Выключить анимацию
Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
 
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Электронные подписи сотрудников организаций не применяются с 01.09.2024. Закажите ЭП физического лица и получите МЧД
Альта-Софт
Мнение эксперта

Электронное декларирование: большая часть сложного пути пройдена

Станислав Искендеров, IT-директор компании «Альта-Софт»
г.
Искендеров С.С.

Внедрение 100%-го электронного декларирования (ЭД) является одной из основных задач для Федеральной таможенной службы (ФТС) России. Более 50% участников ВЭД уже опробовали интернет-декларирование по схеме ЭД-2 (данные на середину декабря), и эта цифра постоянно растет. Новая технология, начало которой положил приказ ФТС России от 24 января 2008 г. №52, помогает усовершенствовать процессы таможенного оформления и контроля, а также повысить эффективность работы пунктов пропуска на границе.

На сегодняшний день все таможенные посты технически оснащены для приема деклараций через Интернет. Несмотря на то, что законодательно обязательный переход на электронное декларирование предусмотрен лишь к 1 января 2014 г., поставленный ранее руководителем ФТС Андреем Бельяниновым ориентир перейти на 100%-ое безбумажное таможенное оформление с января 2011 г. сыграл положительную роль в деятельности руководителей региональных таможен. По крайней мере, они включили «зеленый свет» скорейшему продвижению новой технологии. Кроме технического перевооружения, повсеместно на базе таможен и управлений прошли разъясняющие семинары для участников ВЭД с подробным разъяснением новой процедуры. Кроме того, прогремевшее как гром указание заставило многих участников ВЭД если не перекреститься, то уж срочно подавать заявки на подключение к системе ЭД. Ниже я остановлюсь на нескольких моментах, связанных с внедрением новой технологии.

Эффективность и оперативность
Итак, интернет-декларирование позволяет уйти от бумажного документооборота, а также увеличить скорость оформления деклараций – на выпуск теперь уходит в среднем от 30 минут до 3 часов. Причем декларанту нет необходимости присутствовать на таможенном посту. Отправку документов в адрес таможенного инспектора декларант выполняет прямо с рабочего места «в один клик», а значит, не требуется тратить время и средства на поездки в таможню. Документы можно отправлять с любого компьютера, на котором установлены средства криптозащиты информации и декларантская программа с функциями ЭД, например, «ГТД-PRO».

Благодаря использованию информационных операторов, новая технология стала доступна всем желающим. Ведь теперь именно оператор несет все заботы по прямому подключению к ГНИВЦ ФТС, а участнику ВЭД достаточно лишь пересылать данные по интернету через готовый узел доступа.

Электронная цифровая подпись (ЭЦП)
Пару слов об ЭЦП. Электронная подпись является аналогом собственноручной подписи ответственного лица на имя которого она была выпущена и печати организации заказавшей данную подпись. Это придает документу юридическую значимость, согласно ФЗ «Об электронной цифровой подписи». Согласно требованиям ФТС, осуществлять процедуру электронного декларирования без ЭЦП невозможно.

Удостоверяющим центром в данном случае является ГНИВЦ ФТС, то есть именно это учреждение обрабатывает заявки и записывает ключи ЭЦП на носители. Длительность процедуры получения ЭЦП – от подачи заявки до передачи записанного носителя на данный момент составляет не более 1 мес. По умолчанию, ЭЦП выдают на обычной 3, 5-дюймовой дискете. Дискета предоставляется в одном экземпляре, копирование ее запрещено. Если по каким-то причинам она отказывает, таможенное оформление может прерваться до изготовления новой ЭЦП. При этом необходимо запрашивать перевыпуск ЭЦП, иными словами заново пройти всю процедуру получения. Ясно, что такая длительная остановка декларирования равносильна катастрофе, особенно в случае небольших компаний, в штате которых зачастую бывает только один декларант, а значит, и единственная ЭЦП.

Выход здесь в переходе на надежные носители информации – например, на специализированные USB-носители eToken или смарт-карты. Обычно все операторы поддерживают эту опцию, а стоимость носителя оплачивается дополнительно.

Работоспособность системы
Важнейшим моментом является поддержание работоспособности всех составляющих системы ЭД. Во-первых, это рабочие места декларантов внутри компаний-участников ВЭД – их работоспособность обеспечивают местные системные администраторы. Во-вторых, это информационные операторы – здесь необходимо обеспечить на порядок более высокий уровень надежности, включая резервирование и оборудования, и энергоснабжения, и интернет-каналов. В-третьих, это ГНИВЦ ФТС России, который находится на самой высокой ступеньке этой лестницы, и бесспорно, находится в самой сложной ситуации, поддерживая работу точки входа в ведомственную сеть (автоматизированной системы внешнего доступа), через которую передаются данные со всей страны. Далее, по убывающей идут серверные узлы региональных управлений, таможен, таможенных постов,   и непосредственно рабочие места таможенных инспекторов. Все это сложное хозяйство требует непрерывного внимания сотен и тысяч технических специалистов, поскольку выпадение любого звена приводит к остановке процесса.

В настоящие время все эти специалисты переживают достаточно сложный момент, связанный с бурным ростом объема пересылок. По данным нашего узла доступа, средние ежемесячные темпы роста выпуска электронных ГТД составляют 40%, а в последние месяцы – зашкалили за 45-50%. Значительная часть перевозчиков – более 30% – уже перешла на новую технологию, поэтому остановка процесса по вине оператора будет означать его «политический крах». Поэтому на поддержание надежности каждого узла операторы не жалеют ни сил, ни средств, стараясь опередить технические проблемы, связанные с неуклонным ростом трафика. Причем новые технические решения приходится применять прямо «на ходу».

К счастью, большая часть пути уже пройдена. Операторы сумели обеспечить тысячекратный рост трафика. Запас вычислительных мощностей вполне позволяет пережить оставшийся 3-4 кратный рост до достижения 100%-ного уровня электронного декларирования.

«Горячая линия» и пиковые часы
Для бесперебойной работы по новой технологии важно грамотно выстроить систему быстрого реагирования участников ВЭД на сложности, с которыми они сталкиваются в процессе оформления. Проблемы действительно есть. Прежде всего – это неполное понимание новой технологии на этапе старта, что рождает множество вопросов у участников ВЭД.

Информационные операторы и ГНИВЦ ФТС делают все возможное для решения этой проблемы. На сайтах выложены соответствующие инструкции и разъяснения, а, кроме того, организованы «горячие» линии, по которым в круглосуточном режиме принимаются сообщения от участников ВЭД. Круглосуточный режим технической поддержки востребован не только потому, что крупные перевозчики работают и днем и ночью, но и ввиду большой разницы в часовых поясах нашей страны, от Калининграда до Дальнего Востока. Спад наблюдается лишь с 12 до 2 часов ночи по московскому времени – это время небольшой передышки, когда каналы практически свободны и объем пересылок минимален (именно в это время возможно проведение профилактических работ, но опять-таки без остановки работы системы). Дальше, когда в столице еще глубокая ночь, начинает нарастать поток документов на посты ДВТУ. Соответственно увеличивается нагрузка на ночную техподдержку.

Нагрузка постепенно растет и к 11:00-14:00 мск достигает максимума. Соответственно, это часы являются пиковыми и для оборудования, и для службы технической поддержки. При отсутствии каких-либо технических сбоев время передачи одного сообщения от декларанта до инспектора в эти часы составляет 1-2 минуты. Данная скорость передачи данных достаточна, чтобы не снижать скорость процесса оформления, вполне вписываясь в рабочий ритм декларанта.

Объемы пересылок
При функционировании системы транслируются не только электронные документы, но и ряд технических сообщений, таких как запросы на открытие процедуры декларирования, подтверждение начала данной процедуры, уведомления о доставке сообщения в ту или иную сторону и т.п. Все эти сообщения юридически значимы, т.к. подписываются ЭЦП (декларантом, инспектором таможни или сервером ведомственной транспортной системы) и должны быть доставлены для получателя в кратчайшие сроки.

Учитывая, что в среднем для регистрации 1 декларации приходится выполнять по 50-60 транзакций в обе стороны, ежемесячный объем пересылок измеряется миллионами. Например, через наш сервер за ноябрь было зарегистрировано более 64 тыс. деклараций. Чтобы обеспечить эти регистрации, сервер выполнил более 3 млн. пересылок сообщений в обе стороны.

