С нового года вступило в силу соглашение о создании единого таможенного пространства России, Белоруссии и Казахстана. Окажется ли оно действенным? Это зависит от того, насколько хорошо усвоены уроки прошлого.
Первый Таможенный союз был образован еще в середине 1990-х. 6 января 1995 г. об этом договорились Белоруссия и Россия. Через 14 дней к нему присоединился Казахстан, а в марте 1996 г. – Киргизия. И хотя все участники осознавали необходимость интеграции, этот Таможенный союз так и не заработал в полную силу. В чем же заключались ошибки, не позволившие эффективно им управлять?
Напомним, что под Таможенным союзом понимается единая таможенная территория, в пределах которой товары, произведенные или выпущенные в свободное обращение в одной из стран-участниц, автоматически входят в свободное обращение на всей территории союза.
В прошлом десятилетии такого уровня интеграции удалось достичь лишь России и Белоруссии. Своеобразной кульминацией их взаимоотношений стали указ президента России № 525 от 25 мая 1995 г. и постановление российского правительства № 583 от 23 июня 1995 г., отменявшие таможенный контроль для товаров, ввезенных или произведенных на территории Белоруссии. После этого начался процесс упразднения пунктов пропуска на российско-белорусской границе. Многие, наверное, еще помнят бравурные телерепортажи о перспективах интеграции двух братских народов.
Однако союзное государство сразу же столкнулось с массой проблем. По данным Государственного таможенного комитета (ГТК) России, в 1995-1997 гг. существовали значительные расхождения в размере импортных пошлин двух стран. В марте 1997 г. ставки ввозных пошлин на товары были в пяти случаях выше в Белоруссии и в 17 случаях – в России. Российские акцизные ставки в 72 случаях превышали белорусские. Это делало таможенное оформление импортных товаров в Белоруссии намного более выгодным. По оценке ГТК, из-за различий в ставках в 1997 г. российский бюджет потерял $80 млн.
Страны-участницы нового Таможенного союза учли этот опыт и утвердили единый таможенный тариф. Следовательно, бюджетных потерь из-за разницы в ставках таможенных пошлин быть не должно. Но не надо забывать, что к таможенным платежам, уплачиваемым при ввозе товаров, относятся еще налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизные платежи. Разница в размере ставок этих налогов существует и, очевидно, может быть причиной потенциальных потерь для бюджета того или иного участника союза. Например, ставка акциза на один литр натурального вина в России равна 2, 9 рубля, а в Казахстане – 35 тенге (6, 84 рубля). Ставка НДС для большинства импортных товаров в Казахстане составляет 12%, в России и Белоруссии – 18%. Но есть и исключения: например, в Белоруссии в отношении сахара белого применяется ставка НДС 24%.
Еще одним источником бюджетных потерь раньше служила недопоставка товаров из третьих стран, следующих через территорию Белоруссии и России транзитом. По оценкам ГТК, из-за ненадлежащего контроля со стороны белорусских таможенников сумма таможенных платежей по транзитным товарам, подлежащих уплате в российский бюджет, в 1997 г. составляла 1, 2 трлн неденоминированных рублей в квартал. Контроль за перемещением транзитных товаров крайне актуален и теперь в свете создания нового Таможенного союза.
В силу этих и других обстоятельств за полтора года, прошедших с момента отмены таможенного контроля между Россией и Белоруссией, общая сумма таможенных платежей, не поступивших в российский бюджет, составила более 5, 5 трлн неденоминированных рублей (около $1 млрд).
Хотя существование Таможенного союза между двумя странами основывалось на том принципе, что границы между его участниками должны быть условными, сложившаяся в 1990-х годах ситуация диктовала необходимость принятия дополнительных мер защиты. С незаконным ввозом товаров из Белоруссии в Россию в известной мере удавалось бороться только с помощью оперативно-разыскных мероприятий на дорогах приграничных областей России. Для контроля за товарами, перевозимыми автомобильным транспортом, Смоленской таможней были выставлены таможенные наряды. Но вряд ли эти меры можно признать эффективными. Нарастание спорных моментов и финансовых потерь привело в итоге к сворачиванию отношений между странами-участницами в этом важном деле.
Сегодня похоже, что страны-участницы союза пришли к компромиссу по самым важным вопросам. Так, с 1 января 2010 г. вступил в силу единый таможенный тариф, а с 1 июля 2010 г. – Таможенный кодекс (конечно, при условии его ратификации и выполнения внутригосударственных процедур). Но в любом случае необходимо еще детально проработать те вопросы, которые однажды уже повернули процесс интеграции вспять.