4 февраля 2011 года в Российской Газете были опубликованы изменения порядка промышленной сборки автомобилей, их узлов и агрегатов в России (новые правила).
Новые правила распространяются только на тех, кто до 28 февраля 2011 года подписал соглашение о намерении заключить дополнительное соглашение о переходе на новые правила. Те, кто не подписал соглашение о намерениях, будут работать по старым правилам промышленной сборки до окончания срока действия соответствующих соглашений с Минэкономразвития.
Для перехода на новые правила автопроизводитель, подписавший соглашение о намерениях, самостоятельно или в альянсе с другими производителями должен представить в Минэкономпразвития бизнес-план работы по новым правилам в срок до 31 мая 2011 года и начать его исполнять не позднее 31 декабря 2012 года (крайняя дата вступления дополнительного соглашения в силу). Такой автопроизводитель будет иметь право до 2020 года ввозить в Россию компоненты для промышленной сборки транспортных средств, применяя к ним фактически нулевую ставку ввозной таможенной пошлины.
В обмен на это автопроизводитель должен:
1. Создать новые производственные мощности для производства не менее 300 тысяч автомобилей не позднее чем через 48 месяцев с даты вступления дополнительного соглашения в силу или модернизировать существующие производственные мощности для производства не менее 350 тысяч автомобилей в год не позднее чем через 36 месяцев с даты вступления дополнительного соглашения в силу. Для производства тракторов, специальной, лесозаготовительной техники планка понижена до 30 тысяч единиц такой техники в год. При этом обязанность производить указанные количества автомобилей или техники отсутствует, объем фактического производства диктуется только рынком.
2. Установить двигатели внутреннего сгорания и (или) коробки передач, произведенные на территории Российской Федерации, не менее чем на 30% от общего объема произведенных таким российским юридическим лицом моторных транспортных средств не позднее чем через 48 месяцев с даты вступления дополнительного соглашения в силу. Что такое двигатели внутреннего сгорания или коробки передач, произведенные в России, также установлено новыми правилами.
3. Не позднее чем через 48 месяцев с даты вступления дополнительного соглашения в силу создать и (или) модернизировать существующий на территории Российской Федерации научно-исследовательский и опытно-конструкторский центр. В соответствии критериями, установленными новыми правилами, такой центр НИОКР должен иметь возможность осуществлять разработку и проектирование моторных транспортных средств, начиная от кузова и платформы и заканчивая дизайном отдельных деталей и т.д. Обязанность фактически разработать в России, например, кузов и платформу автомобиля не установлена новыми правилами и не может быть установлена, исходя из правовой природы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
4. Организовать штамповочные операции деталей кузова не позднее чем через 48 месяцев с даты вступления дополнительного соглашения в силу. Обязанность по штамповке всех деталей кузова в России из российского металла отсутствует, однако, штампуя детали кузова в России, возможно наиболее экономически эффективно обеспечить соблюдение новых требований локализации, особенно с учетом того, что к этому времени на части автомобилей должны быть установлены российские двигатели или коробки передач. То есть штамповка кузовных деталей и использование российских двигателей скорее всего обеспечат требуемую по новым правилам локализацию.
5. Обеспечить локализацию до 60% к началу шестого года действия дополнительного соглашения. Новые правила принципиально изменили порядок расчета и размер локализации. Так, по старым правилам требуется 30-процентная локализация, при этом под локализацией понимается сокращение ввоза автокомпонентов «для промышленной сборки», то есть автопроизводителю достаточно было при ввозе 30% от списка всех ввозимых компонентов не заявлять, что эти компоненты ввозятся для промышленной сборки, уплачивать при этом обычную ввозную пошлину (порядка 10% от таможенной стоимости без учета пошлины на кузов), либо закупать 30% компонентов в России, чтобы достичь требуемой по старым правилам локализации. По новым правилам локализация - это отношение таможенной стоимости всех импортных компонентов (ввезенных как для промсборки, так и не для промсборки) к цене продажи всех собранных в России моторных транспортных средств и стоимости компонентов, происходящих из России. При этом для целей промышленной сборки установлены критерии достаточной переработки компонентов, чтобы такие компоненты считались происходящими из России.
Фактически новые правила преследуют главную цель: экономическими методами стимулировать иностранных производителей использовать российское сырье и компоненты для изготовления транспортных средств в России.