Выключить анимацию
Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
 
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Электронные подписи сотрудников организаций не применяются с 01.09.2024. Закажите ЭП физического лица и получите МЧД
Альта-Софт
Мнение эксперта

Таможенное декларирование: сравнение законодательств

Ольга Анохина, генеральный директор учебного центра АНО «ЦДПО Альта-Форум», эксперт по таможенному законодательству
г.
Ольга Анохина

С 1 января, в том числе с момента вступления в силу Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (с 29 декабря 2010 года) изменились порядок, а также формы в случаях письменной и электронной форм декларирования.

С 1 июля 2010 года товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с главой 27 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС).

В переходных положениях ТК ТС содержится норма, закрепляющая декларирование товаров по принципу резидентства. Так, положениями статьи 368 предусмотрено, что до издания отдельного решения Межгосударственного совета ЕврАзЭС (Высшего органа ТС) на уровне глав государств-членов ТС декларация на товары будет подаваться таможенным органам той страны, в которой зарегистрировано либо постоянно проживает лицо, являющееся декларантом. Таким образом, декларанты - российские юридические лица и индивидуальные предприниматели до отдельного решения Межгоссовета будут декларировать товары только таможенным органам РФ. Данное переходное положение не распространяется на физических лиц, перемещающих товары для личного пользования, а также и на  таможенную процедуру таможенного транзита. В данной статье представлен сравнительный анализ порядка таможенного декларирования, действующего в России до и после вступления в ТС.

Необходимо отметить, что таможенное декларирование представляет собой процедуру юридического оформления перемещения товаров через таможенную границу, а также товаров, уже перемещенных через таможенную границу, таможенная процедура которых изменяется (в том числе и при отсутствии факта перемещения товаров через таможенную границу), либо иных товаров, которые подлежат таможенному декларированию. Иные товары, которые подлежат декларированию, - это отходы, образованные в результате переработки товаров, остатки, образованные в результате переработки товаров, отходы, образованные в результате уничтожения товаров.

В настоящее время способы заявления сведений о товарах, необходимых для таможенных целей, могут осуществляться в двух формах: письменной и (или) электронной. До вступления в действие ТК ТС в российском законодательстве действовали еще две формы декларирования. Устная форма, - которая применялась в ряде случаев при декларировании товаров, перемещаемых через таможенную границу физическими лицами (например, при перемещении товаров в количестве, по стоимости и весу которых не предусмотрена уплата таможенных платежей). Конклюдентная форма - применялась при использовании «зеленого коридора», выбор которого предполагало, что физическое лицо заявило об отсутствии у него товаров, подлежащих письменному декларированию.

В зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, при таможенном декларировании товаров применяются следующие виды таможенной декларации:

  1. декларация на товары (в российском таможенном законодательстве действовала ГТД – грузовая таможенная декларация);
  2. транзитная декларация;
  3. пассажирская таможенная декларация;
  4. декларация на транспортное средство.

Формы и порядок заполнения таможенной декларации – единые на всей территории ТС, т.к. определяются решениями Комиссии ТС:

Инструкцией о порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары, утвержденной решением Комиссии ТС от 20.05.2010 № 263, предусмотрена возможность при соблюдении определенных условий использовать транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы в качестве декларации на товары с предоставлением письменного заявления или перечня товаров. В частности, при соблюдении предусмотренных указанной инструкцией условий может использоваться письменное заявление в отношении экспресс-грузов по установленной форме, а в отношении других товаров - в произвольной форме, но с обязательным указанием определенных сведений.

Представление перечня товаров, например, допускается в отношении товаров, предназначенных для проведения спортивных соревнований и тренировок, концертов, конкурсов, фестивалей, религиозных, культурных и иных подобных мероприятий, демонстраций на выставках, ярмарках, а также для проведения и освещения официальных и иных мероприятий в средствах массовой информации, и заявляемых под таможенные процедуры временного ввоза (допуска) или временного вывоза на срок до одного года, если в отношении таких товаров предоставляется полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов.

Подача таможенной декларации в письменной форме должна сопровождаться представлением таможенному органу ее электронной копии, если иное не установлено ТК ТС, Решением КТС, либо законодательством государств-членов ТС в случаях, предусмотренных Решением Комиссии ТС. Таким образом, по сравнению с российским законодательством, на уровне закона установлена обязанность декларанта при подаче, в том числе, декларации на товары подавать в таможенные органы ее электронную копию.

При использовании транспортных (перевозочных) документов в качестве декларации на товары, либо транзитной декларации, а также при подаче пассажирской таможенной декларации и декларации на транспортное средство, а также при подаче письменного заявления или перечня товаров – электронная копия не требуется.

Непосредственно ТК ТС установлен предельный перечень документов, которым сопровождается подача таможенной декларации таможенному органу. Указанный в статье 183 ТК ТС перечень документов может быть только сокращен в соответствии с таможенными законодательствами ТС или государств-членов ТС. Кроме того, подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено ТК ТС, т.е. в подтверждение только тех сведений, которые необходимы в связи с заполнением таможенной декларации.

