«Союз. Беларусь-Россия» №472 (36) от 23 сентября 2010 г.
В Таможенном союзе должно функционировать и единое транспортное пространство. Как это скажется на транзитных автоперевозках? Об этом корреспонденту «СОЮЗа» Владимиру Бибикову рассказывает начальник Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси Александр Иванков.
- Транспортные ведомства, органы транспортного контроля и Ассоциации международных автомобильных перевозчиков России и Беларуси уже согласовали концепцию, предусматривающую в этом году перенос транспортного контроля с белорусско-российской границы на внешние границы Союзного государства, - объясняет суть перемен Александр Петрович. - А в 2011 году - и на внешние границы Таможенного союза, когда к этой работе подключатся коллеги из Казахстана. Беларусь и Россия также согласовали основные условия переноса транспортного контроля со своих внутренних границ на внешние. При этом предстоит выполнить более 30 основных плановых мероприятий. Тем самым мы стремимся предоставить перевозчикам, соблюдающим требования транспортного законодательства, возможность проезда по территории Таможенного союза по принципу «одной остановки», то есть без транспортного контроля при пересечении внутренних границ Беларуси, России и Казахстана.
- Что уже предприняла Беларусь в этом направлении?
- Согласован и принят международный сертификат взвешивания транспортных средств (для упрощения этой процедуры), проведено обучение инспекторского состава в пунктах пропуска, доработано программное обеспечение. Очевидно, что перед нашими органами транспортного контроля стоит также задача государственной значимости - на своем участке внешней границы точно и быстро проверить соответствие автомобилей и транспортных документов требованиям не только национального законодательства, но и законодательства стран - участников Таможенного союза. Сейчас при въезде в Беларусь и выезде за ее пределы транспортная инспекция осуществляет контроль в отношении грузовых автомобилей, автобусов и легкового автотранспорта. Эта работа ведется круглосуточно на 34 автодорожных пунктах пропуска, 11 из них находятся на белорусско-российской границе. Ежегодно там проверяется более трех миллионов автотранспортных средств, включая замер их весовых и габаритных параметров, взимание дорожных сборов, а также административных штрафов за нарушение законодательства о транспортной деятельности.
- Изменятся ли в будущем контрольные процедуры, проводимые на российско-белорусской границе и на внешней границе Таможенного союза?
- С июля мы начали в пилотном режиме применять модель контроля, отработанную с января этого года в рамках эксперимента, проводимого транспортной инспекцией в автодорожных пунктах пропуска «Козловичи» и «Каменный Лог» на западной границе Союзного государства. На внешней границе также будут регистрироваться согласованные странами параметры транспортного средства, транспортных и сопроводительных документов. Всего 28 позиций, четыре из которых - исключительно для нужд Российской Федерации (четыре первые цифры кода товарной номенклатуры груза, его масса в брутто, регионы отправки и назначения). Для учета рейсов, на законном основании осуществляющихся без разрешения на проезд по территории России либо в соответствии с разрешением ЕКМТ, будет использоваться учетный талон установленной формы, выдаваемый водителю транспортного средства. Эти сведения поступят в Интегрированную информационную систему ЕврАзЭС. Такая организация контроля позволит отслеживать все несоответствия транспортного средства и сопроводительных документов требованиям российского законодательства, собрать необходимые данные уже при въезде на территорию Таможенного союза. При этом перенос транспортного контроля на внешнюю границу Союзного государства не предполагает изменения технологии пропуска транспорта, у водителей не появятся дополнительные неудобства. Задержка на границе не превысит пяти минут. Главное внимание будет уделено проверке разрешений на право въезда на территорию Российской Федерации, соответствия параметров транспортного средства характеристикам, указанным в разрешении, весовым и габаритным параметрам, установленным российским законодательством. Из новелл - проверка российских спецразрешений для перевозки тяжеловесных и опасных грузов.
При выезде с территории Таможенного союза будет дополнительно контролироваться оплата сборов и административных санкций за нарушение транспортного законодательства, причитающихся к оплате на территории Беларуси, России и Казахстана. Особо стоит отметить, что транспортное средство, зарегистрированное в этих странах, сможет продолжить движение по маршруту даже в случае, если будут выявлены какие-либо несоответствия. Водителю выдадут на этот счет уведомление о необходимости получить недостающие документы до въезда на территорию государства следования. Укажут и ближайший контрольный пункт, где следует их предъявить. И лишь там, если потребуется, виновного могут привлечь к административной ответственности или задержать транспортное средство до устранения нарушений. Все это отражено в проекте межправительственного соглашения с Россией, которое должно быть подписано в ближайшее время. Тем самым будет заложен правовой фундамент для организации полноценного транспортного контроля Союзного государства, а с 2011 года, когда Казахстан завершит обустройство своего участка внешней границы, и Таможенного союза.
- А когда же будет упразднен контроль на внутренних границах?
- Это станет возможно на втором этапе обустройства единого транспортного пространства. В частности, решениями Комиссии Таможенного союза предусмотрено упразднение отдельных контрольных действий в 2009-2011 годах на границах России, Беларуси и Казахстана. На практике это обстоятельство подвергается корректировкам. Поэтому в августе комиссия приняла дополнительные решения, направленные на ускорение переноса согласованных видов государственного контроля на внешнюю границу Таможенного союза в трехстороннем формате уже ко второму кварталу 2011 года.
На белорусско-российской границе временно сохранятся лишь проверка по нескольким позициям перевозок в пределах Таможенного союза, а также контроль за уплатой национальных сборов. Однако белорусская Транспортная инспекция готова отказаться и от этого. Ожидаем сейчас паритетного решения российской стороны.