Выключить анимацию
Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
 
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Электронные подписи сотрудников организаций не применяются с 01.09.2024. Закажите ЭП физического лица и получите МЧД
Альта-Софт
Мнение эксперта

Таможенное регулирование в Таможенном союзе: вопросы правоприменения

Вильгельмина Шавшина, заместитель председателя Экспертного совета по таможенному регулированию ГосДумы РФ, руководитель практики внешнеторгового регулирования DLA Piper, к.ю.н.
г.

На сегодняшний день мы уже можем говорить о первых итогах функционирования Таможенного союза (ТС). За прошедшие десять месяцев возникли определенные проблемы и практические аспекты работы ТС, на которых следует остановиться.

Я бы хотела коснуться нескольких моментов. Это вопросы, связанные со статусом экономического уполномоченного оператора, корректировки таможенной стоимости, исполнения обязанностей по уплате таможенных платежей, вопросы ведомственного контроля, декларирования товаров таможенным представителем. Достаточно злободневный вопрос - подтверждение статуса товара как товара Таможенного союза или иностранного товара. И, буквально, два слова о техническом регулировании.

1. Об уполномоченном экономическом операторе.
Союзная норма - норма Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) - предусматривает определённое переходное положение и говорит о том, что в течение полугода компании, которые пользовались упрощениями, могут до вступления в силу соответствующих норм на национальном уровне, продолжать ими пользоваться. Это позитивное положение позволило участникам ВЭД за переходный период получить статус уполномоченного экономического оператора. И, конечно, никто не предполагал, что несколько затянется принятие закона «О таможенном регулировании...», и плюс к этому ещё и те подзаконные ведомственные акты, вступление в силу которых мы ожидаем.

В чём мы усматриваем опасение для бизнеса, и возможно ли изменить эту союзную норму или предусмотреть переходные условия получения статуса компаниями на национальном уровне?

Можно условно разделить процедуру получения данного статуса на три этапа. Первый - это определение таможней возможности рассмотрения такой инициативы. Второй - заключается в рассмотрении заявления в проведении соответствующих проверочных мероприятий, той возможности, которая предоставляется компанией для того, чтобы устранить какие-то выявленные в ходе проверочных мероприятий несоответствия. В перспективе этот этап должен завершаться уведомлением для компании о подтверждении соблюдения соответствующих условий для получения статуса. И третий этап заключается в получении соответствующего статуса. Кстати, это достаточно позитивная норма закона, когда стало возможно в интересах бизнеса разнести необходимость представления подтверждений и финансовых гарантий на этапе первичного заявления этой инициативы. Ранее получалось, что, ещё не будучи уверенным, что есть возможность претендовать на такой статус, уже начинались затраты на администрирование финансовых гарантий.

Сейчас эти положения разнесены. Сначала компания получает всё-таки решение о возможности приобретения соответствующего статуса, и только потом уже предоставляет таможенному органу финансовые гарантии. После этого принимается решение о включении в соответствующий реестр и выдаётся свидетельство.

Если суммировать все три этапа, то в консервативном варианте срок рассмотрения инициативы составит до 9 месяцев. В лучшем случае - минимум 4-5 месяцев, поскольку фактически сроки могут быть сокращены. Во-первых, 30 дней со дня получения уведомления на предоставление дополнительных документов могут быть сокращены. Документы могут быть представлены и в течение 1-2 дней, и таможенный орган обязан их принять к рассмотрению. То есть, минус месяц. Допустим, проверка будет проходить не максимально 3 месяца, а месяц, то есть ещё минус 2 месяца. Ещё можно сэкономить на этапе устранения выявленных несоответствий и информировании таможенного органа. Это можно сделать в кратчайшие сроки. То есть, как минимум, 4 месяца мы можем сэкономить. Но, тем не менее, это не 10 дней и даже не месяц. Процедура приобретения такого статуса долгоиграющая.

2. Корректировка таможенной стоимости.
Вопрос достаточно злободневный. Основная проблема, с которой сталкиваются ряд компаний, это нежелание таможенных органов проводить дополнительную проверку. Таможня всегда настаивает на корректировке таможенной стоимости сразу и, как правило, проблематично согласовать выпуск товара под предоставление определённого обеспечения.

Закон «О таможенном регулировании» эту проблему решает. Достаточно чётко будут установлены исключительные случаи корректировки таможенной стоимости до выпуска товара. Любые же субъективные сомнения инспектора в достоверности таможенной стоимости однозначно являются основанием для проведения дополнительной проверки, но никоим образом не для корректировки таможенной стоимости до выпуска.