Возможные пути улучшения работы
Службы ГНИВЦ ФТС в данный момент весьма перегружены. В то же время любой сбой или остановка серверов ГНИВЦ может не только парализовать работу ЭД-системы, но и повлечь за собой длительную остановку всего таможенного оформления в стране, что по своим последствиям сравнимо с катастрофой.

Есть довольно простой способ укрепить этот участок – передать часть рутинных функций в руки операторов, в число которых входят частные компании с достаточно мощным кадровым потенциалом. Перекладывая на них часть своих функций, ГНИВЦ ФТС мог бы постепенно разгрузить свои ведомственные сервера и службы, на которые приходится сегодня не только колоссальная нагрузка, но и ответственность. Причем на такую разгрузку не потребуется ни копейки бюджетных средств.

Уже на сегодняшний день ряд операторов не только выступают как провайдеры ЭД-услуг, но осуществляет элементарный контроль корректности передаваемых сообщений. Притом, что оператор не имеет права читать сообщение и тем более его отклонять, но зато по поручению ГНИВЦ ФТС он уже сейчас может осуществлять контроль ряда технических параметров, таких как корректность структуры сообщения и наличие заполнения технических полей «Получатель», «Отправитель», «Идентификатор декларанта», а также наличие ЭЦП, которая обязательна при подаче электронных документов.

Следующий возможный шаг - передача оператору функций автоматического форматно-логического контроля. Сейчас сообщение от декларанта поступает на сервер оператора, далее идет в ГНИВЦ ФТС, затем к инспектору на пост, где инспектор вручную запускает программу проверки. В случае ошибки протокол проверки пересылается обратно к декларанту. Но ведь эту рутинную операцию вполне можно переложить на оператора, который будет проверять все декларации подряд в автоматическим режиме. Этот своеобразный «фильтр» не пропустит в систему непроверенные декларации, исключив, таким образом, непроизводительный трафик. В результате удалось бы существенно разгрузить информационный обмен между таможенником и декларантом, ускорить выпуск декларации и повысить скорость оформления в целом. Эта задача особенно актуальна в свете обсуждения возможности передачи инспектору отсканированной графической информации (в отличие от нынешнего принципа полной формализации документов), что может существенно увеличить и без того немалую нагрузку на оборудование и каналы передачи информации как у операторов, так и у ведомственной сети ФТС.

Кроме того, в настоящий момент оператор самостоятельно оказывает техническую поддержку пользователям, разгружая тем самым техподдержку ГНИВЦ. В будущем же возможно вообще ограничить общение сотрудников ГНИВЦ только с выделенными подготовленными сотрудниками оператора. А уже те, в свою очередь, могут общаться с «широкими массами» декларантов. Такая иерархия позволит разгрузить ГНИВЦ за счет отсева значительной части обращений начинающих работать по схеме ЭД декларантов.

Заключение
В целом, участники ВЭД поверили в возможности новой технологии. Если в прошлом году декларанты относились к ЭД-2 с некоторым недоверием – не все понимали, как она будет работать, какое оборудование и программное обеспечение для этого необходимо, – то сейчас «сомневающихся» уже не осталось. На сегодняшний день практически никому не требуется объяснять ее преимущества – многие уже все поняли, и в первую очередь – крупные перевозчики. Думается, в этом (наряду с некоторым побуждением со стороны ФТС) заключается причина громадной волны заявок на подключение. Причем вал заявок захлестнул не только ГНИВЦ, но даже и самих операторов, заставив их перейти на авральный режим работы. Количество заявок растет с каждым днем, а вместе с ним – и очереди на получение ключей ЭЦП и электронных реквизитов. Несмотря на громадные очереди, а может быть и благодаря им, теперь можно смело утверждать - мы наблюдаем процесс массового внедрения электронного декларирования в России.

В связи с наплывом заявок ГНИВЦ уже принял ряд технических и организационных мер по ускорению их обработки. Надеемся, что эти меры достаточны, чтобы решить вопрос с очередями. И тогда пусть не 100%, но 99% оформления точно можно перевести на электронные рельсы. И мы получим пример по-настоящему конструктивного регулирования одной из важнейших сфер государственного механизма России.

Статья опубликована в журнале «Information Security» №6, 2010.


Следите за новостями в удобном формате:

Важные новости

  • Просмотры 7089
  • Комментарии 0
  • Новость полезна?
    0 m n 0
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha