Правительство Российской Федерации принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг; (ст. 14, Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").
Правительство России защищает интересы «отечественных производителей товаров», однако, ни в одном российском или международном нормативно-правовом акте нет определения понятия «отечественный производитель товаров», и соответственно нет и критериев отнесения того или иного лица к категории «отечественных производителей товаров». Только по совокупности косвенных признаков можно предполагать, что имеется в виду под категорией «отечественный производитель товаров». Я попытаюсь проанализировать содержание данной категории и выявить максимально возможное число косвенных признаков, чтобы по крайней мере стало бы понятно в каком направлении двигаться, чтобы ответить на вопрос, является ли фирма «А», изготовитель товаров «Б» на территории России «отечественным производителем» этих товаров.
Из этой категории только термин «товар» имеет законодательно установленное определение, и не одно, что само по себе создает определенные, но преодолимые, сложности. Так, Налоговый кодекс признает товаром любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации, и содержит отсылку на законодательство Таможенного Союза для определения, что такое товар в таможенных правоотношениях. Таможенный же кодекс Таможенного Союза устанавливает, что товар - любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств - членов таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу. Федеральный закон «О защите конкуренции» к товару относит любой объект гражданских прав (в том числе работу, услугу, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот, а, например, Федеральный Закон «О рекламе» определяет товар, как продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Я не исключаю, что в других законах или иных нормативно-правовых актах дано иное определение товара, однако и из приведенных выше определений можно вывести: товар есть объект гражданских прав, предназначенный для введения в гражданский оборот. Исходя из анализируемой нормы Федерального Конституционного Закона «О Правительстве Российской Федерации», в совокупности с упомянутыми нормами права, возможно сделать достоверный вывод «от противного», то есть противопоставить товары работам и услугам), и рассматривать товар как вещь, предназначенную для введения в гражданский оборот.
Вторая составляющая рассматриваемого термина - слово «производитель» (речь идет о «производителе» вещей) - законодательного определения не имеет. Приходится смотреть в словари, так Современный экономический словарь определяет термин «производитель» как предприятие, организацию, компанию, лицо, производящее, изготавливающее продукцию, товары, оказываемые услуги. Максимально близкий, законодательно определенный общий термин к рассматриваемому понятию - термин «изготовитель» определяется Законом «О защите прав потребителей» как организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям. Таким образом, и в словаре и в законе одно понятие определяется через другое и обратно, а следовательно, логично предположить, что понятия «производитель» и «изготовитель» идентичны.
При этом данный закон раскрывает содержание понятия «производитель» (он же «изготовитель»), описательно, через перечисление основных прав и обязанностей «производителя-изготовителя». То есть «производитель» это лицо, которое несет определенный объем обязанностей перед потребителями. Точно такой же описательный подход к раскрытию понятия «производитель» содержится в некоторых законах России, например, «производитель лекарственных средств - организация, осуществляющая производство лекарственных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона» (Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ); «Производитель (поставщик) должен разработать техническую документацию на вещества и материалы, содержащую информацию о безопасном применении этой продукции и обязан разработать техническую документацию, содержащую необходимую информацию для безопасного применения этой продукции» (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ); «13) товаропроизводитель - зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, а также гражданин (в том числе гражданин, ведущий крестьянское (фермерское) хозяйство, личное подсобное хозяйство или занимающийся садоводством, огородничеством, животноводством), которые являются производителями и осуществляют продажу товаров собственного производства» (Федеральный закон от 30.12.2006 N 271-ФЗ). Все прочие законы РФ употребляют понятие «производитель» в качестве понятия, не требующего пояснений.
Некоторые нормы права, например, Приказ Минэкономразвития РФ N 73, Минпромэнерго РФ N 81, Минфина РФ N 58н от 15.04.2005 (ред. от 24.12.2010) "Об утверждении Порядка, определяющего понятие "Промышленная сборка" и устанавливающего применение данного понятия при ввозе на территорию Российской Федерации автокомпонентов для производства моторных транспортных средств товарных позиций 8701 - 8705 ТН ВЭД, их узлов и агрегатов" в качестве требования к производителю, устанавливают обязательное наличие производственных мощностей в России и перечень технологических операций, которые производитель обязан выполнить, чтобы пользоваться льготами, установленными в соответствии с законодательством (Постановление Правительства РФ от 29.03.2005 г. N 166; Решение КТС от 27.11.2009 N 130, п. 7.1.1).
Концептуально к этой норме об автопроизводителях близко Распоряжение Правительства РФ от 31.05.2010 N 858-р (ред. от 17.12.2010) о разработке и утверждении значений параметров, методики определения значений параметров и порядка присвоения телекоммуникационному оборудованию, произведенному на территории Российской Федерации, статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения поручено Минпромторгу России совместно с Минэкономразвития России в 2-месячный срок разработать и утвердить «параметры, в соответствии со значениями которых телекоммуникационному оборудованию, произведенному на территории Российской Федерации, может быть присвоен статус телекоммуникационного оборудования российского происхождения». Данное поручение в срок выполнено не было, на что есть две причины фактического и юридического характера: в России отсутствует компонентная база телекоммуникационного оборудования, следовательно все оборудование будет произведено из импортных компонентов, при этом отсутствует орган, который бы имел полномочия подтвердить российское происхождение собранных товаров.
