая конкуренция, тогда и имеется растущий спрос и растущий сбыт. Даже в кризис и даже за рубежом.
И ещё об одном рынке хотелось бы отметить в этот раз. Экспорт электрических мясорубок, кухонных комбайнов, соковыжималок и миксеров вырос в 2009 году, на минуточку, на 238%. И пусть это даже экспорт в СНГовские Казахстан и Украину. Но ведь и эти страны не слишком разбогатели в прошлом году. Кто ищет – тот всегда найдёт. Эта фраза справедлива сегодня в отношении отличившихся бизнесов из глубинки – удмуртского концерна АКСИОН и АПЗ РОТОР из Алтайского края.
Иногда полезно заходить и во двор
Конечно, развивать бизнес около своего дома гораздо удобнее, чем ехать торговать в соседний город. Поэтому некоторым экспортёрам, старательно удовлетворяющим возросший спрос за рубежом, полезно узнать и о росте внутреннего спроса. Рекомендую им сейчас не растеряться и вовремя потеснить импорт у себя дома. Можно ли поконкретнее? Пожалуйста.
У нас в стране есть два региона – Московская и Калининградская области, на сборочных телевизионных предприятиях которых эти блоки питания очень как необходимы. Родом они в основном из Китая. Как-то раз я беседовала с производителем детских колясок, который сказал: «..нам китайцев уже никогда не догнать, поэтому мы и закрываемся». Всегда ли так происходит, не знаю. Надеюсь, что нет.
- Производителям клеёной фанеры рекомендую обратить внимание на рост импорта слоистой продукции толщиной от 1мм до 6 мм. Последние пять месяцев рынок растёт быстрыми темпами и приближается к 3 млн. долларов в квартал;
- Непонятно с какого перепугу российские производители древесной щепы из лиственных пород начали допускать рост импорта, ведь щепа – одна из основных позиций успешного внутреннего производства и экспорта. Объёмы, конечно, несоизмеримы, но и сотни тысяч долларов в месяц – тоже деньги;
- Растущий в течение всего года импорт ферментных препаратов (код ТН ВЭД 3507909000) в 4-м квартале уже в 17 раз превзошел также растущий экспорт. Ввозом импортных препаратов занимаются более 70 компаний. И все они были бы очень рады приобретать продукцию местного производства, если она, конечно, удовлетворит их по качеству. Может быть, подумать над этим? 20 млн. долларов в квартал, как-никак.
Подошли к выводам
А нужны ли они? Уж слишком очевидны. В сложной ситуации не тушуйся: если твой рынок схлопнулся, посмотри подальше – там могут быть те, кому твой товар нужен; посмотри пошире – возможно, нужно всего-то немного изменить ассортимент и так значительно увеличить сбыт. Чтобы ваши взгляды не затянулись надолго или не ушли в сторону, воспользуйтесь маркетинговыми инструментами плюс точными данными. Сегодня время больших перемен – самое время для переосмысливания стратегий.
Скорректируйте свою внешнеторговую стратегию с помощью рейтинга товаров устойчивого спроса «ТОР-200. Растущие рынки экспорта и импорта».
Мы ПЕРВЫМИ обнаруживаем спрос и раскрываем его секреты.
Вы ПЕРВЫМИ воспользуетесь ими!
Детальный анализ импорта и экспорта любого товара Вы можете получить в компании ВладВнешСервис.
Удачных вам стратегических решений!
ТОР-10 точек роста импорта
№ | Код ТНВЭД | Название товара | Коэффициент активности, КА |
---|---|---|---|
1 | 8607191801 | Оси железнодорожных транспортных средств в собранном или разобранном виде, включая части; прочие колеса и их части бывшие в употреблении | 8, 3 |
2 | 4401220000 | Щепа или стружка древесная из лиственных пород | 7, 9 |
3 | 0306131000 | Креветки и пильчатые креветки семейства рandalidae, мороженые | 7, 8 |
4 | 6914909000 | По коду керамические изделия из прочей керамики | 7, 8 |
5 | 3902100000 | Полипропилен | 7, 7 |
6 | 2825100000 | Гидразин и гидроксиламин и их неорганические соли | 7, 6 |
7 | 2523100000 | Клинкеры цементные | 7, 5 |
8 | 4823701000 | Подносы и коробки для упаковки яиц, литые | 7, 5 |
9 | 7013221000 | Сосуды на ножке для питья, кроме изготовленных из стеклокерамики, из свинцового хрусталя, ручного набора | 7, 5 |
10 | 8467295100 | Аппараты углошлифовальные | 7, 5 |
ИАК ВладВнешСервис - лидер российского рынка информационных услуг с опытом работы свыше 11 лет. Компания предоставляет широкий спектр информационно-аналитических услуг: таможенная статистика и аналитика товарных рынков России, статистический анализ импорта и экспорта России, Украины, Казахстана; анализ производства и железнодорожных грузоперевозок России; маркетинговые исследования отраслевых рынков; оnline-доступ к статистическим данным РФ. Услугами компании пользуются более 200 успешных предприятий России и мира.