Таможенный Союз (ТС) в составе России, Казахстана и Беларуси – это уже реальность, что бы там не говорили злопыхатели. Обратной дороги к реинтеграции этого по истине эпохального объединения практически нет. Таможенному союзу в рамках СНГ предшествовал предварительный, достаточно долгий процесс согласований и объединений. Так в январе 1995 г. президенты России, Казахстана и Белоруссии подписали Соглашение о создании Таможенного союза, а уже летом того же года были сняты таможенные посты на границе Белоруссии и России, так же был введен упрощенный порядок таможенного контроля на границе России и Казахстана. Далее в 1996 г. к Соглашению присоединилась Киргизия, а в 1999 г. и Таджикистан. В тот отдаленный период из-за разногласий по таможенным тарифам не удалось довести дело до конца и создать Таможенный Союз, и в 1998 г. Киргизия самостоятельно вступила в ВТО. Как результат неопределенностей и противоположных мнений, первый ТС не состоялся ни де-юре, ни де-факто. Позже, в период с 2000 по 2006 гг., участники первого ТС объединились в Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭс), а к ним примкнули в статусе наблюдателей Армения, Украина и Молдавия. Перед ЕврАзЭс стояли задачи: сформировать зоны свободной торговли, создать единое финансовое, энергетическое и транспортное пространство. А к концу 2008 г. предполагался переход на единую евразийскую валюту. К сожалению, опять не получилось. Иначе бы совсем в другом, в более устойчивом состоянии, мы встретили бы мировой финансовый кризис 2008-2009 гг. В середине 2006 г. Межгосударственный совет принимает решение о создании Таможенного союза в составе России, Казахстана и Белоруссии. В начале 2008 г. в рамках ТС подписано несколько соглашений. В июле 2009 г., благодаря активности премьер-министров России, Казахстана и Белоруссии, было принято решение ускорить процесс создания Таможенного союза. 27 ноября 2009 г. президенты трех стран-участниц ТС подписали соглашение о едином таможенном тарифе и общем Таможенном кодексе. И 1 января 2010 г. Таможенный союза приступил к работе.
Хватит истории, теперь рассмотрим влияние этого объединения на региональное развитие различных логистических бизнес-процессов. Да, действительно потоки внешнеэкономических грузов изменят свои траектории движения. Что-то будет двигаться по старым, проверенным маршрутам через таможенные границы стран-участниц ТС, какие-то поставки, с точки зрения логистики, потекут кратчайшим путем к потребителю по новым, неизведанным маршрутам. Товарные поставки во всем мире идут по кратчайшему пути с минимальным количеством перевалок и остановок. А новый, более либеральный Таможенный кодекс ТС поспособствует этому порядку вещей в рамках ТС.
В результате образования Таможенного союза для участников ВЭД открываются новые возможности. Во-первых, возникнет реальная конкуренция среди сотрудников таможенных служб государств ТС за более корректное, быстрое и комфортное оформление импортных и экспортных товаров. Вследствие чего активнее будут внедряться новые технологии, которые во всю уже используются в развитых государствах при таможенном оформлении. Итогом этого объединительного процесса, через какое-то время, должно стать внедрение отработанной технологии электронного декларирования через Интернет. В России этой технологией активно занимаются компания «Альта-Софт» и ЗАО «Смарт Лоджистик Групп». И тогда участнику ВЭД будет не важно, через какую границу осуществлять таможенную очистку импортного товара. В идеале это должно происходить удаленным способом из офиса участника ВЭД без непосредственного контакта с таможенными органами Таможенного союза
Во-вторых, увеличится конкуренция между поставщиками. Конкуренция в торговле – это всегда понижение цены для покупателя. Есть надежда, что качество поставляемого товара так же возрастет.
В-третьих, увеличится миграция квалифицированной рабочей силы в рамках ТС. Хорошие специалисты никогда не мешали ни одной экономике мира. И кстати, на стыке этих миграционных потоков, как раз и будет образовываться дополнительный рост ВВП всех трех участников Таможенного союза.
В-четвертых, за счет дополнительных, конкурентных, а значит, более дешевых товарных потоков увеличится загрузка логистических парков и терминальных комплексов во многих крупных городах России. Появятся дополнительные рабочие места.