Доклад на 2-ом Международном Форуме «От Таможенного союза к Единому Экономическому Пространству!»
Добрый день уважаемые коллеги! Не так много времени прошло с тех пор как мы встречались последний раз. В конце сентября. Восемь месяцев, что для эпохи перемен уже существенно. Сегодня мы подводим итоги, а тема форума уже звучит «От Таможенного союза к Единому экономическому пространству». Задавшись вопросом «с чем мы идем к Единому Экономическому Пространству?», логично говорить об итогах, которые стоит подводить.
В сентябре, если помните, мы все еще возлагали большие надежды на проект Закона о таможенном регулировании. Отсылочные на национальное законодательство нормы Таможенного Кодекса Таможенного союза оставляли некоторые авансы. Многие проблемы правоприменения законодательства Таможенного Союза мы связывали с отсутствием урегулированности на уровне национального законодательства.
Теперь Закон принят, действует. Проблемы правоприменения остались. Еще на прошлом форуме Александр Северилов («Международный таможенный брокер») говорил о необходимости для таможенных представителей работать с имеющимся на тот момент законодательством, приспосабливая свою работу по море внесения изменений. Давайте проанализируем, с чем же сегодня сталкиваются таможенные представители?
В первую очередь, это, конечно, отсутствие подзаконных актов. Подобное состояние, когда наличие подзаконных актов прямо предусмотрено законодательством представляет собой значительные ограничения в реализации таможенными представителями и другими участниками таможенных правоотношений прав, предусмотренных законодательством.
В теории права известно такое понятие как ограничение в реализации прав. Обычно такие ограничения направлены на защиту общественных отношений, выполняют охранительную функцию, предполагают снижение негативной активности лиц, в отношении которых они предприняты. По всей видимости, деятельность таможенных представителей расценивается законодателем как негативная активность, от которой надо защищать общественные отношения, поскольку его (законодателя) бездействие существенно эту активность снижает.
Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации» № 311-ФЗ от 27 ноября 2010 г. (далее по тексту Закон) предусмотрено обязательное привлечение некоммерческих организаций, объединяющих лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, к участию в формировании и реализации государственной политики в области таможенного дела и консультации при разработке проектов нормативных правовых актов ФТС РФ с общероссийскими некоммерческими организациями (статья 53 Закона). Однако ни порядок взаимодействия, ни порядок проведения консультаций не утверждены, что существенно умаляет права таможенных представителей как на непосредственное участие в реализации государственной политики через свои профессиональные объединения, так и на участие в проведении консультаций через общероссийские некоммерческие организации, определенные Распоряжением Правительства РФ № 579-р от 06.04.2011.
Конечно, наша Ассоциация не «опускает руки». Со всех известных площадок (ТПП РФ, ОПОРА России, Экспертный Совет по таможенному регулированию при Комитете по бюджету и налогам Федерального Собрания Российской Федерации) мы комментируем, проводим экспертизу, собираем мнение бизнеса, однако, совершенно не понимаем в какую корзину для бумаг уходят наши материалы. Нам вполне понятно, что ФТС РФ не успевает, ограничены ресурсы, еще грядет сокращение численности таможенных органов на 20%. Казалось бы, в первую очередь надо бы использовать добровольных помощников, профессионалов в области таможенного дела. Еще в сентябре многие участники форума предлагали свою посильную помощь ФТС РФ в подготовке подзаконных актов, предлагают и сейчас. Но в отсутствие установленных порядков проведения экспертиз и консультаций такая помощь остается невостребованной.
Так, до сих пор, отсутствуют критерии к лицу, имеющему намерение стать поручителем, которые определяются Правительством в силу статьи 146 Закона. Это означает, что для российских таможенных представителей по умолчанию существуют ограничения в реализации прав выбора любого из способов обеспечения уплаты таможенных платежей, предусмотренных пунктом 2 статьи 86 Таможенного Кодекса ТС (далее по тексту ТК ТС). Финансовое обременение получения и обслуживания банковских гарантий в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей при осуществлении деятельности таможенного представителя при отсутствии возможности выбора других альтернативных способов обеспечения практически «вымывает» предприятия малого и среднего бизнеса с рынка услуг таможенного представителя. Для примера Белоруссия максимально отсрочила для своих представителей вступление в силу нормы по представлению обеспечения, а Казахстан расширил список возможных способов обеспечения уплаты таможенных платежей введением страхового договора. А ведь Таможенный союз был призван, в том числе, и улучшить условия для предпринимательской деятельности в России, как отметил Дмитрий Медведев на совещании по вопросам инвестиционного климата в августе 2010 года. «Создание инструментов, межгосударственных механизмов не является самоцелью. Это лишь средства. В конечном счете, они должны формировать благоприятные условия для ведения бизнеса»- сказал он. И если мы, спустя почти год функционирования Таможенного союза не имеем практического подтверждения защиты в рамках Союза интересов российских предпринимателей, в том числе и в области таможенного дела, дальнейшая интеграция в ЕЭП вызывает тревогу развития негативных тенденций перемещения деятельности внешнеторговых предприятий и предприятий, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, в наиболее благоприятные условия, например, Казахстана.
Статьей 177 Закона предусмотрено право для лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, представления отчетности в электронном виде при наличии электронной цифровой подписи. Электронная подпись на сегодняшний день есть практически у каждого таможенного представителя, а механизма представления отчетности в электронном виде нет. Это значит, что ни на одном портале нет окна, где были бы кнопки «прикрепить отчет» и «отправить в ФТС РФ». На наш вопрос в первый день Форума заместитель директора Главного научно-информационного вычислительного центра ФТС России Владимир Скиба заверил нас в том, что технические возможности приема отчетности есть, нет разработанной и согласованной между структурными подразделениями технологии получения такой отчетности. Я еще помню те времена, когда Галина Баландина, выступая на похожих форумах относительно создания нашего, уже «старого», Таможенного Кодекса 2004 года советовала нам обжаловать бездействие ФТС РФ по выпуску подзаконных актов прямо предусмотренных Кодексом. И также как и тогда это кажется смешным. И со всей России, ежеквартально таможенные представители заваливают ФТС РФ бумагой, почта работает, осваиваются новые архивные площади. А все потому, что структурным подразделениям не согласовать кнопку «отправить отчет».
До сих пор нет порядка совершения таможенных операций при помещении товаров на временное хранение при том, что предусмотренные ТК ТС основы такого порядка существенно отличаются от ранее действовавших в Российской Федерации. Не подготовлен порядок, определяющий особенности помещения под таможенную процедуру таможенного транзита товаров, прибывающих на территорию Таможенного союза морским или железнодорожным транспортом. А уже май 2011 года. Отсутствует Административный регламент включения в реестр уполномоченных экономических операторов. И этот перечень можно продолжать бесконечно. Очень важный и в тоже время негативный с точки зрения инвестиционной привлекательности факт отсутствия порядка создания и ликвидации таможенных органов Правительством РФ при наличии у ФТС РФ правомочий по определению их местонахождения приводит к неожиданным результатам хаотичных, дестабилизирующих действий по их совершенствованию в регионах.
С другой стороны, например, при обилии нормативных актов, регулирующих внесение изменений в декларацию на товары, до сих пор непонятно каким образом внести изменения до выпуска, если декларирование идет обычным порядком. То есть другая проблема заключается и в том, что лавина постоянно поступающих подзаконных актов тем или иным образом вызывает вопросы корреспондирования как таможенному законодательству Таможенного союза, так и друг другу, что ставит под сомнение их практическую полезность.
Так, распределив Приказом ФТС №597 от 21.03.2011 г. компетенцию между региональными управлениями по принятию предварительных решений по классификации, ФТС РФ по каким-то причинам не доверило классификацию 72 и 73 групп Южному и Северо-Западному таможенным управлениям. По всей видимости, потому что именно через эти управления именно эта номенклатура проходит в большем объеме, чем через остальные. Других причин на ум не приходит.
К сожалению, не получили мы еще пока прозрачного и предсказуемого национального законодательства в развитие Таможенного Кодекса Таможенного союза. В итоге, все планы по дальнейшей интеграции от Таможенного союза к Единому Экономическому Пространству вызывают лишь тревогу. Нам бы с Таможенным Союзом разобраться…