При подаче декларации на товары для помещения под таможенную процедуру экспорта товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, перечень документов еще более ограничен (в этом случае требуется предоставлять документы не в количестве 13, а только 7). Это фактически означает запрет для таможенного органа требовать документы, не предусмотренные статьей 183 ТК ТС. Также статьей установлено: если отдельные документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, не могут быть представлены при ее подаче, по мотивированному обращению декларанта таможенный орган разрешает представление таких документов до выпуска товаров, а в случаях, предусмотренных законодательством государств-членов ТС, - после выпуска товаров.

В российском законодательстве было предусмотрено, что если отдельные документы не могут быть представлены одновременно с таможенной декларацией, по мотивированному обращению декларанта таможенные органы разрешали представление таких документов в срок, необходимый для их получения, но не позднее чем в течение 45 дней после принятия таможенной декларации. В этом случае декларант должен был оформить в письменной форме обязательство о представлении документов в установленный срок. Положения ТК РФ по представлению документов требовало более сложных действий, чем установлено ТК ТС. Теперь по законодательству ТС, даже если в предоставленных документах не содержатся сведения, заявленные в таможенной декларации, то могут быть представлены иные документы, на основании которых заполнена таможенная декларация. Например, к документам, сопровождаемым подачу таможенной декларации, отнесены документы, на основании которых был заявлен классификационный код по ТН ВЭД ТС. К таким документам могут относиться документы, содержащие:

  • сведения о составе товара (если в ТН ВЭД ТС для товара примечанием к группе, позиции или текстом позиции установлены требования по содержанию каких-либо веществ (элементов), материалов в товаре);
  • сведения о процессах переработки и видов переработки товара (если классификационным признаком, определенным в примечаниях к группе, позиции или текстом позиции ТН ВЭД ТС, является вид обработки товара или степень обработки товара): технологические схемы, технологические инструкции, описание технологического процесса и т.п.;
  • сведения о технических характеристиках товара и принципе действия (если классификационным признаком, определенным в примечаниях к группе, позиции или текстом позиции ТН ВЭД ТС, является вес, размер, мощность, производительность и т.п.): техническая документация (чертежи, блок-схемы, технический паспорт, технический паспорт, инструкция по эксплуатации, технологические схемы, руководство пользователя и т.п.).

Теперь в случае отсутствия при декларировании каких-либо документов или сведений, а так же при необходимости подтверждения сведений о товаре и классификационном коде, заявленном в таможенной декларации, таможенный орган может запросить соответствующие документы (перечень которых указывается в уведомлении декларанта) или направляет в экспертную организацию образцы для исследования.

Статья 185 ТК ТС определяет срок подачи таможенной декларации. Таможенная декларация на товары, ввезенные на таможенную территорию ТС, подается до истечения срока временного хранения товаров, предельный срок которого составляет 4 месяца. Таможенная декларация на товары, вывозимые с таможенной территории ТС, подается до их убытия с нее, если иное не установлено ТК ТС.

Кроме того в ТК ТС, особо оговаривается срок подачи таможенной декларации в отношении товаров являвшихся орудием, средством совершения или предметом административного правонарушения или преступления, в отношении которых было принято решение об их возврате. В этом случае таможенная декларация подается в течение 30 (тридцати) дней со дня вступления в законную силу решения суда или таможенного органа.

В ТК РФ было определено, что таможенная декларация на ввозимые товары должна была быть подана не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в месте их прибытия, либо со дня завершения процедуры внутреннего таможенного транзита. При этом была предусмотрена возможность продления данного срока по мотивированному письменному обращению декларанта в пределах срока временного хранения товаров (4 месяца). В соответствии с ТК ТС таможенная декларация на ввозимые товары должна быть подана до истечения срока временного хранения товаров, предельный срок которого также как и в ТК РФ не может превышать 4 месяцев. Т.е. по законодательству ТС декларанту в течение 4-х месяцев не придется лишний раз обращаться за решением о продлении срока декларирования в таможенный орган (при продлении срока временного хранения – срок декларирования продлевается автоматически).

Таможенная декларация подается декларантом или таможенным представителем таможенному органу, правомочному в соответствии с законодательством государств-членов ТС регистрировать таможенные декларации.

Новеллой является изменения в понятийном аппарате: вместо термина «принятие таможенной декларации» используется термин «регистрация таможенной декларации». Таможенный орган регистрирует или отказывает в регистрации таможенной декларации в срок не более 2 (двух) часов с момента подачи таможенной декларации в порядке, определяемом решением КТС. Дата и время подачи таможенной декларации, ее электронной копии, необходимых документов фиксируется таможенным органом, в том числе с использованием информационных технологий.

Решением Комиссии ТС № 262 от 20 мая 2010 года установлен порядок регистрации, отказа в регистрации декларации на товары и оформления отказа в выпуске товаров. При наличии оснований для отказа в регистрации декларации на товары, в том числе, если в качестве декларации на товары используются заявление или перечень, должностное лицо до истечения срока, не превышающего 2-х часов с момента подачи декларации на товары, должен оформить лист отказа в регистрации в двух экземплярах по форме, установленной приложением к указанному решению Комиссии ТС, с обязательным указанием причин отказа в регистрации декларации на товары.