3. Исполнение обязанностей по уплате таможенных платежей.
Если посмотреть на соответствующее положение закона, то возникает сомнение, что сейчас ужесточилось регулирование и изменились сроки. На сегодняшний день фактически товар не может быть выпущен, пока соответствующие суммы таможенных платежей не поступят на счета Федерального казначейства. Но это правило всегда считалось одним из правил таможенной процедуры выпуска товара. Сейчас оно трансформировалось под нормы исполнения обязанности. Обязанность считается исполненной с момента списания денежных средств со счёта плательщика в банке. А вот уже подтверждением исполнения обязанностей для целей выпуска является поступление этих сумм на счета Федерального казначейства или в отношении ввозной таможенной пошлины - на уполномоченный специальный счёт. Я не думаю, что что-то ужесточается, просто надо иметь в виду эти нюансы. С другой стороны, как я понимаю, в рамках унификации такая норма отчасти ставит в заведомо худшее положение тот бизнес, который будет оперировать в Российской Федерации в сравнении с Белоруссией и Казахстаном.

4. Вопросы ведомственного контроля достаточно чувствительны для бизнеса, потому что, во-первых, союзный Кодекс не бланкетных положений и вообще не регулирует такое понятие, как ведомственный контроль. С другой стороны в рамках ведомства нельзя отказаться от такой процедуры, как внутренний контроль деятельности. Но это уже к вопросу правоприменению. По большому счёту мы с этим работали на протяжении ряда лет в рамках действующей 412-й статьи Таможенного кодекса России, когда несмотря на, казалось бы, чисто внутренний ведомственный контроль, решения, по итогам которого они принимались, имели прямой негативный эффект для бизнеса. И, естественно, возникают вопросы возмещения убытков компаниям за те или иные неправомерные действия таможенных органов, которые были выявлены в рамках такого ведомственного контроля. У нас отсутствовали и пока отсутствуют прямые нормы об ответственности и таможенных органов, и должностных лиц за принятие неправомерных решений. Хотя в настоящее время идёт рассмотрение возможности установления положений об ответственности, в том числе, конкретных должностных лиц таможенных органов и в части материальной ответственности за принятие тех или иных неправомерных решений, которые повлекли за собой убытки для участников ВЭД. И опять-таки, при осуществлении той или иной формы контроля деятельности участника ВЭД, в законе достаточно чётко прописаны все механизмы и процедуры, каким образом мы можем защитить свой интерес и отстаивать свои права ещё до вынесения финальных решений. Когда участник ВЭД получает какие-то решения в рамках ведомственного контроля, которые влияют на его интересы, то, безусловно, очень сложно... Фактически нет возможности влиять на выносимые решения, потому что никакие процедуры защиты прав и интересов бизнеса в рамках ведомственного контроля не срабатывают.

5. О декларировании товара таможенным представителем.
Изменение, касающееся вопроса обязательности прямого договора между таможенным представителем и декларантом. Надо обратить внимание особенно на те схемы поставок, в которых, как правило, оперируют крупные международные холдинги, когда в рамках договора экспедирования уже компании-экспедиторы нанимают в рамках субподряда, агентских отношений локальные компании: таможенных брокеров или по-новому таможенных представителей. По большому счёту, такая схема будет, скорее всего, недействующая. Потребуется или прямой договор или, как минимум, можно будет говорить о тройственном договоре.

6. О статусе товара.
По подтверждению статуса товаров мы сейчас ушли на два статуса. Раньше был российский товар и иностранный теперь, а теперь товар Таможенного союза и иностранный. Подтверждение статуса - это решение Комиссии Таможенного союза. При этом оно носит заявительный характер. И насколько я знаю, общаясь с руководством Северо-Западного таможенного управления, пока ни одного обращения от бизнеса за подтверждением статуса товаров не было. То есть этот вопрос, следует анализировать в контексте добросовестности бизнеса. Если товар всё-таки не является товаром Таможенного союза, а был перемещён без таможенного оформления и соответствующей уплаты платежей, то это уже вопросы выявления на уровне постконтроля. Поэтому, если на уровне постконтроля таможенный орган придёт к мнению, что это был товар не Таможенного союза, то участника ВЭД ждут доначисление платежей и штрафных санкций.

7. Вопросы технического регулирования.
Пока нет единых союзных технических регламентов, мы можем применять двойную схему, то есть пользоваться нашей системой сертификации. Но если товар далее планируется перемещать  по территории Таможенного союза, то возникнет необходимость "ресертификации". Можно сразу уходить на единые сертификаты, но там требования отнесены к соблюдению тех ГОСТов, которые были утверждены на уровне СНГ и зачастую не соответствуют требованиям российских технических регламентов.

Доклад на заседании «круглого стола» в Государственной Думе от 11 ноября 2010 года.


Следите за новостями в удобном формате:

Важные новости

  • Просмотры 5317
  • Комментарии 0
  • Новость полезна?
    0 m n 0
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha