ТС в полном объеме успешно функционирует уже 2, 5 месяца. За это время произошло многое:
- сформировалась Единая таможенная территория (ЕТТ) с сохранением государственных границ стран-участниц ТС;
- дан серьезный импульс взаимной торговли - внутри ТС исчезли таможенные барьеры и дополнительные затраты на брокеров и оформление экспортных деклараций;
- увеличен до 4-х месяцев срок подачи деклараций (ранее он был 15 дней). Это дополнительная отсрочка для бизнеса, выходящего на новые рынки сбыта;
- сокращен нормативный срок выпуска товаров в свободное обращение;
- в рамках ТС для стран-участниц теперь не применяются меры нетарифного регулирования, такие как требования лицензий, разрешений, соблюдения квот к участникам ВЭД;
- на ЕТТ между странами-членами Таможенного союза можно беспошлинно перемещать, как товары собственного производства, так и иностранные товары, выпущенные в свободное обращение в одной из стран-участниц ТС, при наличии соответствующих документов.
Тем не менее, существует ряд проблем для бизнеса, которые возникли в результате хотя и планового, но достаточно быстрого объединения трех стран. Рассмотрим их.
- Согласно статистике российские таможенные органы требуют значительно больше документов от участников ВЭД, чем таможенники в других странах-участницах ТС. В России при импорте от предпринимателя требуют до 22 различных документов, а при экспорте (по данным Минэкономразвития РФ) до 30. В тоже время в Казахстане и Белоруссии инспектору необходимо предоставить всего от 4-х до 8-ми документов. Российская таможня делает все возможное, чтобы понизить этот объем документов в будущем до 14.
- При активном внедрении электронного декларирования в России, ряд ведомств, участвующих в обеспечении внешней торговли, пока не способны передавать сертификаты, свидетельства, разрешения и другие подтверждения в электронном виде на таможню. По информации ФТС РФ к работе с электронным оборотом документов готовы лишь 2 ведомства из необходимых 30 - Минздрав и Минэкономразвития РФ.
И все же, ситуацию с таможенным оформлением можно изменить коренным образом, в случае масштабного внедрения МАИС (межведомственная автоматизированная информационная система) в совокупности с внедрением 100% электронного декларирования участниками ВЭД. Что собственно и предлагает сделать Дмитрий Медведев в одном из своих поручений Правительству РФ. Не исключено, что с 1 января 2011 года все участники ВЭД России будут обязаны работать со 100% электронным декларированием. Успеют ли все министерства подготовиться к этому радикальному шагу - вопрос.
С момента формирования Единой таможенной территории в рамках Таможенного союза прошло всего 2.5 месяца. В июле и августе в стране традиционно идет спад внешнеэкономической деятельности. Тем не менее, самые осторожные предприниматели решили отсрочить свои поставки, для того что бы не застрять на таможне, по их мнению, по причине не до конца синхронизированных законов в ТС. А те, кто не мог приостановить импортные поставки через границы Таможенного союза, отметили следующее:
- основная проблема наших предпринимателей - недоверие со стороны таможни. Причем это подтверждается цифрами. В США таможенному досмотру подвергается всего 1-2 % импортных товаров, в Германии до 3% импортных товаров, в России 44% импортных товаров, правда по определенным группам риска;
- нет достаточного количества современных СВХ и ТС на базе Логистических парков и складских комплексов класса «А»;
- иногда некоторые сотрудники таможни прибегают к определению, а потом и корректировке таможенной стоимости для контрактной поставки на основании информации полученной с помощью Интернета, причем принимая во внимание розничные цены;
- есть трудности информационного плана.
При всем этом хотелось бы отметить своевременное принятие Комиссией таможенного союза Решения №335 «О проблемных вопросах, связанных с функционированием Единой таможенной территории, и практике реализации механизмов Таможенного союза», которое придало новый импульс таможенным органам по неукоснительному исполнению норм таможенного законодательства ТС.
