«Единое окно» - это система, позволяющая лицам, осуществляющим торговые операции, предоставлять информацию, необходимую для выполнения всех требований законов об импорте и экспорте, в единую структуру.
Механизм «Единого окна» позволяет усовершенствовать увязку существующих государственных систем и процессов при одновременном стимулировании более открытых и простых методов функционирования государственных органов и их работы с предприятиями. Это также приведет к укреплению координации и сотрудничества между государственными органами, имеющими отношение к деятельности в области торговли.
Более 30 стран из всех регионов мира внедрили механизм «Единого окна» и получили значительные выгоды благодаря сокращению административных барьеров и ресурсов, связанных с подготовкой, представлением и обработкой искомой официальной информации. Механизмы «Единого окна» в равной степени часто обеспечивают снижение транзакционных издержек в сфере внешней торговли, повышают уровень соблюдения торговыми организациями предъявляемых требований благодаря более точному и своевременному представлению данных, что сопровождается повышением доходов государства, ростом эффективности и действенности управления и контроля на границе.
Принципиальную схему «Единого окна» можно представить в форме буквы «Т» (рис. 1), где горизонтальной линией обозначено информационное взаимодействие государственных органов (ФОИВ) “G2G”, а вертикальной линией (основанием) – взаимодействие государства и бизнеса (участники ВЭД) – “B2G”. Участники ВЭД (бизнес) являются поставщиками информации в механизме одного окна. Государственные органы (ФОИВ) обмениваются между собой и бизнесом информацией, первоначально полученной от участников ВЭД.
Отсутствие вертикальной составляющей (B2G) в схеме «Единого окна», как это видно из рисунка, приведет к неработоспособности всего механизма.
Развитие информационных технологий в Таможенном союзе также предполагают создания системы «Единого окна». В настоящее время принята концепция создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза (далее ИИСВВТ). Система будет состоять из центрального узла и узлов, разворачиваемых в каждом государстве Таможенного союза. Также, правовой основой информационного взаимодействия должны послужить Соглашение о создании, функционировании и развитии Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли таможенного союза и Соглашение о применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле. Согласно этим международно-правовым документам, а также технико-экономическому обоснованию создания и функционирования ИИСВВТ подсистема «Единое окно» является частью ИИСВВТ. Секретариат Комиссии Таможенного союза координирует создание, обеспечение функционирования и развития этой подсистемы.
Данную подсистему планируется внедрить в эксплуатацию в 2012 году, на 2011 год запланировано формирование технического задания и проектирования.
Какая цель внедрения данной подсистемы, и какие задачи она будет решать? Попробуем разобраться.
Основная цель внедрения и развития информационной системы «единого окна» (далее - ЕОИС) в сфере внешней и взаимной торговли Таможенного союза - оптимизация административных процедур и снижение барьеров в таможенной и связанных с ней сферах путем создания механизма обмена информацией между уполномоченными/заинтересованными органами и организациями, участниками ВЭД на основе интегрированной информационной системы и актуальных баз данных, позволяющих заинтересованным сторонам представлять и получать стандартизированные (в унифицированной форме) документы через единый пропускной канал в целях выполнения всех требований, касающихся импорта, экспорта и транзита, включая пункты пропуска, работающих по принципу «одной остановки».