Также нужно упомянуть Постановление Правительства РФ от 31.03.2006 № 184 (ред. от 08.12.2010) "Об утверждении перечня простых сборочных и иных операций, осуществление которых существенно не изменяет состояние товара и которые не отвечают критериям достаточной переработки товаров, происходящих с территории Особой экономической зоны в Калининградской области." Согласно этому постановлению, изготовление путем сборки автомобилей при выполнении технологических операций, не предусматривающих сварку, сборку и окраску кузова автомобиля, не считается достаточным, чтобы считать изготовленные автомобили, происходящими из России, соответственно и производитель этих автомобилей российским производителем считаться не может. Вместе с тем, те же самые операции, если они делаются лицами, осуществляющими «промышленную сборку» на стадии крупноузловой сборки (то есть ввозится кузов автомобиля в сборе, а на него монтируются также импортные агрегаты), считаются достаточными для того, чтобы этих лиц считать производителями, а изготовленные ими автомобили российскими. Причина этому проста, участники проектов по промышленной сборки приняли на себя существенные обязательства перед Правительством России в лице Минэкономразвития, а поэтому Правительство России принимает меры по защите их интересов, рассматривая их как отечественных производителей.
Исходя из вышеизложенного, в общем случае понятие «производитель» не связано со страной происхождения товара, а связано с наличием предприятия в России. В частных случаях, помимо наличия предприятия, чтобы стать производителем, необходимо обеспечить соблюдение специальных норм, установленных специальной нормой права. Из этих частных случаев можно сделать вывод о наличии общей тенденции, подхода Правительства России к определению критериев отечественного производителя: производитель будет отечественным только тогда, когда товар, им производимый, изготавливаемый в России, будет соответствовать критериям российского происхождения товара. Естественно предположить, что если такие критерии появится, то основываться они будут на критериях определения страны происхождения товаров, применяемых во внешней торговле для целей ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного Союза (например, Решение Совета глав правительств СНГ от 30 ноября 2000 года "О Правилах определения страны происхождения товаров").
В соответствии с Правилами, утвержденными Соглашением о единых правилах определения страны происхождения товаров от 25 января 2008 года, заключенным Правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (далее - Соглашение от 25 января 2008 года) на единой таможенной территории государств страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке в соответствии с критериями достаточной переработки товаров. При этом под страной происхождения товаров могут пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.
Понятие "критерий достаточной обработки/переработки" в соответствии с Правилами, утвержденными Решением от 30 ноября 2000 года означает, что товар считается происходящим из страны, где был подвергнут последней существенной обработке/переработке, достаточной для придания товару его характерных свойств. Данное положение носит общий характер и уточнено специальной нормой пункта 4 Правил, утвержденных Решением Совета глав правительств СНГ от 30 ноября 2000 года, согласно которой "критерий достаточной обработки/переработки может выражаться:
а) изменением товарной позиции по ТН ВЭД на уровне хотя бы одного из первых 4 знаков, произошедшим в результате обработки/переработки;
б) выполнением необходимых условий, производственных и технологических операций, достаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти операции имели место;
в) правилом адвалорной доли, когда стоимость используемых материалов или добавленная стоимость достигает фиксированной процентной доли в цене конечной продукции".
В соответствии с п. 6 Правил определения страны происхождения товаров, установленных Соглашением от 25 января 2008 года, для определения страны происхождения товара также используются в порядке, определяемом Комиссией таможенного союза, следующие критерии достаточной переработки:
1) выполнение определенных условий, производственных или технологических операций, достаточных для того, чтобы страной происхождения товаров считалась страна, где эти операции имели место;
2) изменение стоимости товаров, когда процентная доля стоимости используемых материалов или добавленная стоимость достигает фиксированной доли в цене конечной продукции (правило адвалорной доли).
С учетом вышеизложенного, если иное не установлено специальными нормами права, производителем товара является лицо, совершившее последние операции с товаром для придания этому товару потребительских свойств и несущее юридические обязанности изготовителя этого товара.
И, наконец, хотя значение термина «отечественный» не определено, будет правильным избрать консервативный подход: отечественным будет являться российское общество, лицо, зарегистрированное на территории России и имеющее предприятие в России.
На основании вышеизложенного, если иное не установлено специальными нормами права, отечественный производитель товаров это российское лицо, осуществляющее последнюю существенную обработку товара на Российском предприятии.
очень классные и поставляем во многие страны мира, но хотелось бы поддержки и от родного государства
А то, что данная продукция на 99,9% - 100% состоит из импортных агрегатов, узлов и даже деталей - это "российского производителя" не волнует. Он готов рекламировать "свою" продукцию и требовать от Правительства РФ и региональных властей льготы и субсидии для "своей" продукции.
О серийном производстве такой "российской" продукции изготовитель, или хозяева, не беспокоятся. Особенно это касается спецмашиностроения, когда продукция выпускается мелкими партиями. Поэтому им проще, дешевле и менее обременительно привезти из-за границы несколько единиц готовой (пусть даже чуть разобранной) продукции, расстаможить ее, повесить свой шильдик (бирку производителя), а потом показывать всем, особенно чиновникам, ответственным на предоставление льгот и субсидий отечественному производителю, как тяжело достаётся "производство российского товара"!!!