Несмотря на первые трудности, Таможенный союз трех государств принес много положительного в бизнес-процессы не только предпринимателей, но в сами таможенные службы:
- во-первых, в российской таможне задумались о возможной конкуренции со стороны таможен-союзников. Ведь если на границах РФ будут задержки в таможенном оформлении, проблемы с избыточным объемом запрашиваемых документов, то есть возможность перейти на те же услуги в Белоруссию или в Казахстан, где ниже ставка НДС. Пока действует принцип резидентства, такой переход не возможен, но не исключено, что в ближайшем будущем вопрос о резидентстве будет снят;
- во-вторых, все грузы, пребывающие по импорту в одну из стран Таможенного союза, после таможенное оформление в стране-участнице ТС приобретают статус «товара таможенного союза» и одновременно право свободного обращения на всей территории ТС;
- в-третьих, физические лица абсолютно свободны в перемещениях внутри Таможенного союза;
- в-четвертых, обнулились таможенные пошлины на важное и инновационное оборудование, не производимое внутри Таможенного союза, при этом значительно сократилось нормативное время его оформления до 4-х часов.
Для бизнеса созданы следующие преимущества:
- сокращен период оформления ГТД с 3-х дней до 2-х дней;
- срок уплаты таможенных пошлин, налогов увеличен до 4-х месяцев, вместо 15 дней ранее;
- декларант имеет право внесения изменений в декларацию до и после выпуска товаров в свободное обращение. Раньше такого не было, а в случае даже ошибки в декларации заводили НТП - дело о нарушении таможенных правил;
- создан институт специального экономического оператора для обеспечения упрощенных режимов участникам ВЭД. Ранее аналогичным режимом обладали лишь единичные участники ВЭД;
- в перспективе участнику ВЭД предоставляется возможность осуществлять свою деятельность в любой точке государств-участников ТС;
- перевозка открывается от внешней границы ТС сразу до места получателя ТС, где бы он не находился;
- таможенные перевозчики имеют право перемещаться по всей территории Таможенного союза без применения к ним внутригосударственного контроля на территории каждого из государств-участников Таможенного союза;
- сумма обеспечения деятельности таможенного представителя (ранее таможенного брокера) уменьшена на 10-11 млн. руб. с 50 млн. руб. до 1 млн. Евро, а таможенного перевозчика сумма обеспечения уменьшена с 20 млн. руб. до 200 тыс. Евро;
- перемещения товаров между Россией, Казахстаном и Белоруссией будут считаться внутренней торговлей;
- уплата таможенных пошлин и налогов будет производиться в валюте государства-члена ТС, таможенному органу которого была подана декларация. То есть для России в рублях, для Казахстана в тенге, для Белоруссии в белорусских рублях.
В дальнейшей работе Таможенного союза предполагается еще ряд шагов, которые должны закончиться формированием Единого экономического пространства (ЕЭП). Для реализации этих целей до конца 2010 года планируется разработать целый ряд соглашений, предусматривающих свободное перемещение не только товаров, но и услуг, капитала, рабочей силы. Весь пакет документов должен быть подготовлен к 1 января 2011 года и поэтапно вступать в действие с 1 июля 2011 года. А вся правовая база Единого экономического пространства должна быть сформирована и введена в силу не позднее 1 января 2012 года. Времени осталось не так много. Получается, что весь проект Таможенного союза будет завершен всего за 2 года. Надо отметить, что для реализации аналогичного проекта в странах Евросоюза понадобилось 20 лет.
В самое ближайшее время будет налажено активное взаимодействие между контролирующими структурами стран-участниц ТС. На базе комиссии ТС будут созданы консультативно-общественные объединения, для координации взаимодействия и контроля работы с учетом пожеланий представителей бизнеса и государственных органов трех государств-участников ТС. Будет обеспечена обратная связь на основе систематического подведения итогов действия ТК ТС, как для участников ВЭД, так и таможенных органов трех стран. Будет проводиться постоянный анализ внедрения новых технологий таких как электронное декларирование через Интернет, предварительное информирование, удаленный выпуск товара и др. Будет создана единая база документооборота из 30 государственных контролирующих ведомств.