В связи с указанной целью основными задачами внедрения ЕОИС в сфере внешней торговли являются:
- обеспечение транспарентного и централизованного доступа к информации (нормативные акты, образцы формуляров документов, инструкции по их заполнению, классификаторы, справочники кодов и т.д.), регулирующей ВЭД для всех участников на основе широкого применения в деятельности уполномоченных органов государственной власти средств обеспечения удаленного доступа участников ВЭД и заинтересованных организаций к соответствующей информации с использование современных ИКТ и сети Интернет;
- формирование нормативной правовой базы, регламентирующей порядок и процедуры сбора, хранения и предоставления сведений, содержащихся в информационных системах, обмена информацией в электронном виде между заинтересованными органами государственной власти, организациями и участниками ВЭД, а также контроля за использованием государственных информационных систем;
-сократить время выпуска товаров и числа документов, представляемых в этих целях;
- осуществить переход на электронное декларирование при экспорте и импорте товаров без представления в таможенные органы соответствующих документов на бумажных носителях;
- усовершенствовать систему анализа и управления рисками и полноценно перейти к выборочному контролю;
- создать эффективную систему контроля за соблюдением участниками ВЭД таможенного законодательства после выпуска товаров, обеспечивающей ускорение и упрощение осуществления таможенных процедур в пунктах пропуска и таможенного оформления товаров;
- предусмотреть порядок использования ЕОИС при внедрении обязательного предварительного информирования в электронным виде об экспорте и импорте товаров;
- утвердить оператора ЕОИС, с целью обеспечения бесперебойной работы системы, а также получения и маршрутизации информации от участников ВЭД к уполномоченным органам и обратно;
- создание электронного документооборота между участниками ВЭД, уполномоченными органами государственной власти и другими заинтересованными органами, а также системы межведомственного электронного документооборота;
- содействие гармонизации и упрощению таможенных и иных формальностей путем единовременной подачи всей информации от участников ВЭД в электроном виде (запросы), а далее маршрутизации ее уполномоченным/заинтересованным органам с использованием информационных систем и технологий;
- оптимизировать использование ресурсов государства и коммерческого сектора, в том числе сократить издержки на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза;
- на основе ЕОИС реализовать принцип «одной остановки»;
- повысить производительность таможенной службы, уполномоченных органов государственной власти и участников внешней торговли, без снижения уровня безопасности;
- привлечь дополнительное число участников ВЭД путем снижения административных барьеров, а также дополнительных издержек, возникающих из-за них;
- повысить уровень согласованности и взаимодействия таможенных систем стран мира, а также других контролирующих органов друг с другом, с использованием определенной модели данных, направляемых по каналам связи;
- создать стимулы для предоставления участникам ВЭД обеспечения (гарантий) их деятельности путем представления законопослушным участникам ВЭД упрощенных процедур, которые повышают эффективность внешнеторговых операций и облегчают соблюдение таможенных требований.
В подсистеме «Единое окно» будут взаимодействовать следующие субъекты:
- Участники внешнеэкономической деятельности и лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, согласно Таможенному кодексу Таможенного союза;
- Институт информационных операторов;
- Уполномоченный оператор ЕОИС;
- Комиссия таможенного союза;
- Таможенные службы государств-членов таможенного союза;
- Уполномоченные для осуществления контроля в сфере внешнеэкономической деятельности на территории таможенного союза государственные органы;
- Доверенная третья сторона.
Вышесказанное позволяет сделать вывод, что внедрение механизмов «Единого окна» на таможенной территории Таможенного союза трудная задача, которая требует изменений скорее не на программном и техническом уровне, а на уровне самих подходов к осуществлению взаимодействия между бизнесом и государственными органами. Предстоит сломать существующую долгое время идеологию предоставления сведений в государственные органы и перенаправить потоки информации в «Единое окно», что согласитесь не так-то просто.
Страны, где механизмы «Единого окна» уже доказали свою эффективность прошли долгий путь (5-10 лет) от концепции «Единого окна» на бумаге, до реализации ее на практике. Перед государственными органами государств-членов Таможенного союза стоит более амбициозная задача: реализовать данные механизмы за 2-3 года. Поэтому уже сейчас необходимо проводить ряд исследований направленных на выработку подходов реализации механизмов «Единого окна» на таможенной территории Таможенного союза.
«Единое окно» - инструмент не только для государственных органов, это инструмент, прежде всего, для бизнес-сообщества. Поэтому бизнес-сообществу необходимо активно включится в работу по его обсуждению, реализации и внедрению.