Важным вопросом при таможенном декларировании являются установления правомочия лиц, которые могут выступать в качестве декларантов товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС. Статья 186 ТК ТС устанавливает лиц, которые могут выступать декларантами при таможенном декларировании.

В сравнении с российским законодательством усилена норма, позволяющая выступать в качестве декларанта иностранным лицам, имеющим представительства на территориях государств-членов ТС. При заявлении таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления эти иностранные лица могут выступать в качестве декларантов только в отношении товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств. Основополагающим направлением, которое обеспечивает исполнение требований внешнеэкономического регулирования и защиту национальных экономических интересов при осуществлении внешней торговли товарами, является таможенный контроль. Согласно положениям ТК ТС таможенные органы осуществляют выборочные проверки товаров, в том числе на основании профилей рисков, только в том случае, если есть вероятность нарушения таможенного законодательства.

Статьей 189 ТК ТС установлена новая по сравнению с российским законодательством норма, касающаяся ответственности декларанта. Декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов ТС за неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 «Обязанности декларанта», а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, в том числе при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием системы управления рисками (СУР). Это важно с точки зрения правоприменительной и судебной практики, т.к. таможенный контроль по законодательству ТС – выборочный, т.е., например, таможенный досмотр товаров может быть выполнен на 100% (любой иной %) или 0% на усмотрение таможенного органа. Норма статьи 189 означает, что вне зависимости от того был ли досмотрен товар или нет, ответственность за недостоверность заявленных сведений несет декларант. Т.е., если у декларанта есть сомнения по оформляемому грузу, то в этом случае оптимально попросить у таможенного органа досмотр товара (и обязательно в письменном виде).

Необходимо отметить, что законодательство ТС теперь дифференцированно подходит к вопросу внесения изменений в таможенную декларацию до выпуска и после выпуска товаров. До выпуска товаров сведения, заявленные в таможенной декларации, могут быть изменены или дополнены с разрешения таможенного органа по мотивированному письменному обращению декларанта при одновременном соблюдении условий, установленных п.1 статьи 191 ТК ТС (если вносимые изменения и дополнения не влияют на принятие решения о выпуске товаров и не влекут необходимости изменять сведения, влияющие на определение размера сумм таможенных платежей, за исключением случаев корректировки таможенной стоимости товаров, и соблюдение запретов и ограничений; если к моменту получения обращения декларанта таможенный орган не уведомил его о месте и времени проведения таможенного досмотра и (или) не принял решения о проведении иных форм таможенного контроля в отношении товаров). Особо оговаривается, что изменение и дополнение сведений, заявленных в зарегистрированной таможенной декларации, не может повлечь за собой заявление сведений о товарах иных, чем те, которые были указаны в зарегистрированной таможенной декларации.

Внесение изменений и дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров допускается в случаях и порядке, которые определяются решением Комиссии ТС № 255 от 20 мая 2010 года.

На основании указанного решения сведения, заявленные в декларации на товары, могут быть изменены и (или) дополнены в соответствии с решением таможенного органа, принимаемым по результатам проведения таможенного контроля после выпуска товаров или рассмотрения мотивированного письменного обращения декларанта или таможенного представителя в случаях:

  1. установления или выявления недостаточности и (или) несоответствия сведений, заявленных в декларации на товары, сведениям, подлежащим указанию в ней согласно Инструкции по ее  заполнению;
  2. рассмотрения жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством России (ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»);
  3. обоснования необходимости внесения изменений и (или) дополнений в отметки и записи в графах, заполняемых должностным лицом таможенного органа;
  4. вступления в законную силу решений судебных органов государств-членов ТС, предусматривающих внесение изменений и (или) дополнений сведений, заявленных в декларации на товары.

В соответствии со статьей 192 ТК ТС установлено, что до принятия таможенным органом решения о выпуске товаров зарегистрированная таможенная декларация на иностранные товары, может быть отозвана. При отзыве таможенной декларации новая таможенная декларация должна быть подана в пределах срока временного хранения товаров, т.е. до 4-х месяцев. По российскому законодательству срок для подачи новой таможенной декларации не устанавливался. Кроме того теперь по законодательству ТС установлено, что при неподаче таможенной декларации в указанный срок товары задерживаются таможенными органами в соответствии с главой 21 ТК ТС (задержание товаров – это также новелла законодательства ТС).

На товары ТС таможенная декларация может быть отозвана до фактического убытия товаров с таможенной территории ТС, а также после принятия решения таможенными органами о выпуске товаров. Отзыв таможенной декларации допускается с письменного разрешения таможенного органа, если до получения обращения декларанта таможенный орган не уведомил его о месте и времени проведения таможенного досмотра товаров, заявленных в таможенной декларации, и (или) не установил нарушений таможенного законодательства ТС, влекущих административную или уголовную ответственность (на территории России  действуют положения КоАП РФ и УК РФ).


Следите за новостями в удобном формате:

Важные новости

  • Просмотры 11830
  • Комментарии 0
  • Новость полезна?
    0 m n 0
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha